Техосмотр с применением средств технического диагностирования законен

В этом убеждена областная ГИБДД

Проблемы проведения инструментального контроля при прохождении техосмотра волнуют, пожалуй, каждого калининградского автомобилиста. В последнее время вокруг этого вопроса в наших СМИ развернулись бурные дебаты. Появился ряд статей, подвергающих сомнению правомерность проведения инструментальных проверок при прохождении ГТО. В нашей газете подобное мнение по этому вопросу уже высказали председатель калининградского регионального отделения Движения автомобилистов России Сергей Боярских и председатель калининградского Общества защиты прав автомобилистов "ОСА" Георгий Румянцев. А что же гаишники? Сегодня мы предлагаем вниманию читателей мнение Игоря Захаркина, начальника отдела технического надзора, дознания и административной практики УГАИ УВД Калининградской области.

В последнее время некоторые представители различных партий и движений через средства массовой информации публикуют противоречивые и не соответствующие действительности комментарии вице-президента Движения автомобилистов России Л.Ольшанского, вводящие граждан Калининградской области по вопросам, касающимся проведения инструментальной проверки транспортных средств при прохождении обязательного технического осмотра, в заблуждение.

Действительно, статья 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, введённого в действие с 1 июля 2002 года, на которую энергично ссылается Л.Ольшанский, предусматривает запрещение проведения инструментального контроля (инструментальной проверки), который, к сведению необозначенного автора статьи "Не хочешь платить за карту - топай в суд", опубликованной в "Калининградской правде", на территории Калининградской области при проведении технического осмотра отсутствует.

Прерогатива проведения инструментальных проверок (контроля) транспортных средств входит в компетенцию научно-исследовательских центров и институтов, занимающихся вопросами сопротивления материалов и теоретической механики, а таковые на территории Калининградской области отсутствуют.

Госавтоинспекцию УВД, как и водителя (владельца) транспортного средства интересует прежде всего исправность транспортного средства, его узлов и агрегатов, а не вопросы сжатия и растяжения деталей, определяющие нагрузки действующих при сопротивлении (работе) механических и окружающих сил. Исходя из изложенного, заверения вице-президента Движения автомобилистов России Л.Ольшанского о проведении на территории Калининградской области инструментального контроля несвоевременны и не соответствуют действительности.

Примечанием к вышеуказанной статье административного законодательства РФ установлено, что порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств с использованием средств технического диагностирования определяется Правительством Российской Федерации. Во исполнение ст.17 Федерального закона РФ № 196-ФЗ-1995 года "О безопасности дорожного движения" постановлением Правительства Российской Федерации № 880 1998 года утверждено, что проверка технического состояния транспортных средств проводится с использованием средств технического диагностирования, имеющихся в Государственной инспекции, а также у привлекаемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это требование в полной мере соответствует содержанию Соглашения о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и взаимном признании таких осмотров от 13 ноября 1997 года (г.Вена), разработанного в рамках ООН и вступившего в силу для России 27 января 2001 года. В данном Соглашении устанавливаются общие правила проведения технических осмотров, с помощью которых подтверждаются требования, предъявляемые к эксплуатационным характеристикам транспортных средств.

Наряду с изложенным вице-президент Движения автомобилистов России Л.Ольшанский, обращаясь в своём заявлении к гражданам Калининградской области, в свою очередь не учёл, что в соответствии с требованиями ст.15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что "если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (письмо МИД России от 07.07.2001 г., исх. № 26037/гс).

В своё время во исполнение Постановления Правительства РФ № 880 1998 года в соответствии с постановлением главы администрации Калининградской области № 315 2004 г. на территории области проверка технического состояния транспортных средств при обязательном государственном техническом осмотре происходит с использованием средств технического диагностирования.

По мере подготовленности предприятий и ЧП в настоящее время с 2003 года на территории г.Калининграда и области функционируют восемь станций технического контроля:

- автоколонна № 1359, г.Калининград, ул.Третьяковская, 4;
- Балтийская государственная академия, ул.Островского, 4;
- ЧП Попов Г.В., г.Калининград, ул.Б.Окружная, 61;
- "Лада-Сервис", г.Калининград , ул.Б.Окружная, 5;
- "Светловские линии" (г.Светлый);
- "Гусевтеплосеть" (г.Гусев);
- ЧП Абариус (Советск).

На всех этих станциях осуществляется проверка транспортных средств (Центральный, Ленинградский, Октябрьский, Московский, Балтийский районы г.Калининграда; Гурьевский, Багратионовский, Правдинский, Полесский, Гвардейский районы, Зеленоградский, Светлогорский, Пионерский городские округа, г.Балтийск, г.Светлый, г.Советск, г.Гусев).

Остальные районы области проходят ГТО в отделениях ГАИ по территориальности с частичным использованием средств технического диагностирования.

В перспективе, к окончанию 2004 года, ожидается введение в действие ещё 6 пунктов технического диагностирования: в Гвардейском районе, Светлогорске, Пионерске, Черняховске, Немане, Багратионовске.

По прогнозу, к окончанию 2005 года весь подвижной состав Калининградской области при проведении ГТО будет задействован на техническое диагностирование.

В связи с частичным отсутствием средств диагностирования отделениями (отделами) ГАИ ГРОВД в настоящее время проводятся государственные технические осмотры на местах в следующем порядке:

г.Калининград:

1. Московская ГИБДД - в отделении ГАИ, ул.Дзержинского, 10. еженедельно, по средам (с 10     до 13 час.);
2. Ленинградская ГИБДД, ул.Островского, 4 (рядом с БГА), в четверг (с 15 до 18 час.), в     субботу (с 10 до 12 час.);
3. Октябрьская ГИБДД - производственная база "БалтАвто", по субботам (с 9 до 11 час.);
4. Центральная ГИБДД - автоколонна № 1359, по субботам (с 10 до 13 час.);
5. Балтийская ГИБДД - ул.Суворова, гараж Морского торгового порта, по пятницам (с 14 до 16     час.).

Калининградская область:

1. Багратионовская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Загородная, 16, по пятницам (с 10 до 16 час.);
2. Балтийская ГО ГИБДД - г.Балтийск, производственная база "Арштрэм", ул.Гагарина, 23, по     вторникам (с 15 до 18 час.), по субботам (с 11 до 14 час.);
3. Гвардейская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Вокзальная, 1, по субботам (с 9 до 12 час.);
4. Гурьевская ГИБДД - на территории станции "Преголь-Лада", по средам (с 10 до 16 час.), по     субботам (с 10 до 13 час.);
5. Пионерская ГИБДД - территория МП "Теплосеть", по субботам с 09 до 13 час.;
6. Полесская ГИБДД - отделение ГАИ, по пятницам (с 10 до 14 час.);
7. Гусевская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Лесная, 1, по вторникам с 9 до 15 час., последняя     суббота месяца (с 9 до 13 час.);
8. Зеленоградская ГИБДД - территория "Автосервис", ул.Железнодорожная, 25, по субботам (с     9 до 13 час.);
9. Краснознаменская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Советская, 28, по субботам (с 9 до 15 час.);
10. Озёрская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Калинина, 2а, по пятницам (с 9 до 13 час.);
11. Светловская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Горького, 16, по субботам (с 10 до 13 час.);
12. Неманская ГИБДД - территория АО "НеманАвто", по субботам (с 10 до 13 час.);
13. Светлогорская ГИБДД - отделение ГАИ, Калининградский проспект, 31, по субботам (с 10 до      13 час.);
14. Правдинская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Дзержинского, 1, по четвергам (с 10 до 18 час.);
15. Советская ГИБДД - производственная база (ориентир торговый центр "ЭКО"), ул.Трудовая,      по вторникам, четвергам, субботам (с 10 до 14 час.);
16. Славская ГИБДД - территория частного предприятия "Труд", по субботам (с 10 до 12 час.);
17. Черняховская ГИБДД - отделение ГАИ, г.Черняховск, ул.Прегольная, 2, по субботам (с 10      до 13 час.);
18. Мамоновская ГИБДД - отделение ГАИ, г.Мамоново, ул.Советская, 6, по пятницам (с 10 до      13 час.).

В соответствии с приказом МВД № 190 от 15 марта 1999 года, регламентирующим организацию и проведение ГТО транспортных средств, собственник транспортного средства предъявляет следующие документы:

- документ, удостоверяющий личность;
- водительское удостоверение с разрешающими отметками в нём на право управления   транспортным средством, которое представляется на осмотр;
- медицинскую справку установленной формы;
- документ, подтверждающий право владения (распоряжения) транспортным средством;
- свидетельство о регистрации транспортного средства или технический транспорт, или   технический талон;
- диагностическую карту по результатам проверки технического состояния транспортного   средства;
- страховой полис транспортного средства.

Примечание.

Оппоненты проведения ГТО с применением средств технического диагностирования ссылаются на решение Верховного суда РФ, однако по этому поводу вынесено постановление Конституционного суда РФ № 1-П от 27.01.2004 г., в котором говорится, что "поскольку вопрос в данном случае возникает не просто о законности нормативного акта правительства Российской Федерации, а именно о его конституционности, судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в порядке конституционного судопроизводства, а потому производство по делу в Верховном суде Российской Федерации подлежит прекращению".

Комментарий

Своё мнение о позиции областного ГИБДД по затронутому вопросу высказывает председатель Общества защиты прав автомобилистов "ОСА" Георгий Румянцев.

ГИБДД, отстаивая свою позицию, ссылается на постановление Правительства РФ № 880 от 31 июня 1998 г., где в ст.3 сказано, что Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования при ГТО. Такое право Госавтоинспекция имела до 1 июля 2002 г., когда с принятием новой редакции КоАП РФ законодатель запретил при прохождении ГТО проводить инструментальную проверку в организации независимо от форм собственности, а также требовать у водителя предъявления им приобретённых диагностических или технических карт, а также иных документов, не предусмотренных федеральным законом.

Требование запрета однозначно, оно конкретизировано и не предполагает иного понимания, позволяющего интерпретировать данный запрет по другому, как это хотят представить органы ГИБДД.

Ответственные должностные лица Госавтоинспекции должны знать положения ч.5 ст.76 Конституции РФ, где указано, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон. В нашем случае это положения Административного кодекса, а не постановление Правительства и ведомственные нормативные акты МВД РФ.

Ссылка в статье на международное соглашение несостоятельна, так как этим соглашением устанавливаются общие правила проведения техосмотров и оно не регулирует порядок и сроки прохождения ГТО в конкретной стране.

Также Госавтоинспекция в своих доводах ссылается на то, что понятие "инструментальная проверка" и "проверка технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования" не идентичны, а понятия "инструментальный контроль" вообще как бы не существует.

Однако, как указал в своём определении от 24.07.2003 г. Верховный суд РФ, "следует признать, что при проверке технического состояния ТС с использованием средств технического диагностирования и при инструментальной проверке при прохождении гостехосмотра ТС подразумевается проведение инструментальной (с использованием инструментов, приборов) проверки автотранспортных средств".

Если обратиться к словарям русского языка Ожегова и Даля и посмотреть, как они раскрывают понятие "проверка", то увидим, что термин "проверка" означает "удостовериться в чём-либо", "обследовать с целью контроля или надзора".

Проверка подразумевает проведение тщательного обследования с применением приборов, инструментов, вплоть до рентгеноскопии узлов и блоков. Если контролёр применил прибор (чтобы измерить СО и СН или люфт руля), то это - проверка.

Большинство параметров, которые контролёр вносит в диагностическую карту, выявляется и проверяется с использованием приборов, технических средств измерения и контроля.

При проверке ТС при ГТО с использованием средств технического диагностирования применяются определённые требования к технологии работ, которыми должны руководствоваться сотрудники ГАИ.

Имеется определённый перечень основных технологических операций по проверке технического состояния ТС при ГТО и перечень основных технических характеристик средств технического диагностирования с указанием на контролируемые (измеряемые) параметры и вид оборудования. И все это можно назвать одним словом - инструментальная проверка.

Почему-то должностные лица Госавтоинспекции умалчивают о полном провале с их стороны рекомендаций, предписанных пунктом 2.2.3 Приказа МВД РФ от 15.03.1999 г. № 190 "Об организации и проведении ГТО". Там, между прочим, сказано, что помимо установления конкретных сроков поэтапного введения ГТО с использованием средств технического диагностирования, приоритетным следует считать также развитие сети станций и передвижных пунктов ГТО в системе органов внутренних дел на основе привлечения кредитов под гарантии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использования на условиях аренды, аренды с правом последующего выкупа и так далее специализированной производственно-технической базы юридических и физических лиц.

