8-9 мая этого года в Белоруссии состоялся первый этап международного
чемпионата "Славянский кубок". Александр Чепелевич завоевал хрустальный
кубок, и вместе с Александром Артемьевым занял третье место в командном
зачёте.
Александр Чепелевич
Напомним, что впервые эти соревнования были проведены
в прошлом году. Выступали в них в основном белорусские и российские
спортсмены. Последние выиграли соревнования во всех зачётных классах,
а лучшим по итогам года в международном Дивизионе-2 (Д-2, полноприводные
легковые автомобили с объёмом двигателя до 3,5 л, мощность до 500
л.с.) стал наш земляк Александр Артемьев на "Мазде 323 GT-R". Поэтому
организаторы Кубка не могли не пригласить калининградского чемпиона.
Компанию Александру составил постоянный соперник Артемьева на калининградских
трассах - Александр Чепелевич, выступивший на "втором" "Гольфе".
Спонсором Александра Чепелевича выступила "Калининградская строительная
компания", поддержавшая гонщика и выделившая средства на поездку.
Магазин "К&К" тоже помог, предоставив лёгкие спортивные колёса по
сниженной цене.
Дорога до города Борисова, где проходили соревнования,
заняла у калининградской команды 18 часов. Из них 4 часа белорусские
пограничники продержали наших пилотов на переходе. На место гонщики
прибыли уже в 12 ночи, оставили в закрытом парке свои спортивные
машины и отправились в гостиницу на ночёвку.
Александр Артемьев
Следующим утром, в субботу, в программе гонок значилась
тренировка и квалификация. На этот раз за "Славянский кубок" боролись
пилоты пяти разных классов машин и возрастов - это Дивизион-1 (легковушки
с приводом на одну ось и объёмом двигателя до 1,6 л), Д-2, багги
"Спринт", национальный (легковые машины с приводом на одну ось и
объёмом мотора до 2 л), а также юниоры на "национальных" автомобилях.
Новинка этих соревнований заключалась в том, что впервые были
разыграны призы командного зачёта. Калининградцы по своей
инициативе заявили о своём в нём участии. Всего в командном зачёте
бились за победу 7 коллективов. Соперниками наших Александров стали
11 гонщиков на "Гольфах" и "восьмёрках".
Тренировка состояла из пяти кругов. Артемьев легко проехал всю
дистанцию. А у Чепелевича "весёлая жизнь" началась уже на первом
трамплине. За много лет выступлений у него ломалось многое, но
чтобы такое! На этот раз причиной головной боли на всё время гонки
стала поломка... рычага переключения передач, от которого остался
лишь маленький кусочек, длиной сантиметров пять. Ухватиться там
было не за что, но ехать-то дальше надо! С огромным трудом,
перепробовав все передачи, Александр все же смог тронуться
с места на третьей передаче, да к тому же на почти 45-градусном
подъёме! В сервисной зоне на рычаг наложили некое подобие "шины",
закрепив всё это скотчем. На квалификацию пилоты Д-2 выехали
предпоследними. Но даже в таких условиях и на такой машине
Чепелевич умудрился показать первое контрольное время, а Артемьев
стал вторым!
Таковы официальные результаты квалификации класса Д-2, а фактически
между "Маздой" и "Гольфом" втиснулась "восьмёрка" из Смоленска,
соответствующая требованиям более простого Дивизиона-1. Дело в том,
что многие российские и белорусские гонщики не стесняются за рулём
одной и той же машины выступать сразу в двух классах. Поэтому
половину участников "полноприводного" второго дивизиона составили
владельцы переднеприводных ВАЗов. Успех смоленского гонщика
объясняется тем, что квалификацию он проходил в самом начале, на
тогда ещё ровной и твёрдой трассе.
Следующим раундом сражения стали полуфинальные заезды. "Наш" класс
разделили на две подгруппы, так как на трассу можно выпускать не
больше 10 машин. В первом полуфинале выступали пилоты, занявшие в
квалификации нечетные места (1-е, 3-е и т.д.), во втором - четные
(2-е, 4-е), поэтому Артемьев и Чепелевич стартовали в одном заезде.
Ещё до старта они договорились о том, чтобы не бороться между
собой, а работать в основном на командный результат. Этот заезд
тоже не стал легкой прогулкой. Чепелевич стартовал с первой линии,
успел немного оторваться от соперников, но проблемы с коробкой
передач не прошли бесследно - он опять не смог вовремя включить
нужную передачу, а пока разбирался с коробкой и "отлавливал"
скорости, в зеркалах заднего вида уже замаячил белорусский "Гольф",
упёршийся в бампер машины Чепелевича. Но Александр к этому времени
уже понял, что к чему, и все 9 кругов полуфинала проехал в таком
бешеном темпе, что под конец обогнал абсолютно всех соперников на
круг, в том числе и тот самый "Фольксваген". При объезде одного
из "круговых" Чепелевичу пришлось перескочить через глубокую
колею, и опять в машине что то хрустнуло, как показалось гонщику, в
районе заднего моста. А Артемьев проехал половину дистанции и
остановился - на "Мазде" оторвало накладку сцепления, и из коробки
передач рекой полилось масло. Но в финал Артемьев всё же
попал, так как ряд соперников сошли с дистанции раньше него.
