Александра Артемьева гонки притягивали, как магнит, еще с детства.
Но серьезное увлечение автоспортом началось два с небольшим года
назад. Поначалу ему было все равно, где гонять и на чем. Кросс,
ралли, слалом, ледовый трек или джип-триал - он участвовал во всех
гонках. Но со временем, накопив опыт, Александр остановился на
одном из самых зрелищных видов автоспорта - автомобильном кроссе.
Александр всегда был по-спортивному упрямым, и это помогало ему
добиваться поставленных перед собой задач и показывать отличные
результаты. Каждый автоспортсмен знает, что огромную роль в
подготовке гонщика играет так называемый "накат". Именно количество
гоночных километров и "вкатанность" очень сильно поднимает класс
вождения. Ведь даже маленький перерыв между гонками может стать
большой помехой для достижения победы.
На работе и в быту Александр дружелюбный и улыбчивый
человек. Являясь владельцем крупного предприятия по ремонту машин
("Автоспеццентра"), хорошо знакомого калининградским автомобилистам,
Александр щедро делится своими секретами по настройке и подготовке
спортивных машин. Все гонщики, так или иначе, пользовались его "базой"
и знают, что он никогда не откажет в консультации или практической
помощи. У него самый большой парк "боевых" машин. Он, как никто
другой, знает, что к машине надо относиться, как к тончайшему инструменту.
Она должна быть всегда готова "к бою" и сиять идеальной чистотой.
"Боевая" машина Александра
Артемьева
На сегодняшний день Александр Артемьев является самым
результативным спортсменом области, имеющим, пожалуй, большой
опыт выступлений на этапах чемпионата России и достигшим
результатов, которые не смог показать ни один спортсмен в области
за всю историю автоспорта. Благодаря его фанатичной преданности
автоспорту в официальных протоколах чемпионата России появились у
калининградцев зачетные очки. Уже в этом году Александр стал
обладателем почетного знака "Золотой руль".
Имея огромный опыт выступлений, он ставит для себя реальные задачи
и близок к их выполнению. Уровень подготовки спортивной техники в
этом году в чемпионате России вырос настолько, что принимать
участие в нем на "стандарте" - это попусту тратить время и деньги.
Ведущие автокроссмены России могут служить только ориентиром для
калининградских спортсменов. Но на соревнованиях рангом ниже есть
шансы на победу, и норматив мастера спорта, судя по удачным
выступлениям на Славянском кубке (по итогам трех этапов Александр
занял второе место), в этом сезоне он должен выполнить.
О том, как проходит спортивный сезон 2003 года рассказывает сам
Александр Артемьев:
- Первый этап чемпионата России проходил в Казани. Наша команда
приехала на место соревнований за несколько дней до старта. В целом
дорога хлопот не доставила, и добрались мы туда благополучно. Небольшие
поломки у тягача приключениями назвать нельзя. Правда, на первом
этапе мне не повезло. Из тринадцати участников я оказался
последним. Может, сработало роковое число.
Прошлый год был своего рода "ознакомительным". Я проехал все этапы
именно для изучения трасс и "вкатки". Затем меня ожидала гонка в
Тольятти и 28 июня в Дмитрове.
Что касается организации гонки в Казани, то она всегда была на
высоте. Пожалуй, это самый высокий уровень проведения этапа в
России. Здесь, кстати, и самый дорогой призовой фонд. Больше такого
я нигде не видел. Победителям в каждом классе вручались ключи от
новых "Жигулей".
В прошлом году мне удалось попасть в финал и занять пятое место,
я рассчитывал на подобный результат и сейчас. Но те изменения и
реконструкции трека, которые были сделаны для "быстрых" машин,
шансов на победу мне не оставили.
Во-первых, трек стал очень скоростным. Полностью "сгладились"
повороты. Средняя скорость прохождения дистанции составляла около
90 км/ч. Покрытие подготовлено и укатано до такой степени, что
покрышки визжали и стирались, как на кольцевых гонках.
Во-вторых, качественно изменилась спортивная техника соперников.
2-литровые "опелевские" моторы на полноприводных восьмерках по
мощности превосходили мою "Мазду" в несколько раз.
