В пунктах технического контроля нередко могут возникнуть конфликтные
ситуации, связанные как с недостаточным знанием автовладельцами
технических требований и методов проверки, так и с превышением полномочий
проверяющими. Поэтому мы расскажем о конкретных технологических
операциях по проверке технического состояния машины при проведении
гостехосмотра.
Нормативы параметров, указанных в диагностической карте, для каждой
категории ТС различны и определяются по их классификации согласно
ГОСТу 25478-91.
Проверка тормозных систем
Поскольку торможение является главным приемом обеспечения
безопасности на дороге, основная проверка, которой подвергается
Ваш автомобиль на пункте ГТО - это проверка его тормозных систем.
Процесс измерения эффективности действия тормозов проводится на
специальном стенде. Такой стенд позволяет оценить тормозное усилие
на каждом из колёс отдельно, подсчитать суммарную тормозную силу,
которая является в соответствии с ГОСТом основным нормируемым
показателем. Кроме того, определяется неравномерность действия
тормозных механизмов по осям колёс автомобиля, что также влияет
на устойчивость автомобиля при торможении. Если одно из колёс
автомобиля не участвует в процессе торможения, автомобиль теряет
полностью или частично управляемость, вследствие чего появляется
вероятность заноса или непроизвольного движения автомобиля в
сторону того колеса, которое обладает меньшим тормозным усилием.
Как правило, пункты ГТО оборудуются стендами барабанного типа,
которые имитируют движение автомобиля на скорости до 5 км/ч. При
этой скорости определяется тормозное усилие, развиваемое каждым
колесом при воздействии на орган управления, т.е. на тормозную
педаль. Стенд поочерёдно измеряет тормозное усилие сначала на
колёсах передней оси, затем - на колёсах задней, при этом определяя
разницу между тормозными усилиями, которая не должна превышать
установленной ГОСТом величины. Одновременно происходит взвешивание
автомобиля, необходимое для получения соотношения между развиваемой
тормозной силой и весом автомобиля, которое и является удельной
тормозной силой, нормируемой ГОСТом. Для легковых автомобилей эта
величина должна быть не менее 0,59, для грузовых - 0,51. Величина
удельной тормозной силы позволяет оценить техническое состояние
тормозной системы и сделать вывод о безопасности Вашего автомобиля.
При испытании на барабанном стенде автомобиля, оснащенного системой
АБС, эта система в испытаниях не участвует, поскольку скорость, при
которой имитируется процесс торможения, значительно ниже порога
срабатывания АБС.
При измерении тормозной системы в дорожных условиях с начальной
скоростью торможения 40 км/ч транспортное средство не должно ни
одной своей частью выходить из нормального коридора движения
шириной 3 м и должно двигаться без видимых следов увода и заноса и
тормозить на "юз", сохраняя прямолинейную равномерную траекторию
движения.
Общая эффективность действия тормозных стояночных систем
оценивается по удельной тормозной силе в соответствии с
требованиями ГОСТа и должна быть не менее 16%. При этом не
учитывается неравномерность действия системы привода по
каждому колесу.
Что влияет на процессы измерения тормозных усилий? Прежде всего
одинаковое значение давления воздуха в шинах ТС по оси. Если одно
из колёс будет приспущено или недостаточно накачано, то,
соответственно, тормозное усилие на этом колесе изменится. Если
автомобиль имеет шипованные колёса или колёса с очень высоким и
рельефным рисунком протектора, то в этом случае коэффициент
сцепления будет ниже и данные измерения тормозных усилий могут быть
занижены.
На точности измерения тормозного усилия будет сказываться также
и состояние деталей тормозных механизмов. Если перед приездом
на пункт ГТО Вы проехали по мокрой дороге, необходимо просушить
тормозные механизмы, иначе показания будут искажены не в Вашу
пользу. ТС подвергают проверке при "холодных" тормозных механизмах,
шины должны быть остывшими.
Если Вы недавно поменяли накладки, барабаны или диски в системе
тормозов на автомобиле, то не надо спешить в пункт ГТО. Некоторое
время необходимо поездить для того, чтобы тормоза могли
приработаться.
Перед техосмотром необходимо также проверить исправность регулятора
тормозного усилия, устанавливаемого на заднюю ось для правильного
распределения тормозного усилия по осям автомобиля.
Проверка рулевого управления
При контроле систем рулевого управления прежде всего обращается
внимание на так называемый люфт рулевого управления. Для его
измерения существует люфтомер - специальный прибор, устанавливаемый
на рулевое колесо. Перемещение обода рулевого колеса при
приложении определённого усилия в том или ином направлении его
вращения не должно превышать 10 градусов для большинства
современных легковых автомобилей. Если рулевой механизм у
автомобиля оснащён гидроусилителем рулевого управления, то
необходимо убедиться, чтобы все системы привода гидроусилителя
функционировали правильно.
Необходимо отметить, что максимальный угол поворота рулевого колеса
должен ограничиваться специальными устройствами или упорами.
Никакого касания элементами рулевого управления других деталей
конструкции автомобиля, в том числе колёс, брызговиков не
допускается.
Натяжение ремня привода насоса усилителя рулевого управления и
уровень рабочей жидкости в его резервуаре должны соответствовать
требованиям, установленным изготовителем ТС в эксплуатационной
документации. Подтекание рабочей жидкости в гидросистеме усилителя
не допускается.
Проверка внешних световых приборов
Основные требования, предъявляемые к внешним световым
приборам, - это направление светового пучка, которое обеспечивают
фары при движении автомобиля с ближним и дальним светом, и сила
света фар в направлении движения, создающая достаточно хорошую
видимость дороги в условиях движения в темное время суток. Внешние
световые приборы (их количество, тип, цвет, расположение) должны
соответствовать ГОСТу 8769. Если на автомобиле установлены лампы и
оптические элементы, которые соответствуют инструкции по
эксплуатации, то с силой света и со светораспределением фар у Вас
не будет никаких проблем. Конечно же, нужно, чтобы стёкла фар
находились в исправном состоянии: не должно быть трещин, корпус
фары и отражатель не должны быть деформированы, на отражателе не
должно быть коррозии. Фары должны иметь одинаковые оптические
элементы, а лампочки должны иметь одинаковую маркировку по силе
света. Мощность ламп в светосигнальных фонарях должна
соответствовать требованиям завода-изготовителя.
Противотуманные фары должны включаться одновременно с ближним
светом фар в том же положении переключателя, а дополнительные
сигналы торможения - включаться вместе с основными сигналами
торможения и работать в постоянном режиме. Мигающее включение
дополнительных стоп-сигналов не допускается. Фонари заднего хода
должны включаться одновременно с включением задней передачи. Стёкла
указателей поворотов должны иметь жёлтый цвет. Частота миганий
должна быть в пределах от 90 до 120 раз в минуту.
Все измерения параметров внешних световых приборов производятся на
горизонтально выверенных площадках с помощью специальных приборов
и, как правило, при неработающем двигателе.
Проверку работы стеклоочистителей и стеклоомывателей ветрового
стекла проводят на автомобиле с работающим двигателем и включенным
дальним светом фар. Частота перемещения щёток по мокрому стеклу на
максимальной скорости работы стеклоочистителей должна составлять не
менее 35 двойных ходов в минуту. Щётки стеклоочистителя легкового
автомобиля должны вытирать ветровое стекло за пять полных двойных
ходов, при этом ширина полосы, оставшейся неубранной, не должна
превышать 10% от ширины щётки.
