Торговля воздухом приносит миллионы долларов

Странная ситуация с точки зрения здравого смысла сложилась с квотированием товаров при ввозе их в Калининградскую область. Вместо того чтобы служить инструментом для регулирования товарооборота с целью решения региональных задач и поднятия благосостояния населения, в ряде случаев квотирование используется лишь для чрезмерного обогащения небольшой группы людей. Яркий пример тому - продажа автомобильных квот.

Квоты как лекарство от конкурентов

Квотирование товаров при ввозе в Калининградскую область было введено в 1996 году Юрием Маточкиным, который был в то время губернатором. Очередной претендент на этот пост Леонид Горбенко во время избирательной компании осудил квотирование, но когда был избран губернатором, успешно продолжил начатое дело, которое "процветает" и по настоящее время.

Как обычно, введение новшеств в России обосновывается благими намерениями, а на деле часто способствует личному обогащению кучки людей. Как говорится, на удачные выдумки наш народ богат.

Целью квотирования товаров была названа защита местного производителя. Однако, как позже выяснилось, это не всегда соответствовало действительности. Ограничение на ввоз товаров в ряде случаев затронуло те из них, спрос на которые вызывал наибольшую конкуренцию на калининградском рынке и на которых делались большие деньги. Поэтому неслучайно в список квотируемых товаров попали даже те, которые в Калининградской области вообще не производились - это бананы, бензин, автомобили. Правда, квотирование экзотического фрукта выглядело настолько смешным, что от ограничения на его ввоз впоследствии отказались. А бензин, как известно, в нашей области до сих пор не производится, но до сих пор квотируется.

Что же касается автомобилей, то ввозимые иномарки машинам марки КИА и БМВ, которые позже стали выпускаться заводом "Автотор", конкуренцию не составили. Продавать последние на остальной территории России оказалось гораздо выгодней за счет экономии на таможенных платежах.

Вполне понятно, что квотирование должно было удовлетворять финансовые интересы определенного круга людей. Но чтобы этого добиться, нужно было придумать некоторую схему, которая бы явно не шла вразрез с существующими законами. Такая схема и была реализована при продаже квот на ввоз ряда товаров в Калининградскую область.

Внешне организация аукционов по продаже квот выглядит прилично - всем участникам аукционов предоставляются одинаковые возможности, кто большую сумму предложит, тот и выигрывает торги. На деле же в руках организаторов аукционов оказалась масса инструментов, с помощью которых можно на законных основаниях управлять ходом торгов. Это сроки проведения торгов, объемы выставляемых квот, стартовые цены, вид проведения аукционов (открытые или закрытые), ограничения на участие в них некоторых групп претендентов на квоты. Собственно говоря, ничего в этом плохого нет, аукционами надо управлять с тем, чтобы они работали более эффективно. Вопрос только в том, куда этот эффект будет направлен и кто им воспользуется.

Как делаются сверхприбыли

Наглядным примером "управления" аукционами являются продажи квот на ввоз автомобилей. Начинали с малого. Вспомним 1998-2000 годы: при стартовой цене автомобильных квот в 200 долларов (в расчете на один автомобиль) на аукционе они приобретались по цене 201-300 долларов, а перепродавались населению в среднем за 350-600 долларов (с годами цены росли). Навар на такой спекуляции составлял от 150 до 400 долларов. В 2001 году таможенное оформление машин на область подорожало за счет введения обязательной уплаты НДС и акциза. От этого могли пострадать непосредственно те, кто занимается перепродажей квот. Автолюбители тогда не были готовы отдавать спекулянтам лишнюю сотню долларов за квоту. Вот тогда организаторы аукционов пошли "навстречу массам", видимо, "по просьбе трудящихся" (то ли населения, то ли тех, кто перепродает квоты) и снизили стартовую цену автомобильных квот в 2 раза (до 100 долларов за один автомобиль). Странный шаг, когда рыночная стоимость квоты доходила до 600 долларов! Естественно, за счет такого решения дополнительная прибыль осела в карманах тех, кто занимался перепродажей квот. В следующие годы рыночная цена автомобильных квот росла, а их стартовая цена на аукционе остается до сих пор неизменной.

Однако эффект от низкой стартовый цены квоты портили многочисленные участники аукционов. В ходе торгов они старались перебивать ставки, сделанные их коллегами, и назначали все более высокие цены, которые приближались уже к отметке в 400 долларов.

Такого терпеть было нельзя, слишком много уходило в госбюджет, а спекулянты теряли большие деньги. Осенью 2002 года организаторы аукционов нашли красивый выход из создавшегося положения. Произошло это несколько сумбурно: на октябрь 2002 года были назначены торги по привычному шаблону - предлагались небольшие лоты по 50 авто (по 100 долларов за один автомобиль). И вот в это время в некоторых умных головах родилась прекрасная идея, каким образом исключить конкурентов из борьбы за автомобильные квоты и тем самым обеспечить их приобретение по минимальной цене.

Надо было всего лишь сделать лоты покрупнее, чтобы побольше отсеять мелких конкурентов. Придумано - сделано: без объяснения причин отменили только что объявленные аукционы и назначили новые, но уже с лотами в значительно большем размере - 400 авто при стартовой цене в 40 тыс. долларов за лот. Мало кто смог осилить эту цену, один аукцион даже не состоялся из-за недостатка участников. Зато получилось здорово! Кому предназначались квоты, тем они достались по бросовой цене в 101 доллар.