В третьих, в этом году собрался очень сильный состав гонщиков. В
соревнованиях приняли участие Александр Карасевич, на протяжении
двух лет являющийся вице-чемпионом по автокроссу, Александр
Фабрициус - семикратный чемпион соревнований на кубок России, Борис
Кателло - заслуженный мастер спорта, Рустам Минниханов на "Форде
Пуме" последней версии. У того "зверя" под капотом спрятался целый
"табун" из 670 "лошадей", с которым тяжело было состязаться моим
200 "кобылам". На круге я проигрывал Рустаму по 6-7 секунд. В
заезде всего восемь кругов, т.е. проигрывал я лидеру целый круг.
Единственная надежда была - выбраться из "утешиловки" (утешительный
заезд, в котором победитель продолжает гонку и попадает в
полуфинал), но пришлось стартовать с двумя новыми машинами "Форд
Фокус" по 380 л.с. "Мазда" меня не подвела, но с более дорогими и
мощными машинами ей конкурировать, естественно, было невозможно.
Для примера: стоимость машины Минниханова - около 800 тыс.долларов.
По окончании Казанской "невезухи" предстоял переезд в г.Тольятти,
где 30 мая стартовал второй этап России. В прошлом году я занял
шестое место. Трасса гораздо "убойнее", чем в Казани, но мне такие
нравятся.
Из семнадцати участников опять я оказался на "невыгодной" машине. К
прежнему составу добавилось два "Фольксвагена" (по 500 л.с.) и
несколько машин тольяттинской "зарядки". Выходя на старт, после
печального опыта Казани, я был очень расстроен. Считал, что финал
не "светит" и здесь. Но получилось все наоборот. Обильно политая
трасса преподнесла участникам на мощных машинах гораздо больше
"сюрпризов", чем мне. Появилась возможность "потолкаться" в
пределах разумного, в результате сработал обратный эффект.
Скоростные машины на скользкой и неровной дороге удержать было
очень сложно. Кому-то не хватило опыта, а кого-то подвело незнание
трассы. Подводила гонщиков и техника. Эти заезды скорее походили на
"гонки на выживание". Почти 60 процентов спортсменов выбыли по разным
причинам. В итоге, в полуфинальном заезде я пришел к финишу
третьим. Сразу попал в финал и немного приободрился.
В финал вышло десять машин. Первым пришел, как всегда, Минниханов,
вторым - Салават Фатхутдинов. Заезд получился очень интересным.
Занял я седьмое место. Заработал первые 10 зачетных очков, чем был
очень доволен. Следующая гонка состоялась 28 июня в Дмитрове. А вот
от последнего этапа, который пройдет сентябре в Курске, пришлось
отказаться. Цель сезона 2003 года - выполнить норматив и получить
звание мастера спорта.
...Перед поездкой в г.Дмитров Александр побывал в г.Красное, на
втором этапе Славянского кубка по автомобильному кроссу. Смоленская
область приняла спортсменов из Беларуси и России. Машины по
мощности были примерно одинаковые, и результат во многом зависел от
мастерства гонщиков. Относительно легко пробившись в финал,
Артемьев занял почетное третье место.
Третий этап Славянского кубка проходил в г.Борисове (Беларусь).
Рассказывает Александр Артемьев:
- Трасса была скоростная, а спортивная борьба тяжелая. Показав
лучшее время в квалификации, в первом полуфинальном заезде легко
уйдя от соперников со старта, я немного погорячился. В поворот
вошел с большой скоростью, не удержал машину и перевернулся.
Пришлось все оставшееся время перед решающими заездами, благо они
проводились на следующий день, почти полностью восстанавливать
машину. К утру, благодаря самоотверженной работе механика команды
Михаила Соларева, она была готова к старту. В "утешительном" заезде
я приехал первый и попал в финал. Пришлось стартовать с последнего
ряда. Тем не менее, немного "потолкавшись", удалось пробиться
вперед и приехать к финишу третьим. Кроме того, губернатор
г.Борисова отметил мой спортивный "подвиг" (никто не ожидал, что
после такого переворота я выйду на старт и продолжу гонку) и вручил
мне диплом первой степени и спортивный приз в виде хрустальной
медали "За волю к победе". Результатом выступления я очень доволен.
Единственный минус - на обратной дороге из-за введения виз,
пришлось четверо суток просидеть на границе в Беларуси.
Осталось теперь два выступления на "Славянке" и два - на местной
трассе "Янтарное кольцо" в г.Гурьевске.
Александр Канонич
, "Авторынок Калининграда", №28 от 22.07.2003