Маршрутная сеть изобилует недостатками
Управлением ГИБДД УВД по Калининградской области проведён анализ
функционирования с 21 марта 2010 года городской маршрутной сети пассажирского
транспорта г.Калининграда с внесенными постановлением главы администрации №2131
от 1 декабря 2009 года изменениями.
Следует отметить, что изменения внесены без учёта предварительного
детального исследования маршрутной сети и пассажиропотоков. Анализ и обсуждение
существовавших и предложенных характеристик транспортной системы с заинтересованными
ведомствами и гражданами в необходимой мере не проводился. Не рассматривались
варианты проведение экспериментальных, локальных изменений в масштабе 2-х или
3-х маршрутов с всесторонним анализом результатов (технико-экономическая оценка,
общественное мнение, мнение специалистов, перевозчиков). Это позволило бы избежать
ряда элементарных недоработок и ошибок.
Изменения внесены без учета существенных особенностей транспортной
системы г.Калининграда, которые влияют на эффективность маршрутной сети пассажирского
транспорта:
-
автомобилизация населения, значительно
опережает развитие улично-дорожной сети и системы общественного транспорта;
-
серьезно ограничена и отсутствует
резерв пропускной способности улично-дорожной сети (УДС), что ведет к перегрузке
центра города;
-
отсутствует организационная система
управления и контроля за маршрутным пассажирским транспортом;
-
исключена возможность пересадок
между маршрутами из-за отсутствия системы расчетов между перевозчиками (сеть
построена по ущербному с точки зрения пассажиров принципу - «1 билет - 1 поездка
»).
В 2008 году по договору с администрацией г.Калининграда научно-производственным
унитарным предприятием «БАЭС» Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров
на транспорте выполнена «Разработка комплексной схемы организации движения КСОД:
оптимизация движения маршрутного городского транспорта г. Калининграда».
Проектом определены принципиальные приоритеты развития транспорта
общего пользования:
-
магистрализация за счет корректировки маршрутной сети в
ближайшей перспективе (до 2010 года);
-
выделение магистральных видов транспорта и маршрутов за
счет интеграции системы оплаты проезда и формирования крупных городских терминалов
(пересадочных узлов) в средней перспективе (2010-2012 годы);
-
создания магистрального городского транспорта, обеспечивающего
радикальное повышение скорости сообщения в пределах города в перспективе генерального
плана города (до 2020 года).
В качестве стратегии развития общественного транспорта «БАЭС»
предлагало использовать основные принципы разработанной немецкими учеными еще
в 1997 году «Интегрированной концепции транспортного развития города Калининграда
1997-2010» в части:
-
Создания организации-заказчика перевозочной работы;
-
Формирования системы единых билетов;
-
Оптимизации маршрутной сети на основе формирования пересадочных
узлов;
-
Локализации конечных пунктов пригородных маршрутов в северном
и южном терминалах без пересечения мостов.
НПУП «БАЭС» абсолютно логично и обоснованно определяло оптимальный
срок завершения основных действий на ближайшую перспективу – до 2010 года, так
как этот год являлся сроком завершения действия ранее заключенных контрактов
с перевозчиками.
Разработчиками предлагались и совершенно конкретные меры по
оптимизации маршрутной сети:
- сокращение количество маршрутов:
|
Кол-во маршрутов существующее
|
Кол-во маршрутов предлагаемое
|
Автобус
|
37
|
26
|
Особо малый автобус (маршрутка)
|
33
|
23
|
Трамвай
|
6
|
4
|
Троллейбус
|
6
|
3
|
Всего
|
82
|
56
|
- снижение интенсивности движения общественного транспорта
на центральных магистралях города:
|
Кол-во маршрутов
|
Интенсивность движения, ТС/час
|
сущ
|
предлаг
|
%%
|
сущ
|
предлаг
|
%%
|
Ленинский пр.
|
35
|
24
|
-31
|
178
|
126
|
-29
|
Черняховского
|
24
|
21
|
-12
|
135
|
120 (110)
|
-5 (-18)
|
Пр. Мира
|
24
|
18
|
-25
|
107
|
100 (90)
|
|
Не выдерживает критики «директивное» повышение скорости сообщения
на автобусных маршрутах. Озвученная сотрудниками транспортного управления повышенная
до 18 км/час скорость сообщения противоречит самой сути понятия «скорость сообщения».
