Первые транспортные средства с различной степенью автоматизации
станут доступны потребителям летом 2015 года. Об этом говорится в исследовании,
которое провел The Boston Consulting Group (BCG).
Ближайшие перспективы
Транспортные средства с различной степенью автоматизации начнут
продаваться, начиная с середины 2015 года, а уже в 2017 году на дорогах ожидается
массовое появление частично автономных машин, говорится в отчете BCG. Последовательное
усложнение бортовых систем и совершенствование законодательной базы приведет
к появлению полностью автономных серийных автомобилей в течение 10 лет, а еще
через 10 лет такие машины станут привычными для всех. Согласно расчетам BCG,
к 2025 году объем рынка автоматизированных транспортных средств в денежном выражении
может достигнуть 42 млрд долларов.
Внедрение беспилотных технологий на транспорте будет последовательным.
Первой появится система, способная самостоятельно вести автомобиль по трассе
в пределах одной полосы – такую технологию производитель электрокаров «Tesla»
собирается внедрить уже к концу нынешнего года. Аналогичная система под названием
«Super Cruise» еще через год появится на автомобилях «Cadillac». К 2017 году
многие автопроизводители предложат системы адаптивного круиз-контроля, которые
смогут сами вести машину в пробках и парковать транспортное средство.
При этом самостоятельно разгоняться и тормозить автомобили
умеют уже сейчас, а системы автоматической парковки совершенствуются каждый
год. Например, некоторые модели «Volkswagen» не только могут парковаться параллельно
и перпендикулярно тротуару, но и заезжать в парковочный карман передом в несколько
приемов. Экспериментальные «Volvo» умеют находить парковочные места, двигаясь
вдоль стоящих машин без помощи водителя.
Следующим шагом в 2018 году станет внедрение автопилотов,
способных менять полосы движения, говорится в отчете BCG. Самостоятельно ориентироваться
в городе автомобили смогут только к 2022 году. Наконец, в 2025 году ожидается
появление полностью автономной модели, которую первым обещает представить «Mercedes-Benz».
Технологии уже есть
Существующие технологии вполне позволяют запустить производство
беспилотных автомобилей уже сейчас, но производители предпочитают испытать свои
системы и довести их до совершенства. Так, компания «Volvo» в рамках проекта
«DriveMe» испытывает в реальных условиях 100 машин с различными электронными
системами. «Audi» недавно представила автономный хэтчбек A7, который без помощи
водителя преодолел 550 миль от Сан-Франциско до Лас-Вегаса. BMW тестирует автономные
2-Series как на закрытой трассе, так и на городских улицах. Наконец, «Nissan»
оттачивает свою технологию на публичных дорогах Японии, обещая серийные автономные
системы уже к концу 2016 года.
Технически автомобиль с системой автономного управления отличается
только наличием камер, датчиков и сервоприводов, управляющих рулевым механизмом,
тормозами и двигателем. Автопилот способен распознавать разметку, дорожные знаки,
сигналы светофора, пешеходов, велосипедистов и других участников движения. Некоторые
системы могут ориентироваться по разметке и специальным передатчикам, другие
полагаются только на информацию, получаемую с собственных камер и датчиков.
Частично эти системы внедрены и работают уже давно. Например,
радарный круиз-контроль, который умеет держать дистанцию до впереди идущей машины,
был представлен в 2006 году, как и первая система автоматической парковки. В
2008 году машины научились самостоятельно тормозить до полной остановки, чуть
позже – считывать разметку, держаться в полосе и распознавать пешеходов. Объединив
все эти технологии в один программно-аппаратный комплекс, производители вполне
могут отправить автомобиль в самостоятельную поездку.
Нужны новые законы
Для того чтобы проектам полностью автономных систем управления
был дан зеленый свет, производители автомобилей и компонентов должны будут убедиться
в том, что коммерческое производство новой электроники будет оправданным, а
эксплуатация автономных машин станет надежной и безопасной. В частности, транспортные
средства должны быть хорошо защищены от кибер-атак, программных ошибок и неточностей
электронных карт систем навигации. Еще одной проблемой является отсутствие правовой
базы. Считается, что автопилот быстрее реагирует на изменение дорожной ситуации,
работает без усталости и не подвержен эмоциям, однако вопрос о том, кто будет
отвечать за возможные ДТП с участием автомобилей-роботов, еще предстоит урегулировать
законодательно.
Правительственные комиссии во многих странах (Япония, Корея,
Китай и страны ЕС) уже готовят необходимые законопроекты. Министерство транспорта
США запускает программу специальных исследований, которая будет проводиться
с 2015 по 2019 годы. При этом власти 5 штатов уже фактически разрешили использование
беспилотных автомобилей.
Помимо совершенствования законодательной базы, властям придется
преодолеть сопротивление консервативно настроенной общественности, поэтому во
многих странах активно продвигается тезис о социальной миссии беспилотников.
В США, например, считается, что беспилотники могут сэкономить время, выбирая
оптимальный маршрут с учетом трафика, экономить топливо и даже спасать жизни.
По подсчетам экспертов BCG, в США использование таких машин может предотвратить
до 30 тыс. ДТП в год.
А как в России?
Российские чиновники обещают подготовить амбициозную программу
развития перспективной отрасли, в которой будут прописаны законодательные инициативы,
технические регламенты, идеи по привлечению ученых, предпринимателей и инвесторов.
К началу 2020-х годов, когда появятся первые беспилотные автомобили, в России
должна быть готова вся нужная инфраструктура.
В РФ при государственной поддержке создается новая отрасль
промышленности, которая предложит на рынке роботов различных типов – от беспилотных
такси до сельскохозяйственных тракторов. Согласно проекту, к 2025 году объем
поставок российских беспилотников на внутренний и внешние рынки достигнет 4,5
млрд долларов в денежном выражении – это чуть больше 10% общей доли мирового
рынка автономных транспортных средств.
BCG, 12.05.2015
Последние новости
«Скорым»
разрешат повреждать другие авто. 6.12.2016
Водители-алкаши
получили реальные сроки . 6.12.2016