В Израиле проводится эксперимент, призванный поощрить водителей
не ездить в часы пик. В рамках первого этапа эксперимента каждый водитель, выразивший
готовность отказаться от стояния в пробках, получил около 570 долларов.
Принцип эксперимента прост: тот, кто не ездит в своем личном автомобиле в часы пробок, получает наличные. Из 1135 водителей, принявших участие в эксперименте в период с 2013 по 2017 год, 460 выполнили все условия в течение полутора лет, и им было выплачено в среднем 620 долларов. Каждый доброволец получил 310 долларов в качестве бонуса за готовность принять участие в эксперимент.
Результаты первого этапа показали, что 45% водителей изменили свои привычки значительным образом — каждый из них сократил в среднем на 25 км пробег автомобиля в перегруженных районах в часы пик.
Пробки на основных трассах Гуш-Дана начинаются каждое утро в 6:50 и рассасываются к 9:50.. Ежедневно в будние дни на трассу Аялон въезжают около 700 тысяч автомобилей, максимальная пропускная способность точки на одной из полос трассы составляет 180 автомобилей за 5 минут. В часы пик спрос достигает более чем 200 автомобилей в течение 5 минут, что и становится причиной пробки. Расчеты показывают, что решение 12% водителей, проезжающих по трассе Аялон, выйти из дома всего на полчаса раньше позволило бы уменьшить пробку на 54%.