Весь 2003 год с автомобильными квотами творятся чудеса.
Несмотря на наличие аукционов, эти квоты продаются только
доверенным лицам. Или никому не продаются... Все зависит от
предпринимателей-монополистов, от их решения. Обладминистрация в
этом им помогает.
Вчера состоялся очередной аукцион по продаже квот на ввоз
автомобилей в Калининградскую область. Всего на торги было выставлено
30 лотов по 100 авто в каждом при стартовой цене 10 тыс. долларов
за лот и залоге, эквивалентном примерно той же сумме (290 тыс. рублей).
Проводился аукцион в закрытой форме. В нем приняло участие 9 предпринимателей,
от которых поступили следующие предложения:
Номер участника
Заявлено лотов
Цена за лот, $
1
10
120,6 тыс.
2
10
120,7 тыс.
3
10
121 тыс.
4
10
30 тыс.
5
не зафиксировано
6
10
25 тыс.
7
2
55 тыс.
8
10
25,5 тыс.
9
1
25 тыс.
В этом списке сразу бросаются в глаза предложения
первых трех участников. У них - самые высокие цены, которые и определили
конечный результат аукциона. Именно эти участники торгов и стали
победителями, правда "липовыми", поскольку выкупать заявленные лоты
они явно не намерены. В самом деле, для них оптовая цена одной квоты
составляет 1206-1210 долларов, что даже выше сегодняшней розничной
цены (1200 долларов). Никакой выгоды от таких цен получить нельзя.
Это говорит о заранее спланированной акции заблокировать приобретение
автомобильных квот другими участниками торгов.
Подоплёка всего этого для многих очевидна. Наша
газета уже не раз писала о подыгрывании обладминистрации монополистам-предпринимателям,
в результате чего они скупили все автомобильные квоты в конце 2002
года и в 2003 году (см. газету "Авторынок Калининграда" от
4.01.03
,
16.09.03
,
28.10.03
,
11.11.03
). Условия аукционов устанавливаются
такими образом, чтобы автомобильные квоты доставались одним и тем
же трем игрокам (или их подставным лицам).
Так, на трех предыдущих аукционах размеры лотов устанавливались
настолько большими (400 и 1500 авто в каждом лоте), чтобы отсеивать
максимум претендентов на их покупку. Как результат - основной объем
автомобильных квот (10500 шт. в 2003 году) был приобретен тройкой
монополистов по минимальной цене (чуть больше 100 долларов), а
реализовывались квоты калининградцам по баснословной цене,
достигающей сегодня 1200 долларов. За счет этого прибыль составила
порядка семи миллионов долларов. Конечно, не все осталось в кармане
предпринимателей-монополистов. Один из них признался нашему
читателю в приватной беседе, что за такую возможность пришлось
отстегнуть 3 "лимона зелени".
Вот и в этот раз, похоже, все было заранее тщательно
продумано. Размер залога был установлен примерно в 10 тыс.
долларов, а участник мог сделать заявку на 35% всех квот. Поэтому
предпринимателям-монополистам было достаточно подать три заявки
по 10 лотов в каждой по заоблачно высоким ценам, а потом отказаться
от их приобретения. Потеря трех залогов составила в сумме примерно
30 тыс. долларов, зато выигрыш от ликвидации конкурентов на порядок
больше. Скрыть от общественности фамилии предпринимателей (или их
подставных лиц), сорвавших аукцион, помогла закрытая форма
проведения торгов.
По имеющимся слухам, предприниматели-монополисты обещают провести
очередные аукционы только в феврале следующего года (по всей
видимости, именно они определяют правила игры). В этих слухах
монополисты кровно заинтересованы, поскольку они обеспечат им
максимальную реализацию ранее купленных квот. Монополистам выгодно,
чтобы объявление о продаже автомобильных квот в 2004 году было
опубликовано в конце декабря - начале января, когда закончится
продажа автомобильных квот 2003 года. Тогда очередные торги и в
самом деле состоятся в конце января - начале февраля (через месяц
после их объявления). Если так и случится (очередной аукцион не
будет назначен на начало января 2004 года), то появится очередное
доказательство смычки бизнеса с бюрократией. Калининградцев же
"обуют" в очередной раз. Если, конечно, они не проснутся и не
начнут бороться с существующим беспределом.