Пока ездили другие классы машин и проводились утешительные
финалы, где разыгрывались дополнительные путёвки в финал,
калининградские гонщики пытались починить свои машины. Механики
Артемьева прикрутили проволокой накладки к дискам и залили масло в
коробку под завязку, а Чепелевич безуспешно искал неисправность в
задней части машины. Лишь потом выяснилось, что развалилась
раздаточная коробка, которая находится спереди под мощной защитой.
Вдобавок отказал стартер, и машина не могла самостоятельно
заводиться, только с "толкача". С величайшей предосторожностью оба
гонщика выехали на старт решающего финала. Взмах флага - и все
рванули с места. Только Чепелевич остался одиноко стоять на
стартовой решётке - злополучные проблемы с переключением передач.
Только вот сейчас любая ошибка могла очень дорого стоить
спортсмену... И все же, несмотря ни на что, Чепелевич сдвинулся с
места и принялся навёрстывать упущенное. Уже в конце первого круга
Александр ехал третьим из семи стартовавших, за два круга до финиша
догнал очередной "Гольф", лидировавший в заезде, и два круга играл
в "догонялки" с соперником. На прямых участках соперник отрывался
на десяток метров, а в поворотах Чепелевич буквально упирался в
задний бампер лидеру. Так и финишировали два "Гольфа" - первым
"первый", вторым "второй". После заезда выяснилась причина такого
странного поведения машины - на третьей передаче на 7500 об./мин.
она нещадно буксовала передними колесами, а стоило включить
четвертую, как машина захлебывалась и вязла в песке. Из-за поломки
редуктора автомобиль Чепелевича превратился из полноприводного в
переднеприводный, поэтому и не смог гонщик одержать первую громкую
победу на международной арене.
На гонках присутствовал в качестве зрителя гонщик Николай
Жаворонков, участник чемпионатов России и Европы по кроссу на
багги. Глядя на выступление калининградцев, он сказал: "И по
машинам, и по мастерству остальные гонщики - вам не соперники", на
что они грустно ответили: "Зато мы не соперники гонщикам на
чемпионате России". Если бы не колоссальное количество проблем с
техникой, то наверняка первые два места заняли бы представители нашего
региона. Но даже и так набранных очков хватило для третьего места в
командном зачёте! За это организаторы вручили гонщикам фотоаппарат
"Самсунг", а Чепелевич получил за 2-е место большой хрустальный
кубок. Награждал призёров сам мэр города Борисова, который наблюдал
за соревнованиями все два дня.
У нас же на "Янтарном кольце" изредка появится глава Гурьевского
района минут на двадцать, скажет пару слов и укатит. А между тем
автокросс - это отменное, ни с чем не сравнимое зрелище. Около
десятка ревущих и толкающихся друг с другом машин, эффектно
преодолевающих водные преграды и прыгающих на трамплинах. Поболеть
за гонщиков приходят тысячи людей, поэтому подобные гонки - это
отличное место для рекламирования товаров и услуг.
Наклейки с рекламой фирмы можно поместить на все машины, поставить
по периметру трассы рекламные щиты, и имя фирмы увидит множество
людей непосредственно на соревнованиях, на страницах журналов и
газет, освещающих гонки, по телевизору. В продвинутой Америке даже
придумали пословицу: "В воскресенье побеждай, в понедельник
продавай".
Уважаемые руководители автоцентров, сервисов, сотовых и страховых
компаний! Спонсирование автогонок - это эффективный способ
заявить о себе, о своей организации. Это уже давно поняли такие
известные благодаря автоспорту фирмы, как "Автоспеццентр",
"Евро-Гум", такси "Вираж", представительство торговой марки
"d-c-fix", страховая компания "Согласие", "Калининградская
строительная компания" и многие другие. Так что решайте сами,
господа, ведь новый сезон не за горами - открытие
его произойдёт 30 мая. Сезон обещает быть весьма боевым и
интересным - выступать будет больше 10 примерно одинаковых по
характеристикам автомобилей. Телефоны организаторов
автокросса: 33-82-82, 8-9022-194-111.
Ну, а наши герои, воодушевлённые успехом, собираются принять участие
в очередных этапах "Славянского кубка". Успехов вам, Александры!