Трудно себе сейчас представить, что когда-то за руль спортивных
машин садились джентльмены в отглаженных рубашках и бабочках, а
тряпично-кожаный шлем защищал лишь уши от встречного ветра. В
случае аварии никто не мог дать гарантии, что гонщик останется
целым и невредимым. Сегодня же автоспорт является одним из самых
безопасных видов спорта.
Экипировка гонщика
Жизнь и здоровье людей в автомобиле зависит от двух факторов:
активной и пассивной безопасности. Если автомобиль плохо слушается
руля, подвержен внезапному срыву в занос или сносу осей автомобиля,
обладает неэффективными тормозами, его активная безопасность
оставляет желать лучшего.
На гоночных трассах постоянно возникают нештатные ситуации, которые
предотвратить не всегда удается, да и невозможно. Гонщик в первую
очередь думает о том, как обогнать или не пропустить соперника, чем
об опасности попасть в аварию. В автоспорте чрезвычайные ситуации
неизбежны. Поэтому пассивная безопасность обеспечивает минимальные
последствия аварии, в которую автомобиль уже попал. Быть же
полностью уверенным в безопасности гонщика нельзя. И тем не менее
пилоты выходят невредимыми из таких ситуаций, в которых рядовому
водителю на стандартной машине неминуемо грозило бы увечье или даже
смерть.
Современные спортивные машины воплощают в себе многолетний опыт
работы специалистов по пассивной безопасности, требования к нормам
очень высокие и жестко регламентированы.
К началу шестидесятых годов гонщики уже надевали на голову
достаточно прочный шлем, но он сочетался с очками, стекла в которых
зачастую были обыкновенными, стеклянными и при аварии могли
разбиться. Осколки угрожали глазам пилотов. Комбинезоны были
брезентовыми, а появившаяся огнеупорная пропитка не пользовалась
популярностью среди гонщиков - она приводила к тому, что костюм
пилота переставал "дышать" и в нем было сложно выдержать
изнурительную гонку.
Лишь к началу семидесятых годов появились образцы легких и
безопасных комбинезонов, шлемов с небьющимися "забралами".
Использование огнеупорной одежды в "Формуле 1" стало обязательным
в середине семидесятых. Чуть раньше были узаконены многоточечные
ремни безопасности, фиксирующее тело гонщика в кресле. Требования
к экипировке пилотов ужесточались. Сейчас гонщик обязан помимо
комбинезона носить огнеупорное белье и вообще не иметь ни одного
горящего элемента одежды вплоть до шнурков на ботинках.
Целевая разработка огнеупорных комбинезонов для автоспорта началась
одними из пионеров в этой области - двумя молодыми раллистами,
итальянцами Антонио Пармзи и Энрико Глориозо, основавшими
впоследствии знаменитую фирму по производству гоночной одежды
"Sparco". В наши дни создание несгораемой одежды для автоспорта
превратилось в мощную индустрию. Амуниция гонщиков способна
обеспечить безопасность в течение 40 секунд пребывания в открытом
огне и является дорогостоящим шедевром современных технологий.
Балаклава (подшлемник), водолазка, трусы и носки сделаны из
двухслойного номекса (синтетический негорючий материал), а в
перчатках используется три слоя, причем на ладонях нашиты полоски
кожи или замши, чтобы пилот лучше чувствовал руль. У легкой и
мягкой обуви основа из того же материала. Подошва сделана из
специального пластика, которому не страшны ни жар, ни бензиновые
или масляные лужи. На плечах комбинезона гонщика имеются
специальные "погончики", за которые его можно вытянуть из машины в
случае необходимости. Защитные свойства материала начинают
постепенно снижаться лишь при температуре свыше +380 оС. "Рабочая"
одежда должна быть комфортной и не стеснять движений.
Сильно усовершенствовались и шлемы. Изготовленные из легких и
прочных композитных материалов, они вместе со всей "начинкой"
(системой вентиляции, переговорным устройством) весят не более 2
кг.
Кроме этого, во многих видах спорта автомобили оснащены системами
пожаротушения и резиновыми топливными баками.
Все автомобили оснащены каркасом безопасности, внутри которого
располагается рабочее место гонщика или гонщиков. Дуги безопасности
согласно техническим требованиям должны выдерживать достаточно
сильные удары.
Большую функциональную нагрузку несут сиденья. На спортивные
автомобили ставятся сидения анатомического типа. Продумана каждая
мелочь. Ведь самое главное - удобство в дороге. Боковая поддержка
позволяет уверенно чувствовать себя в динамичных режимах езды и на
виражах. В случае удара или опрокидывания, сиденья также
обеспечивают безопасность.
Руль применяется уменьшенного диаметра, обшитый кожей или замшей.
Деревянные рули в автоспорте не используются.
Особое внимание уделяется педалям. Вспомните, как зимой Вы садитесь
в грязной обуви с налипшим снегом, и нога начинает скользить.
Специальные накладки на педали и подставка для левой ноги решают
эту проблему.