Проверка шин и колёс
На пункте ГТО шины и колёса Вашего автомобиля являются предметом
пристального изучения. ГОСТ предъявляет к ним довольно жёсткие
требования. Прежде всего на одну ось автомобиля запрещается
ставить шины разной конструкции - должны быть либо диагональные,
либо радиальные. Шины должны иметь достаточную высоту рисунка
протектора. Для легковых автомобилей минимальный показатель
составляет 1,6 мм. Измеряется эта величина в определённой зоне,
ограниченной половиной ширины поверхности колеса и на длине, равной
примерно радиусу колеса. Если у шины имеется индикатор износа, то
он должен проявиться на рисунке протектора. Запрещена эксплуатация
шин, имеющих местные повреждения и порезы, которые обнажают корд.
Запрещено отсутствие части гаек или болтов крепления колеса к
ступице. Проверяется состояние дисков и ободьев колёс на предмет
наличия трещин.
Проверка содержания СО и СН
При подготовке к этой проверке необходимо залить топливо,
соответствующее требованиям завода-изготовителя. Нужно также
привести в порядок систему зажигания автомобиля, проверить
выхлопную систему, поскольку в случае ее неисправности автомобиль к
процедуре контроля токсичности просто допущен не будет.
Предельно допустимые показатели содержания оксида углерода и
углеворородов в отработавших газах ТС и допустимый уровень дымности
определены двумя ГОСТами и составляют не более 1,5% содержания СО
при минимальной частоте вращения (холостых оборотах) коленвала
двигателя, а при повышенных оборотах - не более 2%. Содержание
углеводородов (СН) на холостых оборотах для двигателей с числом
цилиндров до четырёх включительно должно составлять не более 1200
единиц, для двигателей с числом цилиндров более четырёх - не более
3000 единиц.
Процедура измерения токсичности двигателей имеет свои особенности.
Перед измерением мотор должен быть прогрет до рабочей температуры.
Затем к двигателю подключают тахометр, а в выхлопную трубу
устанавливают зонд. Затем заводят двигатель и увеличивают частоту
вращения коленчатого вала до повышенных оборотов для данного типа
двигателя. На этих оборотах выдерживается двигатель в течение 15
секунд, после чего газ сбрасывается, и двигатель выходит на
холостые обороты. После этого, не ранее чем через 20 секунд,
измеряется содержание СО и СН на холостом ходу. Затем
устанавливается повышенная частота вращения и не ранее, чем через
30 секунд измеряется содержание СО и СН.
Проверку обзорности и других элементов конструкции автомобиля
необходимо проводить в соответствии с требованиями нормативных
актов, правил, стандартов и технических норм в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
По моему мнению, технический осмотр с использованием средств
диагностирования выгоден всем. Водители будут лучше знать
"состояние здоровья" своего автомобиля, что уменьшит вероятность
неприятных, а иногда и трагических, сюрпризов на дороге. А те, кто
по служебным обязанностям отвечает за нашу безопасность, немного
вздохнут с облегчением, понимая, что какая-то часть проблемы снята.
Технического контроля не стоит бояться, надо помнить, что он - Ваш
союзник. Поэтому желаю всем удачи на этом пути!
Дополнительную информацию Вы можете получить по телефонам 21-05-12
или 77-91-37.
Георгий Румянцев, председатель Общества защиты прав автомобилистов
"ОСА",
"Авторынок Калининграда"
,
№21 от 1.06.2004
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Женя
(-----.tcompressor.com) 01:51 03.06.2007
Тех процесс проверки затажки подшипников ступиц колес
Мне необходим тех процесс проверки затажки подшипников ступиц колес для диплома, а то нигде найти не могу
#2
Николай
(-----.khakasnet.ru) 21:17 31.10.2010
регламент тех осмотра
на тойоте камри 9 лет отьездил без крупных замечаний и вот заставили внедрятся в конструкцию авто без разрешения завода о чем пекутся росийские власти одно слово п- ы на тему задних противо туманок и вообще ненавижу
#3
Николай
(-----.khakasnet.ru) 21:24 31.10.2010
о грузии
при всей тупости сака ездить за рулем без документов это его шедевр и ни одна росийская власть этого допустить не сможет чтоб не потерять свой лимон