С нового года автовладельцы встретятся
с новыми правилами задержания ТС
В декабре 2003 года Правительством РФ приняты
Правила,
определяющие порядок задержания транспортного средства, помещение
его на стоянку, хранение и запрещения эксплуатации
. К чему же
надо готовиться автовладельцам?
В каких случаях задерживают ТС
Задержание транспортного средства (далее - ТС), согласно этим
"Правилам...", осуществляется только в семи случаях,
предусмотренных ч.1 ст.27.13 КоАП РФ. Перечислим их:
1) статья 11.9 (управление судном судоводителем, находящимся, в
состоянии опьянения);
2) ч.1 ст.12.3 (управление ТС водителем, не имеющим при себе
документов на право управления им, регистрационных документов на
ТС, страхового полиса обязательного страхования гражданам
ответственности владельцев ТС, а равно документов, подтверждающих
право владения, пользования или распоряжения управляющим им ТС в
отсутствие его владельца);
3) ч.2 ст.12.5 (управление ТС с заведомо неисправной тормозной
системой (за исключением стоячного тормоза), рулевым управлением
или сцепным устройством (в составе автопоезда));
4) ч.1 и 2 ст.12.7 (управление ТС водителем, не имеющим права
управления (за исключением учебной езды) и управление ТС
водителем лишенным права управления ТС);
5) Ч.1 ст.12.8 (управление ТС водителем, находящимся в состоянии
опьянения);
6) ч.4 ст.12.19 (нарушение правил остановки или стоянки ТС на проезжей
части, повлекшее создание припятствия для движения других ТС, а
равно остановка или стоянка ТС в туннеле);
7) ст.12.26 (невыполнение требования сотрудника милиции о прохождении
медицинского освидетельствования на состояние опьянения).
Следует помнить, что если причины, на основании которых ТС могут
поместить на штрафстоянку, будут устранены на месте выявления
административного правонарушения (например, когда при отсутствии у
водителя "прав" рядом есть лицо, имеющее право на управление ТС
соответствующей категории, или "права", к примеру, через полчаса
подвезли родственники, знакомые, или когда водителю удалось
устранить неисправности в автомобиле), то ТС не задерживается, а
работниками ГАИ только составляется административный протокол за
конкретное правонарушение.
Задержание ТС и помещение его на штрафстоянку за нарушение ч.1
ст.12.8 и ст.12.26 КоЛП РФ могут быть произведены только после
того, как сотрудники ГАИ получат заключение о медицинском
освидетельствовании, что водитель действительно находится в
состоянии опьянения или же в случае, если водитель откажется
проходить медосвидетельствование. То есть в этом случае в отношении
него будет составлен административный протокол с участием двух
понятых. Поэтому, если водителя везут на медосвидетельствование, он
не должен передавать управление своим автомобилем сотрудникам ГАИ,
а просто оставить его в том месте, где возможна парковка и стоянка.
Пункт 14 новых "Правил...", где предписывается задержанное ТС
выводить на спецстоянку при помощи другого ТС (эвакуатора) вошел в
противоречие с п.13.15 "Наставления по работе ДПС ГИБДД МВД РФ",
где указано, что задержанное ТС доставляется на спецстоянку с
использованием другого ТС либо сотрудником ДПС самостоятельно при
условии обеспечения сохраненности задержанного ТС.
Ясно, что если сотрудники ДПС будут исполнять п.14 новых
"Правил...", то они много времени будут тратить на ожидание
эвакуатора, а этим моментом может как раз и воспользоваться
водитель, чтобы устранить причины задержания на месте. Если
эвакуатор через какой-то промежуток времени прибывает, а водитель
только что устранил причины задержания, то сотрудник ДПС не имеет
права в дальнейшем задерживать ТС и отправлять его на спецстоянку.
Если Ваше авто задерживают
Необходимо водителям всегда помнить, что если ТС эвакуируется на
штрафплощадку, то сотрудник ГАИ обязан опечатать место доступа в ТС
(багажник, капот, двери) и выдать копию протокола, где должен
описать находящееся в автомобиле имущество.
Новыми "Правилами..." определен порядок запрета эксплуатации ТС,
который осуществляется в случаях, предусмотренных ч.2 ст.27.13
КоАП РФ.
Запрещается эксплуатация ТС со снятием государственных
регистрационных знаков только при нарушении правил эксплуатации и
управления ТС в трех случаях:
1) по ст 9.3 (нарушение эксплуатации тракторов, самоходных,
дорожно-строительных и иных машин);
2) по ст.12.1 (управление ТС, не прошедшим гостехосмотр);
3) по ч.2 ст.12.5 (управление ТС с заведомо неисправными тормозной
системой, рулевым управлением или сцепным устройством).
При совершении каких-либо других правонарушений, сотрудники ГАИ
не имеют права снимать регистрационные знаки авто. Однако сегодня
часто имеют место нарушения законности со стороны отдельных
сотрудников ДПС, когда они снимают номерные знаки при наличии
неисправностей или условий, при которых в соответствии с ПДД
управление ТС запрещено (к примеру, за тонированные стекла).
Такие сотрудники ДПС могут быть привлечены к
административной ответственности по ст.12.36 КоАП РФ, и по решению
суда на них может быть наложен административный штраф в размере от
15 до 20 МРОТ.
Противоречия в законодательстве
К сожалению, принятый нормативный акт не устранил противоречий,
заложенных в самом КоАП РФ. Так, положение о необходимости
задержания ТС в случаях нарушения водителем правил остановки или
стоянки на проезжей части, повлекшего создание препятствий для
движения других ТС, остановки или стоянки ТС в тоннеле противоречит
положениям ст.12.19 КоАП РФ, запрещающим при нарушении правил
стоянки или остановки эвакуацию ТС и удержание их на стоянке.
Безусловно, либо в ст.12.19, либо в ст. 27.13 следует внести
необходимые изменения в целях разрешения этой правовой коллизии.
В "Правилах..." четко указано, со ссылками на нормы
административного права, в каких случаях запрещается эксплуатация
ТС, однако, тем же Правительством в свое время были утверждены
"Основные положения по допуску ТС к эксплуатации и обязанности
должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения",
которые установили "Перечень неисправностей и условий, при которых
запрещается эксплуатация ТС". Этот перечень весьма велик и ни в
коем случае не сводится к неисправностям лишь тормозной системы,
рулевого управления или сцепного устройства. При наличии любой из
неисправностей, определенных этим "Перечнем...", в соответствии с
Законом РФ от 18.04.1991 г. "О милиции" сотрудники милиции имеют
право запрещать эксплуатацию ТС.
Таким образом, нормы права указанные в ч.5 ст.27.13 КоАП РФ и п.20
новоизданных "Правил задержания ТС..." вошли в противоречия с
Законом РФ "О милиции" и ст.11 пункта "ж" "Положения о ГИБДД МВД
РФ", где речь идет о праве запрещать эксплуатацию ТС при наличии
неисправностей и условий, перечень которых утверждается
Правительством РФ).
И наконец, основное противоречие заложенное в Правилах по отношению
к другим законодательным актам.
В пунктах 8 и 9 "Правил..." сказано, что уполномоченное должностное
лицо, убедившись в устранении причины задержания ТС, дает
разрешение (в письменной форме) на выдачу ТС, и выдача производится
после оплаты расходов, связанных с перемещением ТС на спецстоянку и
его хранение.
Однако в ч.1 ст.27.13 КоАП РФ указано, что после устранения причин
задержания ТС должно быть возвращено владельцу, а о том, что выдача
ТС обусловливается оплатой установленных сумм за хранение и
доставку ТС ничего не сказано. Указание в "Правилах..." о том, что
выдача ТС производится после оплаты расходов, противоречит не
только ст.27.13 КоАП РФ, но и ст.35 и ч.3.ст.55 Конституции РФ
которые гласят, что задержание имущества ограничивает право
собственника пользоваться им, а ограничение прав эксплуатации может
быть произведено только федеральным законом. В случаях же, когда
водитель имеет все права на владение и управление автомобилем, не
ограничен в своей дееспособности и не просит о предоставлении такой
"услуги", лишение его права собственности на автомобиль (даже
временное) до момента оплаты, является антиконституционным актом.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ в одном из своих определений
по конкретному делу указала, что обязанность граждан оплачивать
расходы за эвакуацию и за хранение на стоянке не вытекает из
правового содержания ситуации, когда нарушитель ПДД никаких
противозаконных действий в отношении организаций, осуществляющих
эвакуацию и охрану, не совершал и причинная связь между действиями
нарушителя и возникшими у этих организаций расходами отсутствует.
В моей практике был случай, когда на коммерческую штрафстоянку
был помещен автомобиль, водитель которого, ездящий на нем по
доверенности, не имел документов на право управления. Собственник
автомобиля, узнав про задержание и имея все соответствующие
документы, получил в ГАИ разрешение забрать автомобиль, но ему его
не выдали, так как работники штрафстоянки потребовали оплатить
услуги по хранению машины. Тем самым, удерживая незаконно
автомобиль, они нарушали конституционные и гражданские права этого
человека, который не должен был нести ответственность за другого
гражданина, нарушившего требования ПДД. Обратившись в суд,
собственник добился возврата автомобиля без оплаты, при этом
взыскав с администрации спецстоянки приличную сумму по возмещению
убытков и морального вреда.
Таким образом, отказ в возвращении автомобиля владельцу по мотивам
неуплаты и противоправного удержания на спецстоянке может быть
обжалован в суде, так как имеется ограничение прав данного лица.
Юристы "Осы" намерены заранее принять соответствующие меры по
обеспечению законных прав граждан, связанных с задержанием
транспортных средств и помещением их на спецстоянку, которые будут
созданы органами исполнительной власти.
Дополнительную информацию Вы можете получить по
тел. 21-05-12, 77-91-37.
Георгий Румянцев, председатель калининградской областной
организации защиты прав автомобилистов "ОСА"
,
"Авторынок Калининграда"
, №1 от 5.01.2004
P.S.
Как отмечает "Российская газета",
несмотря на то, что постановление вступило в силу в конце декабря
2003 года, работать оно начнет не раньше, чем через три месяца.
Именно такой срок определен этим же постановлением, чтобы Минэкономразвития
и торговли разработало рекомендации по тарифной политике оплаты
расходов на транспортировку и хранение задержанных ТС.
И хотя окончательные тарифы будут "сочинять" местные власти, по
словам начальника отдела административной практики ГУ ГИБДД МВД
России Владимира Кузина, до выхода рекомендаций Минэкономразвития
транспортные средства задерживать не будут. К тому же, МВД и МЧС
необходимо разработать формы протоколов задержания, а также порядок
хранения и возврата регистрационных знаков.
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Victor
(-----.cityline.ru) 21:57 06.01.2004
Приветствую всех!
Штрафная стоянка на данный момент отсутствует в городе, однако в ближайшие 2 месяца она должна появиться. Из опыта прошлых лет, можно быть уверенным, что для хозяина "выкуп" своего авто из данного учреждения будет сопровождаться морально-экономическим кризисом и нервным расстройством. Т.к. владелец будет оплачивать:
1. Штраф (в зависимости от "преступления" 0.5-20 МРОТ)
2. "Услуги" эвакуатора( >1500р)
3. Почасовая оплата за стоянку ( даже не представляю сколько это будет. около 300р/ час)
Никакого бесплатного времени не будет (оно будет включено в услуги эвакуатора)
Даже самый быстрый штрафник заплатит около 100 USD. Что согласитесь немало.
Забывчивым, любящим выпить или запарковаться на тротуаре остается только одно:
Спилить все крюки, предназначенные для транспортировки(спереди и сзади), снять фаркоп(желательно иметь съемный, но в багажнике), а также установить какую-либо секретку, иначе законопослушный гаишник укатит на вашем авто куда ему захочется.
Также, эвакуаторщики могут покалечить ваше мирно припаркованное авто, если оно будет стоять на передаче или ручнике. Это уже совсем другие расходы. А если у вас АКПП?
При поломке на дороге(не дай Бог, конечно)придется везти авто на ремонт на эвакуаторе((фаркоп пригодился!). Это единственный минус, зато сколько плюсов, и нервы в порядке. Так что рекомендую.
P.S. И вообще держитесь на дороге подальше от тротуара и не смотрите на работников ДПС. Да Вы и так всё знаете.
Всё, я закончил, удачи на дорогах!!!
#2
ale
(-----.cityline.ru) 17:57 08.01.2004
фигня :) прорвемся :) главное быть на чуточку умнее и находчивее гайцев :)
#3
прохожий
(-----.dion.ru) 00:22 10.01.2004
Это ментопутинский беспредел!Который планомерно осуществляется с некоторых пор ,в отношении автомобилистов в частности и народа в общем.
#4
ЛЕНА
(-----.111.127) 23:56 01.11.2005
Я точно знаю , что уважаемых инспекторов ГИБДД доводят почти до обмлорока совсем незнакомы слова такие как Конституция, права человека и номера статей, которые они и в глаза не видели!! Так что ссылайтесь на нормативные акты!!!
#5
ЛЕНА
(-----.111.127) 00:00 02.11.2005
Я точно знаю, что уважаемых блюстителей дорожного порядка доводят почти до обморока совсем незнакомые им слова, такие как закон, Конституция, а номера называемых статей вообще вводят в ступор!! Цитируйте нормаивные акты и ссылайтесь на нарушение прав человека и гражданина и мы победим!!!!
#6
Александр
(-----.222.57) 14:07 04.01.2006
менты
все менты козлы и взяточники
#7
Гюзель
(-----.macomnet.net) 00:08 14.08.2006
Я сама столкнулась в жизни с тем,что у меня гаишник грозился забрать машину и снять номера за просроченное ТО(на 2 недели) и ОСАГО (1мес.).Считаю,что эти нарушения не столь смертельны для окружающих,чтобы их карать столь сурово.Все эти законы лишь кормушка для нечистоплотных чиновников ,им сколько не плати зарплату -всё мало будет,вот для них тадипуты и стараются с законными основаниями поборов,а уж в пользу государства или в свой карман инспектора разбираются ,так сказать,на месте.Почитала и поняла ,как жили в стране дураков так и будем жить,к сожалению,от умных здесь ничего не зависит.По содержанию всех статей видно,кто писал и для кого.Вот так-то не очень весело получается.
#8
Serg15
(-----.55.47) 00:33 11.04.2008
В древней индии были касты, у каждой были свои законы
Есть каста работников мвд, у которой свои законы, называются они обтекаемо, например руководство к действию или инструкция №*** . И все остальные законы им не писаны. Все остальные законы - это для "не ментов". Добавте к этому корпоративную поддержку. Это когда один мент нарушает закон, а другой "судья" это покрывает. Теперь применительно к задержанию машины. Сами менты и эвакуаторы ездиют и нарушают правила ПДД. Сегодня я провел 6 часов под забором стоянки, при этом привозили только машины только трех марок-"Москвич-412", ВАЗ десятой модели с провинциальными номерами и приоры. Ни одного лексуса или паджеры не привезли, хотя как раз именно эти марки паркуются где попало и действительно мешают движению в городе. Поэтому говорить, что закон одинаков для всех смешно. Из закона совершенно не понятно, в каких случаях имеют право перевозить машину. В моем случае машина якобы была припаркована не правильно, и поэтому её увезли на штаф стоянку. Однако на самом деле машина стояла на шестиполосной дороге, и помех не создавала. Да, согласен, что была припаркована с нарушением правил, но затора и пробки не создавала. Так же ,если переместить машину, то она по идее уже перестает создавать препятствия,т.е. фактически устраняется причина задержания. Трудно предположить, что хотели получить авторы документа, на практике приходит инспектор с эвакуаторщиком, инспектор придумывает, какое нибудь нарушение и машину увозит эвакуатор. Машину отдают после оплаты услуг эвакуатора. Причем степень помехи движению других машин инспектор определяет сугубо из своих заинтересованных мотивов. Полностью отсутвует возможность обжалования решения инспектора Гибдд. Разговор короткий- вы заплатите всё штафы, а потом ходите и спорьте. При этом четко дают понять, что денег не вернут. Вот такой беспредел ... (((
#9
GADZILA
(-----.192.33) 09:17 17.08.2009
Короче, гон.... они , и исправит их могила...
#10
Александр
(-----.opera-mini.net) 04:22 07.10.2013
что если отказатся от машины?
Что ваобще предусмотренно в таком варианте отказался пройти мед экспертизу забрали снятою с учета машину чтобы невести с терористами переговоров и неитти у них на поводу отказатся ваобше от тачки неходить подзаборами да немотать себе нервы сдаровие все как никак дароже этих железок на штрав стоянках.