Водители, двигаясь по загородной трассе, часто
встречаются с ситуацией, когда дорогу пересекает стадо коров. С
виду безобидное животное может оказаться серьезной опасностью на
дороге.
Смеркалось.
Водитель М., управляя своим "Фольксвагеном Пассатом", двигался по
трассе "Калининград-Зеленоградск", направлялся домой. Рабочий день
закончился удачно, впереди были выходные, и дома ждал горячий ужин.
Ничто не предвещало беды.
В это время по той же дороге, но в попутном направлении, брела
буренка по кличке "Мурка". Корова вела домой хозяина. Именно так, а
не наоборот было на самом деле, так как хозяин буренки Кузьмич,
крепко "заложивший за воротник", был в таком состоянии, что сам уже
даже мычать не мог. Примерно в двухстах метрах от них был
расположен дорожный знак 1.24 "Перегон скота". Но ни "Мурка", ни
Кузьмич не знали, что переходить дорогу надо именно там. Кузьмич
был не в состоянии что-либо осознавать. И вот животное, подгоняемое
кнутом пьяного Кузьмича, не задумываясь, стало перебегать дорогу,
где и встретилось с двигавшимся по трассе "железным конем",
управляемым водителем М.
Визг тормозов, сильный удар, мат пастуха... и, последний раз
промычав, буренка отбросила копыта. Грустно. Однако
рассмотрим данный случай с точки зрения ПДД. Кто и что нарушил?
Согласно п.24.5 ПДД, "животных на дороге следует перегонять,
как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять
животных как можно ближе к правому краю дороги".
Таким образом, в целях обеспечения безопасности дорожного
движения стадо животных нужно перегонять в стороне от дорог
и не использовать автотрассы, тем более ночью.
Согласно п.24.7 ПДД, "погонщикам скота запрещается оставлять на
дороге животных без надзора, прогонять животных через дороги вне
специально отведенных мест, а также в темное время суток и в
условиях недостаточной видимости, вести животных по дороге с
асфальто- и цементобетонным покрытием при наличии иных путей".
Буренка ничего не нарушила в силу своей природной безграмотности.
Кузьмич же явно не выполнил требования п.п.24.5, 24.7 ПДД. Тем не
менее в отношении водителя М. также рассматривалась возможность
нарушения им требований п.10.1 ПДД. Данный пункт гласит, что "при
возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии
обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости
вплоть до остановки транспортного средства".
Несмотря на простоту происшествия, для объективного рассмотрения
дела был привлечен специалист-эксперт по ДТП из автоэкспертного
бюро. Были тщательно выяснены все обстоятельства ДТП. По тормозному
следу была определена скорость автомобиля. Для решения вопроса о
том, мог ли водитель М. избежать наезда на животное необходимо было
знать, сколько прошла корова с момента выхода на дорогу до
непосредственного места наезда на нее. Надо было установить
скорость движения коровы. Пришлось проводить эксперимент с
привлечением другой коровы и измерением ее скорости движения.
Наконец, все необходимые исходные данные были добыты. После их
анализа экспертом был сделан вывод, что при возникновении опасности
в виде вышедшей на дорогу коровы, водитель М. не имел технической
возможности предотвратить наезд.
Причиной происшествия, таким образом, послужило невыполнение
пастухом требований п.24.5 и п.24.7 ПДД. Так как имуществу М.
был причинен вред, то он вправе был обратиться в суд с иском о
возмещении ущерба.
ГК РФ прямо не указывает на возможность признания источником
повышенной опасности животных. Но вредоносность и бесконтрольность
действий крупных домашних животных (в том числе служебных и
сторожевых собак) и диких животных, находящихся у юридических лиц и
граждан, позволяют при определенных обстоятельствах относить их к
источникам повышенной опасности.
Так как причиной данного ДТП явилась халатность пастуха, из-за
которой вышедшая на дорогу корова создала аварийную ситуацию,
повлекшую имущественный вред для водителя М., то пастух и должен
был возместить материальный вред. С учетом имущественного положения
пастуха было достигнуто мировое соглашение. После этого Кузьмичу
оставалось лишь скорбеть о несчастной буренке, а водитель М. еще
долго угощал друзей шашлыком из говядины, рассказывая про этот
случай.
Владельцам крупных животных, особенно пастухам необходимо быть
предусмотрительными и не нарушать установленный ПДД порядок
перегона скота. Водителям же при подъезде к предполагаемому месту
возможного выхода животных на проезжую часть необходимо быть более
внимательными и вести автомобиль с такой скоростью которая
позволила бы при возникновении опасности предотвратить ДТП.
Дополнительную информацию Вы можете получить по моб.тел.
8-911-460-04-04.
Алексей Румянцев, юрист Общества защиты прав автомобилистов
"ОСА",
"Авторынок Калининграда"
,
№49 от 16.12.2003
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Соловьев Алексей
(-----.ufamts.ru) 15:31 09.07.2004
Re: Автомобиль наехал на корову + вопрос!
Совсем недавно, а точнее 02.07.2004г. в нашей солнечной Башкирии произошло схожее ДТП: автомобиль ДЭУ-Матиз под управлением моего шефа, со мной в качестве пассажира, ехал себе не нарушая скоростного режима по делам фирмы в г.Уфу. Вдруг из т.н. полосы отвода автодороги (а проще - овраг придорожный) показалась голова барана, который начал переходить автотрассу, а за ним и все стадо, голов 15. Последствия - плачевны. Наш небольшой автомобиль на скорости 90-100 км/ч лишил жизни 3 животных, и "приобрел" повреждений на сумму примерно $100.
В связи с изложенным, люди добрые, помогите пожалуйста коллеге-начинающему юристу:
Наши поиски хозяина баранов (участвовали мы и 2 инспектора-дознавателя ДПС ГАИ)успехом не увенчались, 3 предполагаемых хозяина "пошли в отказ", заявив что животные им не принадлежали.
Пастуха с баранами не было, стадо других животных, принадлежащих жителям деревни, пас один из соседей (у них там очередность) совсем в другом месте.
В милиции говорят что закроют дело по нашему заявлению в связи с не-установлением виновного лица, и советуют обратиться в суд с гражданским иском.
Подскажите, есть ли у дела судебная перспектива? Разрешала ли подобные случаи судебная практика? Какие доказательства (если еще не поздно) можно собрать?
С уважением, Алексей.
#2
Соловьев Алексей
(-----.ufamts.ru) 15:48 09.07.2004
Забыл!!!
Прошу извинений, в сумме ущерба машине я пропустил один нолик, она составит примерно $ 1000, и то по предварительным подсчетам.
А еще хотел сказать: у нас обнаружился один свидетель, который утверждает, что один житель деревни (назовем его условно Х...) ежедневно пасет своих баранов на этом участке трассы, где произошло ДТП. Доказательством этому служит то, что дети этого гражданина Х... ежедневно их оттуда забирают ближе к вечеру. Вот. А еще в день ДТП баранов этого гражданина Х... в общем стаде не было, но они там появились ближе к 14-00 (ДТП произошло в 12-00), и пригнал их сынок гражданина Х...
Мы также опрашивали соседей гражданина Х..., один из них показал, что у Х... стадо примерно из 12-13 баранов, а сам Х... сразу сказал что их у него 11. Мы сделали вывод, что он уже слышал об аварии.
Как думаете, насколько весомы будут эти доказательства (свидетель + сосед), чтобы тяжба с Х... увенчалась успехом?