Техосмотр с применением средств технического диагностирования
законен
В этом убеждена областная ГИБДД
Проблемы проведения инструментального контроля при прохождении
техосмотра волнуют, пожалуй, каждого калининградского
автомобилиста. В последнее время вокруг этого вопроса в наших
СМИ развернулись бурные дебаты. Появился ряд статей, подвергающих
сомнению правомерность проведения инструментальных проверок при
прохождении ГТО. В нашей газете подобное мнение по этому вопросу
уже высказали председатель калининградского регионального отделения
Движения автомобилистов России Сергей Боярских и председатель
калининградского Общества защиты прав автомобилистов "ОСА" Георгий
Румянцев. А что же гаишники? Сегодня мы предлагаем вниманию
читателей мнение Игоря Захаркина, начальника отдела технического
надзора, дознания и административной практики УГАИ УВД
Калининградской области.
В последнее время некоторые представители различных партий и
движений через средства массовой информации публикуют
противоречивые и не соответствующие действительности комментарии
вице-президента Движения автомобилистов России Л.Ольшанского,
вводящие граждан Калининградской области по вопросам, касающимся
проведения инструментальной проверки транспортных средств при
прохождении обязательного технического осмотра, в заблуждение.
Действительно, статья 12.1 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях, введённого в действие с 1
июля 2002 года, на которую энергично ссылается Л.Ольшанский,
предусматривает запрещение проведения инструментального контроля
(инструментальной проверки), который, к сведению необозначенного
автора статьи "Не хочешь платить за карту - топай в суд",
опубликованной в "Калининградской правде", на территории
Калининградской области при проведении технического осмотра
отсутствует.
Прерогатива проведения инструментальных проверок (контроля)
транспортных средств входит в компетенцию научно-исследовательских
центров и институтов, занимающихся вопросами сопротивления
материалов и теоретической механики, а таковые на территории
Калининградской области отсутствуют.
Госавтоинспекцию УВД, как и водителя (владельца) транспортного
средства интересует прежде всего исправность транспортного
средства, его узлов и агрегатов, а не вопросы сжатия и растяжения
деталей, определяющие нагрузки действующих при сопротивлении
(работе) механических и окружающих сил. Исходя из изложенного,
заверения вице-президента Движения автомобилистов России
Л.Ольшанского о проведении на территории Калининградской области
инструментального контроля несвоевременны и не соответствуют
действительности.
Примечанием к вышеуказанной статье административного
законодательства РФ установлено, что порядок проведения
государственного технического осмотра транспортных средств с
использованием средств технического диагностирования определяется
Правительством Российской Федерации. Во исполнение ст.17
Федерального закона РФ № 196-ФЗ-1995 года "О безопасности дорожного
движения" постановлением Правительства Российской Федерации № 880
1998 года утверждено, что проверка технического состояния
транспортных средств проводится с использованием средств
технического диагностирования, имеющихся в Государственной
инспекции, а также у привлекаемых юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. Это требование в полной мере соответствует
содержанию Соглашения о принятии единообразных условий для
периодических технических осмотров колёсных транспортных средств и
взаимном признании таких осмотров от 13 ноября 1997 года (г.Вена),
разработанного в рамках ООН и вступившего в силу для России 27
января 2001 года. В данном Соглашении устанавливаются общие правила
проведения технических осмотров, с помощью которых подтверждаются
требования, предъявляемые к эксплуатационным характеристикам
транспортных средств.
Наряду с изложенным вице-президент Движения автомобилистов России
Л.Ольшанский, обращаясь в своём заявлении к гражданам
Калининградской области, в свою очередь не учёл, что в соответствии
с требованиями ст.15 Конституции Российской Федерации
предусмотрено, что "если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то
применяются правила международного договора" (письмо МИД России от
07.07.2001 г., исх. № 26037/гс).
В своё время во исполнение Постановления Правительства РФ № 880
1998 года в соответствии с постановлением главы администрации
Калининградской области № 315 2004 г. на территории области
проверка технического состояния транспортных средств при
обязательном государственном техническом осмотре происходит с
использованием средств технического диагностирования.
По мере подготовленности предприятий и ЧП в настоящее
время с 2003 года на территории г.Калининграда и области функционируют
восемь станций технического контроля:
На всех этих станциях осуществляется проверка транспортных средств
(Центральный, Ленинградский, Октябрьский, Московский, Балтийский
районы г.Калининграда; Гурьевский, Багратионовский, Правдинский,
Полесский, Гвардейский районы, Зеленоградский, Светлогорский,
Пионерский городские округа, г.Балтийск, г.Светлый, г.Советск,
г.Гусев).
Остальные районы области проходят ГТО в отделениях ГАИ по
территориальности с частичным использованием средств
технического диагностирования.
В перспективе, к окончанию 2004 года, ожидается введение в действие
ещё 6 пунктов технического диагностирования: в Гвардейском районе,
Светлогорске, Пионерске, Черняховске, Немане, Багратионовске.
По прогнозу, к окончанию 2005 года весь подвижной состав
Калининградской области при проведении ГТО будет задействован
на техническое диагностирование.
В связи с частичным отсутствием средств диагностирования
отделениями (отделами) ГАИ ГРОВД в настоящее время
проводятся
государственные технические осмотры на местах в следующем порядке:
г.Калининград:
1. Московская ГИБДД - в отделении ГАИ, ул.Дзержинского, 10.
еженедельно, по средам (с 10 до 13 час.);
2. Ленинградская ГИБДД, ул.Островского, 4 (рядом с БГА), в четверг
(с 15 до 18 час.), в субботу (с 10 до 12
час.);
3. Октябрьская ГИБДД - производственная база "БалтАвто", по субботам
(с 9 до 11 час.);
4. Центральная ГИБДД - автоколонна № 1359, по субботам (с 10 до
13 час.);
5. Балтийская ГИБДД - ул.Суворова, гараж Морского торгового порта,
по пятницам (с 14 до 16 час.).
Калининградская область:
1. Багратионовская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Загородная, 16,
по пятницам (с 10 до 16 час.);
2. Балтийская ГО ГИБДД - г.Балтийск, производственная база "Арштрэм",
ул.Гагарина, 23, по вторникам (с 15 до 18
час.), по субботам (с 11 до 14 час.);
3. Гвардейская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Вокзальная, 1, по субботам
(с 9 до 12 час.);
4. Гурьевская ГИБДД - на территории станции "Преголь-Лада", по средам
(с 10 до 16 час.), по субботам (с 10 до
13 час.);
5. Пионерская ГИБДД - территория МП "Теплосеть", по субботам с 09
до 13 час.;
6. Полесская ГИБДД - отделение ГАИ, по пятницам (с 10 до 14 час.);
7. Гусевская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Лесная, 1, по вторникам с
9 до 15 час., последняя суббота месяца (с
9 до 13 час.);
8. Зеленоградская ГИБДД - территория "Автосервис", ул.Железнодорожная,
25, по субботам (с 9 до 13 час.);
9. Краснознаменская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Советская, 28, по
субботам (с 9 до 15 час.);
10. Озёрская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Калинина, 2а, по пятницам
(с 9 до 13 час.);
11. Светловская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Горького, 16, по субботам
(с 10 до 13 час.);
12. Неманская ГИБДД - территория АО "НеманАвто", по субботам (с
10 до 13 час.);
13. Светлогорская ГИБДД - отделение ГАИ, Калининградский проспект,
31, по субботам (с 10 до 13 час.);
14. Правдинская ГИБДД - отделение ГАИ, ул.Дзержинского, 1, по четвергам
(с 10 до 18 час.);
15. Советская ГИБДД - производственная база (ориентир торговый центр
"ЭКО"), ул.Трудовая, по вторникам,
четвергам, субботам (с 10 до 14 час.);
16. Славская ГИБДД - территория частного предприятия "Труд", по
субботам (с 10 до 12 час.);
17. Черняховская ГИБДД - отделение ГАИ, г.Черняховск, ул.Прегольная,
2, по субботам (с 10 до 13 час.);
18. Мамоновская ГИБДД - отделение ГАИ, г.Мамоново, ул.Советская,
6, по пятницам (с 10 до 13 час.).
В соответствии с приказом МВД № 190 от 15 марта
1999 года, регламентирующим организацию и проведение ГТО транспортных
средств, собственник транспортного средства предъявляет
следующие
документы:
- документ, удостоверяющий личность;
- водительское удостоверение с разрешающими отметками в нём на право
управления транспортным средством, которое представляется
на осмотр;
- медицинскую справку установленной формы;
- документ, подтверждающий право владения (распоряжения) транспортным
средством;
- свидетельство о регистрации транспортного средства или технический
транспорт, или технический талон;
- диагностическую карту по результатам проверки технического состояния
транспортного средства;
- страховой полис транспортного средства.
Примечание.
Оппоненты проведения ГТО с применением средств
технического диагностирования ссылаются на решение Верховного суда
РФ, однако по этому поводу вынесено постановление Конституционного
суда РФ № 1-П от 27.01.2004 г., в котором говорится, что "поскольку
вопрос в данном случае возникает не просто о законности нормативного
акта правительства Российской Федерации, а именно о его конституционности,
судебная проверка данного акта может быть осуществлена только в
порядке конституционного судопроизводства, а потому производство
по делу в Верховном суде Российской Федерации подлежит прекращению".
Комментарий
Своё мнение о позиции областного ГИБДД по затронутому вопросу
высказывает председатель Общества защиты прав автомобилистов "ОСА"
Георгий Румянцев.
ГИБДД, отстаивая свою позицию, ссылается на постановление
Правительства РФ № 880 от 31 июня 1998 г., где в ст.3 сказано,
что Госавтоинспекция может привлекать в установленном порядке
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к участию в
проверке технического состояния ТС с использованием средств
технического диагностирования при ГТО. Такое право Госавтоинспекция
имела до 1 июля 2002 г., когда с принятием новой редакции КоАП РФ
законодатель запретил при прохождении ГТО проводить
инструментальную проверку в организации независимо от форм
собственности, а также требовать у водителя предъявления им
приобретённых диагностических или технических карт, а также иных
документов, не предусмотренных федеральным законом.
Требование запрета однозначно, оно конкретизировано и не
предполагает иного понимания, позволяющего интерпретировать данный
запрет по другому, как это хотят представить органы ГИБДД.
Ответственные должностные лица Госавтоинспекции должны знать
положения ч.5 ст.76 Конституции РФ, где указано, что в случае
противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ,
действует федеральный закон. В нашем случае это положения
Административного кодекса, а не постановление Правительства и
ведомственные нормативные акты МВД РФ.
Ссылка в статье на международное соглашение несостоятельна, так
как этим соглашением устанавливаются общие правила проведения
техосмотров и оно не регулирует порядок и сроки прохождения ГТО
в конкретной стране.
Также Госавтоинспекция в своих доводах ссылается на то, что понятие
"инструментальная проверка" и "проверка технического состояния ТС с
использованием средств технического диагностирования" не идентичны,
а понятия "инструментальный контроль" вообще как бы не существует.
Однако, как указал в своём определении от 24.07.2003 г. Верховный
суд РФ, "следует признать, что при проверке технического состояния
ТС с использованием средств технического диагностирования и при
инструментальной проверке при прохождении гостехосмотра ТС
подразумевается проведение инструментальной (с использованием
инструментов, приборов) проверки автотранспортных средств".
Если обратиться к словарям русского языка Ожегова и Даля и
посмотреть, как они раскрывают понятие "проверка", то увидим, что
термин "проверка" означает "удостовериться в чём-либо",
"обследовать с целью контроля или надзора".
Проверка подразумевает проведение тщательного обследования с
применением приборов, инструментов, вплоть до рентгеноскопии узлов
и блоков. Если контролёр применил прибор (чтобы измерить СО и СН
или люфт руля), то это - проверка.
Большинство параметров, которые контролёр вносит в диагностическую
карту, выявляется и проверяется с использованием приборов,
технических средств измерения и контроля.
При проверке ТС при ГТО с использованием средств технического
диагностирования применяются определённые требования к технологии
работ, которыми должны руководствоваться сотрудники ГАИ.
Имеется определённый перечень основных технологических
операций по проверке технического состояния ТС при ГТО и
перечень основных технических характеристик средств
технического диагностирования с указанием на контролируемые
(измеряемые) параметры и вид оборудования. И все это можно назвать
одним словом - инструментальная проверка.
Почему-то должностные лица Госавтоинспекции умалчивают о полном
провале с их стороны рекомендаций, предписанных пунктом 2.2.3
Приказа МВД РФ от 15.03.1999 г. № 190 "Об организации и проведении
ГТО". Там, между прочим, сказано, что помимо установления
конкретных сроков поэтапного введения ГТО с использованием средств
технического диагностирования, приоритетным следует считать также
развитие сети станций и передвижных пунктов ГТО в системе органов
внутренних дел на основе привлечения кредитов под гарантии органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, использования
на условиях аренды, аренды с правом последующего выкупа и так далее
специализированной производственно-технической базы юридических и
физических лиц.
И.Захаркин указывает, что в г.Калининграде действуют 4 станции
технического контроля и только в двух проводятся техосмотры
сотрудниками ГАИ, и то раз в неделю, что неизбежно порождает
огромные очереди. Почему же ГАИ нарушает требования п.10 Правил
проведения ГТО, где сказано, что конкретное место осмотра
устанавливается ГАИ и оно может представлять собой, помимо
площадок на территории Госавтоинспекции, также пункты техосмотра
юридического лица или индивидуального предпринимателя,
привлечённого ГАИ к участию в проверке технического состояния с
использованием средств технического диагностирования при осмотре
транспортных средств? Между прочим, п.11 Правил гласит, что до
введения проверки технического состояния в местах, установленных
п.10, осмотр ТС проводится в подразделениях ГИБДД с использованием
имеющихся средств технического диагностирования.
Так почему же начальник УГИБДД области Ю.Казаков дал отмашку
районным отделам ГИБДД с 1 апреля 2004 г. (вопреки постановлению
администрации Калининградской области от 30 июня 2004 г.) в
обязательном порядке требовать от водителей г.Калининграда
прохождения техосмотра на станциях технического контроля? Принудив,
по существу, водителей являться на повторный осмотр в органы ГИБДД
и предоставлять диагностические карты, что прямо запрещено законом.
При этом водители дважды оплачивают прохождение техосмотра, так как
коммерческие структуры не перечисляют в ГИБДД 30% от суммы, взятой
за проведение техосмотра с использованием средств технического
диагностирования, а эта величина составляет примерно 70-80 рублей
с каждого водителя.
В статье И.Захаркина указано, какие документы в соответствии с
приказом МВД № 190 от 15 марта 1999г. должен предъявлять
собственник авто при проведении ГТО. Среди перечисленных документов
значится и диагностическая карта по результатам проверки
технического состояния ТС. Я не думаю, что уважаемому гаишнику не
известно содержание ст.15 Правил, где конкретно указано, какие
документы для осмотра должен представить собственник (представитель
собственника) ТС. Не понимаю, для чего надо вводить в заблуждение
людей и указывать на документ, которого и в помине нет в перечне.
Может это ноу-хау местного ГИБДД? Тогда советую открыть
Административный кодекс и прочитать примечание к ст.12.1, где
законодателем конкретно указано на запрет требовать предоставление
диагностических карт.
И последнее. Несмотря на противоречия по данному вопросу и попытки
расширенного толкования норм права как должностными лицами ГИБДД,
так и администрацией области, я считаю, что необходимо осуществлять
следующий подход к проведению техосмотра с использованием средств
технического диагностирования в целях безопасности дорожного
движения: если водитель желает лучше знать состояние здоровья
своего автомобиля, что уменьшит вероятность неприятных, а иногда и
трагических сюрпризов на дороге, он может в добровольном порядке
пройти техосмотр с применением средств диагностирования, и тогда
инспектор ГАИ при техосмотре будет избавлен от проверки
технического состояния автомобиля. Если же владелец автомобиля
считает, что он поддерживает ТС в технически исправном состоянии,
он вправе требовать проведения техосмотра без обращения в
коммерческие структуры.
Замечу, что законодатель, запрещая проведение инструментального
контроля в организациях независимо от формы собственности, не
ограничил органы Госавтоинспекции в праве проводить ГТО с
использованием средств технического диагностирования, что
свидетельствует о том, что в целях безопасности дорожного движения
такая проверка необходима и целесообразна, но без нарушения
законности.
Кстати, ссылки в статье на Постановление Конституционного суда РФ
от 27.01.04 г. № 1-П некорректны в плане юридического обоснования
затронутого спора, так как в данном Постановлении освещаются
совершенно другие правоотношения и анализ правовых норм по
оспариванию нормативных актов Правительства РФ.
P.S.
10 сентября состоится заседание
областного суда, где будет рассмотрено заявление областной прокуратуры
об оспаривании постановления администрации Калининградской области
о проведении государственного технического осмотра с применением
средств технического диагностирования.
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Вадим
(-----.infinity-net.ru) 23:25 25.09.2005
взятки
как были взятки, так и остались. сами специалисты конечно не берут, отправляют "к мастеру в том гараже". мастер берет 500 р "за ремонт" и техосмотр проходит без проблем...