Скорость сообщения - это фактическая скорость, получаемая делением длины маршрута
на фактическое суммарное время движения автобуса на маршруте и время стоянки
автобуса на промежуточных остановочных пунктах. Эта ошибка привела к тому, что
время сообщения или время нахождения автобуса на маршруте принудительно сократили.
При этом водитель в городе должен либо увеличивать скорость или сокращать или
полностью исключать отстой на конечных остановках, что бы соблюсти расписание.
«Гонки» автобусов – фактически организованы новой схемой.
В совокупности с общей недисциплинированностью водителей автобусов
и маршрутных такси следует в ближайшее время прогнозировать рост дорожно-транспортных
происшествий, количество которых велико и в настоящее время. Так по вине водителей
пассажирского транспорта, за первые 2 месяца и 15 дней марта, произошло 61 дорожно-транспортное
происшествие, из них 4 учетные, где пострадали люди. В трех случаях имел место
наезд на пешехода (ООО «Тотем», МУП «Калининградгортранс», ИП Артеменко – г.
Балтийск), в одном – падение пассажира в салоне, в результате наезда на дерево
(ООО «Гусевские линии). Без пострадавших совершено происшествий в ООО «Балтавтолайн»
- 12 ДТП, группа ООО «Вестлайн» - 11 ДТП, группа ООО «Пап» - 8 ДТП, группа ООО
«Тотем» и ЗАО «Анюй» по 5 ДТП. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий
явились: несоблюдение бокового интервала при перестроении, несоблюдение безопасной
дистанции до впереди идущего транспортного средства, непредставление преимущества
в движении.
За 2 месяца 2010 года водителями автотранспортных предприятий
были совершены 284 административных правонарушения в области обеспечения безопасности
дорожного движения. Самыми распространенными нарушениями являются управление
технически неисправным транспортом и проезд перекрестка на запрещающий сигнал
светофора. Нередки случаи перевозки пассажиров превышающих по количеству имеющиеся
места для сидения в маршрутных такси.
В отношении водителей группы ООО «Балттрансавто» и ИП Савенко
возбуждены 69 дела об административных правонарушениях, в том числе по причине
уезда с места совершения ДТП – 2 материала. Водители группы ООО «Балтавтолайн»
совершили 57 правонарушений, в том числе 12 случаев выезда на перекресток на
запрещающий сигнал светофора. Водители группы ИП Скиба В.С. и ООО «Маршрутное
такси» нарушили ПДД 44 раз, из них 16 – проезд на запрещающий сигнал светофора.
Водители группы ООО «ПАП» – 35 нарушение ПДД, группы ООО «Вестлайн» – 32 нарушения,
ЗАО «Анюй» – 28 нарушений ПДД.
Обновлённая (правильнее – изменённая) маршрутная сеть включает:
32 маршрута автобусов и 30 маршрутов маршрутных такси. При этом в городе одномоментно
будут находиться на маршрутах 462 автобуса и маршрутных такси. Следует сделать
вывод, что кардинального сокращения количества маршрутов и автобусов обоих классов
не произошло, хотя ранее высказывались заверения о сокращении до 30% и более
подвижного состава без ущерба для качества обслуживания пассажиров.
Спорное во многих отношениях провозглашение задачи обслуживания
пассажиров «за счет одной поездки» без пересадки, приводит к тому, что подавляющее
большинство маршрутов являются диаметральными, проблемами которых является дисбаланс
нагрузки: недогрузка в периферийных частях города и на ряде улиц, и избыточное
количество в центральной части города.
Из 32 автобусных маршрутов 25 являются однозначно диаметральными.
Более того, из 30 маршрутов маршрутных такси 21 маршрут так же является диаметральным.
И еще одно подтверждение лоббирования интересов перевозчиков: 23 автобусных
маршрута проходят по Ленинскому проспекту от эстакадного моста до пл.Победы.
И если к ним прибавить на этом же участке 12 маршрутов маршрутных такси, то
для объяснения скопления одновременно 6-8 автобусов на остановке у гостиницы
Калининград особых причин искать не приходится.
Протяжённость 17 маршрутов автобусов (из 32) составляет более
15-ти километров, а протяжённость 5 маршрутов – от 20 до 30 километров. Только
запредельным количеством автобусов на маршрутах такой протяжённости можно обеспечить
приемлемые интервалы движения. Это и является объяснением коллапса пассажирского
транспорта в центре города, что приводит к неудобству пассажиров на остановочных
пунктах и снижению пропускной способности улично-дорожной сети. Становится нормой
высадка пассажиров без заезда в «карман», а зачастую - и во втором ряду. В порядке
вещей, перестроение автобусов и особенно маршрутных такси с левых рядов в крайний
правый непосредственно в зоне остановок, что приводит к задержке и остановке
транспортного потока.
Отдельной темой следует выделить экологическую составляющую
рассматриваемой маршрутной сети. В истекшем периоде 2010 года сотрудниками УГИБДД
УВД по Калининградской области были осуществлены 10 проверок транспортных средств
перед выездом на линию в автотранспортных предприятиях осуществляющих пассажирские
перевозки по городу Калининграду и области. Осмотрены 544 автобуса, из которых
242 имели неисправности (44,4%), в том числе неисправности рулевого управления
или тормозной системы 176 (32,3%).
14 января 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств ЗАО «Анюй», расположенного в г. Калининграде на ул. Третьяковская,
4 (территория ОАО «Автоколонна 1359). Руководителем является Лавренчук Александр
Николаевич. На осмотр были представлены 66 автобусов. Сотрудниками ГИБДД выявлены
25 неисправных (37,8%), в том числе имели неисправности рулевого управления
либо тормозной системы 19 (28,7%). По годам выпуска проверенные транспортные
средства распределяются: 1970-1980 – 5, 1980-1990 – 8, 1990-2000 – 37, младше
2000 - 16.
19 января 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств группы ООО «ПАП», расположенных в г. Калининграде на Аллее
Смелых, 138 «а». Руководителем является Фомин Виктор Николаевич. На осмотр были
представлены 86 автобусов. Сотрудниками ГИБДД выявлены 40 неисправных (46,5%),
в том числе имели неисправности рулевого управления либо тормозной системы 31
(36%). По годам выпуска проверенные транспортные средства распределяются: 1970-1980
– 5, 1980-1990 – 35, 1990-2000 – 46, младше 2000 - 2.
21 января 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств группы ООО «Вестлайн» расположенных в г. Калининграде на
ул. Третьяковская, 4 (территория ОАО «Автоколонна 1359). Руководителем является
Сизенко Виктор Иванович. На осмотр были представлены 64 автобуса. Сотрудниками
ГИБДД выявлены 25 неисправных (39%), в том числе имели неисправности рулевого
управления либо тормозной системы 16 (25%). По годам выпуска проверенные транспортные
средства распределяются: 1970-1980 – 7, 1980-1990 – 18, 1990-2000 – 23, младше
2000 - 6.
26 января 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств группы ООО «Зеленоградск-Транс» расположенных в г. Калининграде
на ул. Московский проспект, 181 «д». Руководителем является Блохов Геннадий
Иванович. На осмотр были представлены 44 автобуса. Сотрудниками ГИБДД выявлены
12 неисправных (27,2%), в том числе имели неисправности рулевого управления
либо тормозной системы 10 (22,7%). По годам выпуска проверенные транспортные
средства распределяются: 1970-1980 – 2, 1980-1990 – 10, 1990-2000 – 23, младше
2000 - 9.
17 февраля 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств в группе ООО «Тотем», расположенным в г. Калининграде на
ул.Туруханской, 1. Руководителем является Василевицкий Михаил Иосифович. На
осмотр были представлены 45 автобусов. Сотрудниками ГИБДД выявлены 18 неисправных
(40%), в том числе имели неисправности рулевого управления либо тормозной системы
16 (35,5%). По годам выпуска проверенные транспортные средства распределяются:
1970-1980 – 0, 1980-1990 – 15, 1990-2000 – 22, младше 2000 - 8.
4 марта 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств в группе ООО «Балттрансавто», ИП Савенко В.А., расположенным
в г. Калининграде на ул. Киевская, 19. Руководителем является Савенко Владимир
Алексеевич. На осмотр были представлены 33 автобуса. Сотрудниками ГИБДД выявлены
23 неисправных (69,6%), в том числе имели неисправности рулевого управления
либо тормозной системы 14 (42,4%). По годам выпуска проверенные транспортные
средства распределяются: 1970-1980 - 0, 1980-1990 -0, 1990-2000 – 23, младше
2000 - 10.
10 марта 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств в группе ИП Скиба В.С., Скиба В.В., Скиба Л.С. и ООО «Маршрутное
такси», расположенным в г. Калининграде на ул.Камской, 28. Руководителем является
Скиба Валерий Станиславович. Перевозки осуществляются исключительно микроавтобусами.
На осмотр были представлены 64 микроавтобуса. Сотрудниками ГИБДД выявлены 27
неисправных (41,5%), в том числе имели неисправности рулевого управления либо
тормозной системы 20 (30,7%). По годам выпуска проверенные транспортные средства
распределяются: 1970-1980 – 0, 1980-1990 – 0, 1990-2000 – 33, младше 2000 -
29.
16 марта 2010 года проведена проверка технического состояния
транспортных средств в группе ООО «Балтавтолайн», расположенным в г.Калининграде
на ул.Мусоргского, 74. Руководителем является Донских Сергей Леонидович. На
осмотр были представлены 93 автобуса. Сотрудниками ГИБДД выявлены 40 неисправных
(43%), в том числе имели неисправности рулевого управления либо тормозной системы
35 (37%). По годам выпуска проверенные транспортные средства распределяются:
1970-1980 – 2, 1980-1990 – 42, 1990-2000 – 31, младше 2000 - 18.
Передвижение такого количества автобусов с низкими экологическими
характеристиками значительно усугубляет загазованность центральной части города.
При этом измененная маршрутная сеть не только не способствует, но и наоборот
сдерживает развитие экологически безопасного городского электротранспорта.
Проведенные УГИБДД УВД контрольные проверки выявили не решенные
введенной маршрутной схемой недостатки, способные привести к дорожно-транспортным
происшествиям:
-
Автобусные маршруты, направляющиеся с и на улицы Суворова
и Дзержинского, пролегают через высокоинтенсивное и аварийное пересечение:
Ленинский проспект – проспект Калинина - ул. Киевская, перегружая остановочный
пункт «Южный железнодорожный вокзал». При этом не используется для части маршрутов
улиц Багратиона и Тополиная аллея.
-
Направление автобусного маршрута по ул. Энгельса (против
одностороннего движения) перегрузило сложное пересечение: ул. Кутузова – ул.
Энгельса – проспект Победы, что вызывает постоянное образование заторовых
ситуаций в «часы пик».
-
Автобусные маршруты, направляющиеся со стороны улиц О. Кошевого
и Батальной, пролегают по ул. Судостроительной с выходом у кинотеатра «Родина»
и далее на ул. Киевскую. Учитывая недостаточные геометрические параметры ул.
Судостроительной на участке от многопрофильной больницы до ул. Коммунистической,
целесообразно использование для большей части маршрутов ул. Инженерной.
-
Автобусные маршруты, направляющиеся со стороны Ленинского
проспекта и ул. Шевченко, пролегают через высокоинтенсивное и аварийное пересечение:
ул. 9 Апреля – ул. Фрунзе с левым поворот на ул. 9 Апреля и далее на пл. Василевского.
С целью исключения заторовых ситуаций целесообразно использование для части
маршрутов улицы Литовский вал.
-
На ул. Согласия для отстоя автобусов предусмотрено использование
кольцевой развязки: ул. Согласия – ул. Панина. С целью исключения создания
заторовых ситуаций целесообразно рассмотреть вариант оборудования площадки
отстоя в районе спорткомплекса «Янтарный».
-
Использование остановочного пункта «КВШУ» на ул. Литовский
вал (в направлении от ул. Гагарина в сторону пл. Василевского) способно вызвать
рост дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездами на пешеходов.
Целесообразно до обустройства данного остановочного пункта заездными карманами
и пешеходным переходом исключить остановку автобусов.
-
На ул.Челнокова для отстоя автобусов предусмотрено использование
кольцевой развязки у ГУР «Сельма». С целью исключения создания заторовых ситуаций
целесообразно рассмотреть вариант оборудования площадки отстоя в ином месте.Использование
для отстоя и разворотов автобусов площади Василевского и ул. 9 Апреля может
носить временный характер до начала реконструкции улицы.
-
Улицу Карамзина (от ул. Громовой до ул. Кошевого), учитывая
недостаточные геометрические параметры (малые радиусы поворотов в плане) целесообразно
использовать в маршрутах автобусов только «малого класса».
-
Отсутствует разворотное кольцо и площадка отстоя автобусов
на ул. Красной (в районе школы № 20).
-
На ул.Ал.Невского в качестве разворота автобусов выезжающих
с ул.Дадаева используется перекресток улиц Ал.Невского – Некрасова – Артиллерийская.
Однако разворот автобусов на перекрёстке из-за недостаточной ширины проезжей
части крайне затруднён.
-
Ул. Елены Ковальчук не может быть использована как площадка
для отстоя автобусов на конечном остановочном пункте. Необходимо рассмотреть
иной вариант расположения конечного пункта и площадки отстоя.
-
Не решён вопрос обустройства площадки отстоя на конечном
остановочном пункте «Дизайн-Экспресс» на ул.Ломоносова, что снижает пропускную
способность улицы и вызывает обоснованные жалобы жителей микрорайона.
-
Отсутствует разворотная площадка и площадка для отстоя автобусов
на набережной Баграмяна. Автобусы вынуждены использовать под разворотную площадку
и отстой площадку перед памятником «Рыбакам Балтики», что не обеспечивает
безопасность гостей и жителей города и других участников дорожного движения.
-
Движение автобусов по ул. Боткина в связи с ограниченной
боковой видимостью, недостаточной шириной проезжей части и постоянным движением
учащихся медицинского колледжа не отвечает действующим требованиям по безопасности
дорожного движения.
-
Не решён вопрос легитимности железнодорожных переездов на
улицах Судостроительной и Инженерной, что вынуждает автоперевозчиков согласовать
проезд через переезды у их владельцев, а также поднимает вопрос об оборудовании
переездов ТСОДД в установленном порядке.
В целом получилась сложная для восприятия и ориентации маршрутная
схема пассажирского транспорта г.Калининграда, что подтверждается многочисленными,
обоснованными жалобами граждан.
В целях устранения допущенных недостатков и дальнейшего развития
системы городского пассажирского транспорта целесообразно проведение следующих
мероприятий:
-
при строительстве крупных жилых, торговых, социальных комплексов
необходимо учитывать и планировать интересы и возможности городского пассажирского
транспорта, перераспределение транспортного спроса;
-
в срочном порядке необходимо обследование транспортных и
пассажиропотоков с привлечением специализированных организаций;
-
формирование крупных городских терминалов (пересадочных
узлов) в районе Северного и Южного вокзалов с обеспечением связи электротранспортом;
-
создание общегородской единой системы оплаты проезда;
-
ограничение использования индивидуального автотранспорта
и маршрутных такси в центре города;
-
выделение обособленных полос для движения общественного
транспорта (трамвай-автобус полос);
-
организация контроля движения.
Управление ГИБДД УВД по Калининградской области,
"Авторынок
Калининграда"
, №16 от 27.04.2010
Вам непременно понравится сайт AVTO39.RU, специально разработанный для смартфонов и планшетников.
Ваши комментарии
Добавить комментарий
|