Только на одних иномарках зарабатывают миллионы долларов
Аукционы по продаже квот на ввоз легковых автомобилей, состоявшиеся
в Калининграде 26 декабря, былого ажиотажа у предпринимателей не
вызвали из-за слишком крупных лотов. Организаторам и участникам
аукционов удалось найти странный "консенсус" - выгодный вид бизнеса
был отдан в руки малочисленной группе предпринимателей, а
себестоимость квоты достигла минимума при сохранении высокой цены
реализации.
На этом аукционе впервые был выставлен весь годовой объем квот - 15
тыс. автомобилей. Он был разбит на 10 лотов по 1500 штук при
небывало высокой стартовой цене в 150 тыс. долларов за лот и шаге
аукциона в 1500 долларов. Заявки на участие в аукционе подали
девять предпринимателей, однако реально участвовали всего шесть.
Из выставленных на аукцион десяти лотов было продано семь: по
одному приобрели пять предпринимателей и два лота купил шестой
участник. Еще по трем лотам аукционы были признаны несостоявшимися.
В ходе аукционов борьбы между участниками замечено не было. Все
лоты ушли по минимальной цене, выросшей всего на один шаг аукциона.
Таким образом, цена квоты в пересчете на один автомобиль составила
101 доллар. Срок реализации купленных квот установлен до 31 декабря
2003 года. Нереализованных квот осталось на 4500 автомобилей.
Следует отметить, что в течение 2002 года организаторы торгов
непрерывно увеличивали размер лотов и стартовую цену. Так, в первой
половине года величина лота не превышала 200 машин (было 50 и 100
машин) при стартовой цене до 20 тыс. долларов. Зато в октябре размер
лота вырос до 400 штук при стартовой цене 40 тыс. долларов (причем
сделано это было во изменение ранее принятого решения), а
в декабре - до 1500 штук (при стартовой цене 150 тыс. долларов).
Для чего это было сделано, догадаться нетрудно. Нужно только
ответить на вопрос, кому это выгодно. В первую очередь, конечно,
крупным игрокам на рынке продажи квот. Мелкие торговцы не в
состоянии заплатить крупную сумму в 150 тыс. долларов. Количество
участников резко уменьшается, в результате чего резко снижается
конкурентная борьба за приобретение и реализацию квот, которые
покупаются по минимальной цене (101 доллар), а продаются по
максимальной (500-600 долларов). Легко посчитать, что при затратах
на один лот в 150 тыс. долларов чистый доход при их реализации
составляет 600-750 тыс. долларов. Можно ли еще найти сегодня такой
выгодный вид бизнеса, где прибыль равна 400-500 процентам?
Учитывая при этом, что бюджет от продажи квот получает минимальную
сумму (отметим, что цена квоты на аукционах весны 2002 года
достигала 450-470 долларов в расчете на один автомобиль), можно
сделать вывод, что заинтересованными материально в установлении
крупных лотов является не только малочисленная группа
предпринимателей... Зато
простые автолюбители проигрывают из-за выросших
затрат на растаможку (раньше при себестоимости квоты на одну
машину в 150-200 долларов они платили за нее всего 300-400
долларов).
Дмитрий Пискунов , "Авторынок Калининграда", №1
от 4.01.2003