Все оборудование автомобиля, оснастка и экипировка гонщика
обязательно должны получить омологацию FIA, а для этого пройти
чрезвычайно строгие крэш-тесты. В конструкции современного
спортивного автомобиля все сделано для того, чтобы сберечь жизнь
и здоровье водителя.
Технические требования содержат перечень ограничений, а также
разрешенных изменений и дополнений при подготовке автомобилей к
соревнованиям. Эти требования являются обязательными, и нарушение
их влечет за собой наказание в соответствии с правилами
соревнований.
Автомобиль для спорта
Если экипировку гонщик покупает в магазине, то многие элементы
оборудования он может изготовить самостоятельно, сэкономив при этом
значительные суммы. Главное, чтобы оно соответствовало техническим
требованиям. Одним из самых необходимых и сложных моментов является
изготовление каркаса безопасности, состоящего из предохранительных
дуг. Основное назначение дуг состоит в защите водителя при
опрокидывании автомобиля или в случае другой тяжелой аварии.
Основная часть предохранительной дуги, изготавливаемой из трубы,
должна быть выполнена из непрерывного отрезка с плавными изгибами,
без складок и повреждений стенок. Сварка должна быть высокого
качества, швы - полностью проваренными. Для болтовых соединений,
применяемых при креплении дуг, не допускается использование гаек и
болтов с квадратными головками. Распорки предохранительных дуг
должны выполняться из труб таких же размеров, какие применяются для
основных предохранительных дуг. Распорки следует крепить как можно
ближе к верхней части предохранительной дуги, но не ниже 3/4 общей
ее высоты.
В закрытых легковых автомобилях, как правило, предохранительная
"клетка" (каркас) должна быть изготовлена из двух главных дуг,
установленных за передними сиденьями и вдоль стоек лобового стекла.
Для закрытых автомобилей, участвующих в любительских ралли,
подъемах на холм, слаломах, фигурном вождении и других нескоростных
соревнованиях, установка предохранительных дуг не обязательна.
Однако, если организаторы соревнований считают, что условия их
проведения требуют дополнительных мер безопасности, они могут
предписать обязательную установку предохранительных дуг в Положении
(Регламенте) о данном соревновании.
Элементы предохранительной "клетки" не должны загораживать доступ
к передним сиденьям или занимать пространство, предусмотренное для
водителя и переднего пассажира. Допускается устанавливать распорки
предохранительной дуги в пространстве для задних пассажиров и
пропускать их через задние сиденья.
Главные предохранительные дуги должны быть расположены как можно
ближе к крыше с тем, чтобы ограничить ее смятие при опрокидывании.
Для эффективной защиты при боковом ударе устанавливается продольная
распорка между предохранительными дугами в плоскости дверного
проема с креплением их сваркой или съемными соединениями, но не к
кузову. Угол, образуемый такой распоркой с горизонтальной
плоскостью, не должен превышать 5 градусов. Распорка должна быть
установлена на расстоянии 1/3 полной высоты двери от дверного
проема.
Крепление предохранительных дуг к кузову автомобиля должно быть
выполнено при помощи стальных пластин. Одна пластина должна быть
приварена, приклепана или присоединена на болтах к горизонтальному
элементу кузова (пол, порог) и иметь продолжение вдоль
вертикального элемента кузова (стойка двери). Толщина пластины
должна быть не менее 2 мм, а площадь - не менее 45 кв.см, причем
не менее 1/3 площади пластины должно быть соединено с вертикальным
элементом кузова. Другая пластина должна быть приварена к трубе
предохранительной дуги. Толщина этой пластины должна быть равна
толщине стенки трубы.
Обе пластины должны быть соединены не менее чем тремя болтами
диаметром не менее 8 мм с шестигранными гайками. Если дуга
опирается на коробчатую деталь, последняя должна иметь местные
усиления, состоящие из приваренных болтов или отрезков трубы. Не
допускается непосредственная приварка предохранительной дуги к
кузову или шасси.
В случае если дуга опирается на заднюю полку, не обладающую
достаточной жесткостью, дугу необходимо укрепить дополнительными
стойками, которые должны удовлетворять требованиям, предъявляемым
к дугам (материал, соединение, крепления). Эти стойки следует
располагать между задней полкой и несущей частью кузова.
Дуги должны изготавливаться из стальных холоднотянутых бесшовных
труб. Минимально допустимые размеры труб (диаметр/толщина стенки,
мм):
- легковые автомобили с массой до 700 кг - 35/2;
- легковые автомобили с массой 700-1200 кг - 38/2,5;
- легковые автомобили с массой свыше 1200 кг - 48/2,5.
Предохранительные дуги и "клетки" для автомобилей, участвующих в
спортивных соревнованиях, должны соответствовать схемам,
рекомендованным РАФ и ФИА.
Примерные цены профессиональной гоночной экипировки в евро:
- шлем - 600 (для "Формулы 1" - от 10 тыс. до миллиона);
- комбинезон - 750-1000;
- ботинки - 120-200;
- перчатки - 75-105;
- балаклава - 23-40;
- носки - 12-20;
- нижнее белье - 90-100.