Поток жалоб водителей на плохое качество автомобильного топлива не иссякает. Поэтому правительство приняло решение в сжатые сроки – до начала февраля – вычистить топливный рынок.
Первые массовые внеплановые проверки на рынке моторного топлива прошли в 2015 году по поручению президента. Тогда нарушения по физико-химическим свойствам обнаружились на каждой пятой заправке. Они опасны для двигателей и экологии, а иногда и приводят к ДТП. Например, когда машина глохнет прямо на железнодорожном переезде.
К 2017 году уровень нарушений среди АЗС снизился до 11% (среди сетевых заправок - до 3,5%), цель - довести этот показатель до 1%.
По итогам первой волны проверок появился жесткий законопроект об оборотных штрафах для АЗС за паленое топливо (1% от годовой выручки). В декабре Госдума должна рассмотреть его во втором чтении. На очереди – запуск мобильного навигатора с АЗС, где проверки выявили нарушения по физико-химическому составу, и введение обязательных испытаний продукции, отгружаемой с нефтебаз на заправки.
Дело в том, что паленое топливо производится в основном на мини-НПЗ, на нефтебазах смешивается с нормальной продукцией крупных НПЗ, и под их документами смесь поставляется на автозаправки. Сейчас нефтебазы формально только хранят топливо, хотя де-факто отвечают за его конечный состав.
Над заметить, что проконтролировать качество топлива непросто. Во-первых, об этом заранее надо предупредить АЗС, которые подготовятся к встрече с контролерами. Во-вторых, обновление запасов топлива на АЗС происходит регулярно, и что было вчера, не будет одним и тем же сегодня.
Лучшим критерием качества АЗС является их принадлежность к крупным сетевым структурам. Их руководители в значительной мере заинтересованы в лояльности клиентов. Так, например, в одной калининградской компании несколько лет назад использовали дешевую некачественную присадку к бензину, что вызвало массу негативных отзывов автовладельцев и отток покупателей. По признанию одного из сотрудников компании ее владельцы поняли, что подобная «экономия» оборачивается большими убытками.