А то, что все квоты не были реализованы, так это никого, кроме калининградских автолюбителей не волновало.

2003 год принес баснословные доходы

Данный опыт оказался удачным (можно предположить, что для всех заинтересованных сторон), и поэтому было принято решение дальше развить идею исключения конкурентов из борьбы на аукционах за автомобильные квоты. В декабре 2002 года были проведены аукционы по продаже указанных квот уже при размерах лотов в 1500 авто и стартовой цене лота в 150 тыс. долларов! И здесь организаторы аукционов не просчитались - из 10 лотов было приобретено всего 7, естественно по минимальной цене.

В то же время цена квоты при перепродаже на рынке доходила до 500-600 долларов. Таким образом, уже в самом замысле того аукциона была заложена возможность извлечения сверхприбыли частными лицами, занимающимися перепродажей автомобильных квот. По самому минимуму прибыль от этого бизнеса составила более 6 млн долларов, фактически сделанная на перепродаже воздуха!

Организаторы аукционов всё рассчитали точно. Отсеяв множество мелких предпринимателей при продаже крупных лотов, они оставили на поле продажи автомобильных квот всего несколько игроков, обеспечивая им при этом некоторую монополизацию рынка. И, надо отметить, это дало богатые всходы. Цены на квоты выросли за лето до 1000 долларов и даже выше.

По этому поводу вспоминается один анекдот. "Новый русский" рассказывает о своем удачном бизнесе: "Покупаю товар за 100 рублей, продаю за 200, вот и живу на эти 2 процента". Так вот в нашем случае продавцы квот, покупая их по 100, а продавая по 1000 долларов, "живут на 10%".

Как следовало бы отреагировать на такие сверхдоходы? Либо повысить цену на квоты с тем, чтобы пополнить госбюджет, либо уменьшить размер лотов, чтобы снизить их стоимость, и тем самым обеспечить увеличение конкуренции среди предпринимателей, занимающихся куплей-продажей автомобильных квот, и снижение розничных цен на автомобильные квоты.

К радости спекулянтов организаторы аукционов не стали отступать от начатого и недавно опять выставили на очередной аукцион по продаже автомобильных квот (на 6 октября 2003 года) огромные лоты по 1500 авто стоимостью по 150 тыс. долларов. Расчет, как и прежде, по-видимому, сделан на то, что их скупят постоянные клиенты - предприниматели, которые на перепродаже квот смогут дополнительно заработать еще несколько миллионов долларов.

Давайте посчитаем, кто и сколько выигрывает и проигрывает на примере продажи автомобильных квот в 2003 году. Всего в этом году должно быть реализовано квот на ввоз автомобилей объемом 15 тыс. шт. по цене 100 долларов в расчете на единицу. Таким образом, в госбюджет поступит 1,5 млн долларов. Реализуются же эти квоты в нашем регионе по цене от 500 до 1000 долларов. Беря среднюю цифру в 750 долларов за вычетом затрат в 100 долларов получаем чистую прибыль предпринимателей в размере около 10 млн долларов, что составляет более 600% от первоначальных затрат.

Цифры подсчитаны, теперь оценим насколько это удачное решение. Можно рассуждать таким образом. Госбюджет потеряет несколько миллионов долларов - ну и что? Неизвестно, куда или в чьи карманы они пойдут. Зато калининградские предприниматели получат хорошую прибыль, и она останется в нашей области. Ну, конечно, придется поделиться ею с кем-нибудь - все равно в нашем регионе останется. Это в какой-то степени тоже неплохо. Только вот есть один существенный нюанс, деньги-то эти не извне пришли в нашу область, а от наших автолюбителей. Просто с помощью удачного механизма деньги из кармана местных жителей перекочевывают в карманы узкого круга лиц, жадность которых не знает границ. Говоря словами упомянутого выше анекдота, "жили хотя бы на 2-3%", ну а "10%" - это уж слишком!

Максим Галкин , "Авторынок Калининграда", №36 от 16.09.2003


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 Jack (-----.baltnet.ru)   15:32  19.09.2003
А чего тут обсуждать- коррупция в чистом виде ,организаторы-реформаторы
аукционов давно проплачены можно даже и имена назвать-да здраствует ЧП каминская и ЧП коровин.

#2 Slavik (-----.baltnet.ru)   11:51  23.09.2003
Так как российкая растоможка подоражала примерно в 2 раза, то данные ЧП могут смело повышать рыночную стоимость в 1,5 - 2 раза. И ни кто же сильно и необидится ...

#3 Jack (-----.baltnet.ru)   11:03  25.09.2003
Блин ,а при чем тут российская растаможка ?Квота ЧПшником покупается за 100-150 баксов ,а мне он ее продает за штуку баксов ,результат чистая прибыль 900 баксов.И эти баксы идут в карман не гос-ва (хотя оно ничем не лучше ЧПиста) ,а конкретно ЧПшнику в карман.

#4 egor (-----.t-dialin.net)   22:39  22.10.2003
А мне пришлось выложить1200 евро ....этим козлам....кто торги проводит берут взятку в три лимона доллоров......мне сам чепист говорил(((((((

#5 pfantom (-----.tis-dialog.ru)   11:18  23.10.2003
А на что Вы надеялись... За кого голосуем, то и получаем.



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 556


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Популяpные статьи
<tr> <td> <div align="center" class="sod_text"><a href="/articles/2003/a3a0705.html">Koгдa гaишник мoжeт cнять нoмepa</a></div> </td> </tr>
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru