ГИБДД разъясняет, какие наказания положены за маневры на встречной
С 20 НОЯБРЯ 2010 г. кардинально поменялись Правила дорожного движения. С 21 ноября 2010 г. вступили в силу поправки в Кодекс об административных правонарушениях, касающиеся именно дорожных правил.
Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге, предлагаем всем читателям внимательно изучить, каким наказанием могут обернуться для водителей различные маневры. В новой редакции ответственность за некоторые нарушения несколько смягчена, за некоторые — значительно повышена.
Разбор полетов предлагаем начать со стандартных случаев нарушения правил, за которые у вас точно задержат водительское удостоверение до решения суда. Надо сказать, что и суд в большинстве случаев в данных ситуациях примет решение не в вашу пользу. То есть лишит прав.
К сожалению, на изображение всех возможных ситуаций потребуется издавать книжку, и не одну. Приводим наиболее сложные и спорные случаи. Несмотря на то, что некоторые из них не претерпели изменений в связи с поправками в Правилах дорожного движения и КоАП, они по-прежнему вызывают массу вопросов и столкновений между ГИБДД, водителями, юристами и судьями.
А поэтому их толкование руководством ГИБДД может пойти на
пользу не только водителям, но и инспекторам, стоящим на дороге с жезлом и приборами,
и юристам, сидящим в кабинетах с томами сводов различных законов.
Ситуация 1.
В данном случае водитель пошел на обгон
в зоне действия знака «обгон запрещен». Даже при полном отсутствии разметки
такой маневр может обернуться лишением прав. Дело в том, что в Правилах теперь
прописано, что обгоном называется маневр, когда транспортное средство выезжает
на встречную полосу дорожного движения. Все остальное — это опережение. При
отсутствии разметки полосой для встречного движения считается та, которая расположена
слева от середины проезжей части, определяемой визуально. В данной ситуации
водитель белого автомобиля нарушает требование дорожного знака, совершает выезд
на встречную полосу, и его действия будут квалифицироваться инспектором по части
4 статьи 12.15 КоАП. Она предусматривает лишение прав на 4—6 месяцев. В конечном
итоге решение будет принимать суд.
Ситуация 2.
На этом рисунке автомобиль пересекает сплошную
полосу, пересечение которой запрещено в Правилах. Можно ли считать полосу, отведенную
для движения общественного транспорта, движущегося во встречном направлении,
встречной полосой? Конечно. Это обусловлено разметкой и знаками.
Ситуация 3.
Движение по трамвайным путям встречного
направления. Во-первых, в Правилах есть прямой запрет на такое движение. Во-вторых,
внесены изменения в КоАП.
Если ранее за такое нарушение предусматривался штраф, то сейчас
— лишение права управления. Начнем с того, что трамвайные пути встречного направления
предназначены и для движения встречного колесного транспорта. Именно с них должен
осуществляться левый поворот и разворот встречных автомобилей. К тому же такой
маневр опасен и для пассажиров трамвая. Ведь трамвай всегда обходят спереди,
чтобы видеть встречный трамвай и встречные машины. Поэтому автомобиль, который
обгоняет трамвай, пешеход попросту не увидит. Равно как и водитель не сможет
вовремя заметить выскочившего из-за трамвая пешехода. Это чревато серьезными
последствиями. Законодатель счел, что такой маневр должен наказываться так же,
как выезд на встречную полосу, чем он, по сути, и является.
Ситуация 4.
В ситуации, изображенной на рисунке, водитель
лишится прав. В Правилах прописано, что обгон запрещен за 100 метров до переезда.
Определить это расстояние можно не только на глаз. Предупреждающие знаки устанавливаются
за 50, 100, 150 метров до переезда в населенном пункте и за 100, 200, 300 метров
— вне населенных пунктов.
Ситуация 5.
Обгон на участках с ограниченной видимостью
запрещен. Но если нет разметки, то о том, что видимость ограничена, должен предупреждать
знак. В данном случае - знак «крутой подъем». Тот же вариант на дороге с крутым
поворотом. Тогда должен быть установлен знак «опасный поворот». Надо иметь в
виду, что знак «крутой подъем» может устанавливаться непосредственно перед началом
опасного участка. Знак «опасный поворот» - за 50 метров в населенном пункте
или за 150 метров - на трассе. Поэтому в последнем случае запрещение обгона
начинается там, где начинается действие знака, а не там, где этот знак установлен.
Ситуация 6.
Автомобиль едет по круговому движению в
противоположном направлении. Такое движение сотрудники Госавтоинспекции квалифицировали
по части 4 статьи 12.15 КоАП. Однако встречались люди, которые в суде оспаривали
данную квалификацию нарушения. Причем суды соглашались с их аргументами и наказывали
такого водителя только за нарушение требований знака.
В чем был казус ситуации? В том, что в части 4 статьи 12.15 КоАП говорилось о выезде на сторону дороги, предназначенную для движения в противоположном направлении. А где на круговом движении найти сторону дороги?
Со вступлением в силу поправок в часть 4 статьи 12.15 КоАП этот спорный момент уйдет. Теперь эта новелла звучит так: выезд на полосу дороги, предназначенную для встречного движения. Движение в противоположном направлении по кругу — это и есть выезд на полосу встречного движения. А потому этот маневр уже будет бесспорно квалифицирован по части 4 статьи 12.15, которая предусматривает лишение прав на 4 — 6 месяцев.
Разъяснение ГИБДД опубликованы в «Российской газете».