И.Захаркин указывает, что в г.Калининграде действуют 4 станции технического контроля и только в двух проводятся техосмотры сотрудниками ГАИ, и то раз в неделю, что неизбежно порождает огромные очереди. Почему же ГАИ нарушает требования п.10 Правил проведения ГТО, где сказано, что конкретное место осмотра устанавливается ГАИ и оно может представлять собой, помимо площадок на территории Госавтоинспекции, также пункты техосмотра юридического лица или индивидуального предпринимателя, привлечённого ГАИ к участию в проверке технического состояния с использованием средств технического диагностирования при осмотре транспортных средств? Между прочим, п.11 Правил гласит, что до введения проверки технического состояния в местах, установленных п.10, осмотр ТС проводится в подразделениях ГИБДД с использованием имеющихся средств технического диагностирования.

Так почему же начальник УГИБДД области Ю.Казаков дал отмашку районным отделам ГИБДД с 1 апреля 2004 г. (вопреки постановлению администрации Калининградской области от 30 июня 2004 г.) в обязательном порядке требовать от водителей г.Калининграда прохождения техосмотра на станциях технического контроля? Принудив, по существу, водителей являться на повторный осмотр в органы ГИБДД и предоставлять диагностические карты, что прямо запрещено законом. При этом водители дважды оплачивают прохождение техосмотра, так как коммерческие структуры не перечисляют в ГИБДД 30% от суммы, взятой за проведение техосмотра с использованием средств технического диагностирования, а эта величина составляет примерно 70-80 рублей с каждого водителя.

В статье И.Захаркина указано, какие документы в соответствии с приказом МВД № 190 от 15 марта 1999г. должен предъявлять собственник авто при проведении ГТО. Среди перечисленных документов значится и диагностическая карта по результатам проверки технического состояния ТС. Я не думаю, что уважаемому гаишнику не известно содержание ст.15 Правил, где конкретно указано, какие документы для осмотра должен представить собственник (представитель собственника) ТС. Не понимаю, для чего надо вводить в заблуждение людей и указывать на документ, которого и в помине нет в перечне. Может это ноу-хау местного ГИБДД? Тогда советую открыть Административный кодекс и прочитать примечание к ст.12.1, где законодателем конкретно указано на запрет требовать предоставление диагностических карт.

И последнее. Несмотря на противоречия по данному вопросу и попытки расширенного толкования норм права как должностными лицами ГИБДД, так и администрацией области, я считаю, что необходимо осуществлять следующий подход к проведению техосмотра с использованием средств технического диагностирования в целях безопасности дорожного движения: если водитель желает лучше знать состояние здоровья своего автомобиля, что уменьшит вероятность неприятных, а иногда и трагических сюрпризов на дороге, он может в добровольном порядке пройти техосмотр с применением средств диагностирования, и тогда инспектор ГАИ при техосмотре будет избавлен от проверки технического состояния автомобиля. Если же владелец автомобиля считает, что он поддерживает ТС в технически исправном состоянии, он вправе требовать проведения техосмотра без обращения в коммерческие структуры.

Замечу, что законодатель, запрещая проведение инструментального контроля в организациях независимо от формы собственности, не ограничил органы Госавтоинспекции в праве проводить ГТО с использованием средств технического диагностирования, что свидетельствует о том, что в целях безопасности дорожного движения такая проверка необходима и целесообразна, но без нарушения законности.

Кстати, ссылки в статье на Постановление Конституционного суда РФ от 27.01.04 г. № 1-П некорректны в плане юридического обоснования затронутого спора, так как в данном Постановлении освещаются совершенно другие правоотношения и анализ правовых норм по оспариванию нормативных актов Правительства РФ.

P.S. 10 сентября состоится заседание областного суда, где будет рассмотрено заявление областной прокуратуры об оспаривании постановления администрации Калининградской области о проведении государственного технического осмотра с применением средств технического диагностирования.

"Авторынок Калининграда" , №35 от 7.09.2004


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии


#1 Вадим (-----.infinity-net.ru)   23:25  25.09.2005
взятки
как были взятки, так и остались. сами специалисты конечно не берут, отправляют "к мастеру в том гараже". мастер берет 500 р "за ремонт" и техосмотр проходит без проблем...



Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 772


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Популяpные статьи
<tr> <td> <div align="center" class="sod_text"><a href="/articles/2003/a3a0705.html">Koгдa гaишник мoжeт cнять нoмepa</a></div> </td> </tr>
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru