Так считает нынешний руководитель аукционной комиссии Олег
Павлишин
Автомобильные аукционы в Калининградской области стали притчей
во языцех. Особенно после того, как цены на квоты выросли до полутора
тысяч долларов. Масла в огонь подлил арест заместителя губернатора,
Саввы Леонова, занимавшего должность председателя аукционной комиссии.
Сегодня работу комиссии возглавил заместитель председателя Олег
Павлишин. На мою просьбу прокомментировать сложившуюся ситуацию
Олег Петрович любезно согласился.
Корр.
По результатам августовского аукциона
победителем оказался один участник, выигравший третий лот. Было
ли при этом нарушено законодательство?
О.П.
Формально - нет. В аукционе приняло
участие три предпринимателя, и было три победителя. Другое дело,
что двое отказались подписывать протокол по окончании аукциона,
т.е. они не подтвердили свои права на выигранные лоты. По положению
аукциона это дало нам право считать их победы аннулированными. Задаток
при этом им возвращен не был.
Корр.
Однако в результате победителем
оказался один предприниматель. Налицо монополия на рынке автомобильных
квот.
О.П.
Так как отказались от лотов двое участников
аукциона, то, конечно, остался один. Но мы же не знали, что двое
откажутся. Ведь в принципе было три победителя.
Корр.
После ареста председателя аукционной
комиссии Саввы Леонова выяснилось, что по августовскому аукциону
был сговор.
О.П.
Пока это гипотеза следствия.
Корр.
Почему Вы, заместитель председателя
аукционной комиссии, голосовали за условия проведения августовского
аукциона, которыми устанавливались сверхбольшие лоты по 3800 штук?
О.П.
Во-первых, и это самое главное, никаких
меркантильных интересов у меня не было. Поэтому финансовая сторона
мною не двигала, не движет и не будет двигать, пока я здесь работаю.
Это касается не только автомобильной темы.
Корр.
Может быть Вы просто не додумались
не устанавливать большие лоты?
О.П.
Если следовать логике ограничения,
то для кого-то и 10 автомобилей является ограничением.
Корр.
Но при больших лотах рынок сужается.
Похоже, что это было сделано преднамеренно.
О.П.
Насчёт "преднамеренно" - это пусть
компетентные органы решают. Они сейчас проводят расследование в
рамках возбужденного уголовного дела, было ли сознательно это сделано
или нет. Мы исходили прежде всего из того, что участники, взявшие
крупные лоты по 3800 автомобилей (а это большое количество для автомобильного
рынка), понизят цены для потребителей квот в связи с конкуренцией
между собой и в связи с отсутствием достаточного времени для реализации
такого большого количества квот в Калининградской области. Мы планировали,
что победители аукциона все-таки займут трезвую, реалистичную ценовую
политику по отношению к автолюбителям. К тому же мы планировали,
и это частично оправдалось, что квоты будут выкуплены за такие средства,
которые позволят найти компромисс между государством и интересами
автомобилистов.
Кроме того, было коллективное обращение десятков хозяйствующих
субъектов, которые просили нас укрупнить лоты, обещая, что цены при
этом упадут, будет порядок и не будет хаоса. Сейчас, кстати,
предприниматель Коровин шлет нам письма и говорит, что гарантирует
существенное снижение цены. К тому же он подал иск в арбитражный
суд на администрацию области в связи с отказом выдать ему
сертификат на реализацию выигранных квот. Прокуратура тоже подала
иск в суд. Она считает, что было нарушено антимонопольное
законодательство за счет укрупнения лотов. Я откровенно скажу:
позиция у прокуратуры не стопроцентная. Коровин, видимо,
консультировался с юристами. Я его не знаю, один раз его увидел у
стен прокуратуры. Мне сказали: вот это Коровин. Я никогда бы не
подумал. Предполагал, что это будет солидный дядька. А он парень
довольно молодой.
Честно говоря, мы действовали чисто субъективно, мы не знали, каким
вариантом воспользоваться: то ли размельчить лоты, то ли дать
широкий диапазон, как сейчас, от 10 до 100. То ли сделать аукцион
открытым, то ли закрытым. На каждый случай есть контригра тех, кто
активно присутствует на рынке. А ребята они неглупые.
Корр.
В связи с тем, с каким скандалом
прошел августовский аукцион, Олегу Шлыку на одной из пресс-конференций
было предложено распустить аукционную комиссию в связи с ее недееспособностью,
о чем говорят результаты ее работы в этом году.
О.П.
Результат мы знаем в связи с тем,
что случилось с Саввой Леоновым. Предположим такой вариант. Например,
не было бы коробки из-под торта. На августовском аукционе двое участников
отказались от выигрыша, а один выиграл лот объемом в 3800 автомобилей.
Через 10-15 дней было бы проведено заседание комиссии, и оставшиеся
лоты в количестве 7700 автомобилей были бы выставлены на аукцион
(Савва Леонов бы этого не допустил, за это он получил деньги. -
Прим. ред.). И тогда через полтора месяца цены на квоты упали бы.
Нам нужно 10 тысяч квот в год, чтобы удовлетворить все потребности
населения.
Корр.
Предположим, что аукционная комиссия
не знала, как поступить. Но ведь газеты, в т.ч. наша, в течение
двух лет писали о том, что при проведении автомобильных аукционов
имеет место коррупция. Почему-то аукционная комиссия не хотела этого
замечать, пока не появилась коробка из-под торта. Однако перейдем
к будущим сентябрьским аукционам. Условия их проведения повторяют
условия январского аукциона. Нынешний аукцион тоже закрытый, задаток
вносится маленький. Лишь подкорректировано количество и объем лотов.
О.П.
Задаток маленький, потому что стартовая
цена одной квоты низкая - 100 долларов. Просто именно сейчас, в
сентябре, условия проведения аукциона, на взгляд комиссии, касающиеся
стартовой цены, должны быть такими же, как на скандальном августовском
аукционе. Чтобы никто не обвинил нас в том, что для тех людей, которыми
якобы были выдвинуты условия августовского аукциона, стартовую цену
назначили 100 долларов, а для сентябрьского аукциона, предназначенного
для всех, мы назначим повышенную цену. Тем самым поспособствуем
и нагнетанию страстей, и увеличению итоговой стоимости лота. Мы
знаем, что это будет. Я Вам прямо говорю, что комиссия принципиально
не стала менять стартовую цену лотов по отношению к предыдущему
аукциону во избежание всяких кривотолков.
Корр.
И задаток Вы оставили на том же
уровне.
О.П.
Он не может быть больше стоимости
лота.
Корр.
Об этом нигде не написано: ни
в положении о проведении аукциона, ни в правительственном постановлении.
О.П.
Это общепризнанная практика проведения
аукционов.
Корр.
Вот что получается при маленьком
задатке. Участники торгов называют завышенные цены и заваливают
аукционы. Лоты не выкупают, а то, что купили, продают по высоким
ценам.
О.П.
В таких случаях надо сразу же выставлять
нереализованные квоты на аукцион. Не можем мы задаток делать больше
стартовой цены лота.
Корр.
Квота на один автомобиль уходит
за полторы тысячи долларов. Почему нельзя задаток назначить хотя
бы из расчета в тысячу или пятьсот долларов? Тогда бы махинации
по заваливанию аукционов не имели бы место.
О.П.
Еще раз говорю, существует общепринятая
практика проведения аукционов: задаток не превышает цену товара,
и иной раз составляет проценты от него.
Корр.
То есть Вы не хотели применять
какие-либо новые подходы. В результате может повториться январская
ситуация, когда аукцион был завален.
О.П.
Тут еще есть такой момент. Нужно иметь
в виду, что задаток, как и доплата за выигранный лот - это федеральные
деньги. Смотрите, что получается. Задаток сначала распределяется
на счета Главного управления развития и торговли, а потом перечисляется
в федеральный бюджет. Оплата стоимости выигранного лота сразу перечисляется
в федеральный бюджет. Тут мы исходили из следующего: предположим,
что мы пошли против всех норм, общепринятых в мире, и поставили
задаток, в несколько раз превышающий стартовую цену лота, а цена
на торгах не ушла далеко от стартовой. Ведь может такое быть.
Корр.
Вполне вероятно, что в сентябре
будет проигран сценарий либо январский, либо апрельский. То есть
Вы не делаете шагов, чтобы поменять ситуацию в корне, чтобы не дать
возможности тем же махинациям, которые имели место в прошлом.
О.П.
Не буду скрывать, что мы готовим некоторые
изменения в правила проведения аукционов, в т.ч. в постановление
правительства ь 730 и ь 526, которыми мы частично меняем сам механизм
проведения торгов. Просто нам с комиссией надо было срочно выставлять
на аукционы оставшиеся автомобильные квоты.
Корр.
Почему это раньше не сделали?
О.П.
После проведения последнего аукциона
мы должны ждать 10 дней, в течение которых оплачиваются лоты. А
потом этот скандал. И все равно через неделю комиссия собралась.
Корр.
Собралась, когда петух клюнул
в одно место. В течение семи месяцев, с января по июль включительно,
было реализовано на аукционах всего 23% от годового объема квот.
Почему комиссия ждала, пока будут проданы январские квоты, чтобы
провести апрельские аукционы, потом опять ждала, пока эти квоты
будут проданы? Только после этого был назначен августовский аукцион.
То есть с самого начала года, да и в 2003 году, было видно, что
аукционная комиссия работает на кучку предпринимателей.
О.П.
Здесь есть доля правды, но вопрос
не ко мне конкретно - повестку заседаний аукционной комиссии формирует
председатель комиссии. Я высказывал мнение, что не надо тянуть.
В начале года вообще надо было все квоты выпустить на рынок. Но
у руководства не нашел понимания.
Корр.
А комиссия не поддержала Вас,
значит она некомпетентна?
О.П.
Ну почему некомпетентная? Не поддержали
- не значит некомпетентная.
Корр.
Посудите сами. В 2004 году ситуация
складывалась аналогично 2003 году. Хотя Вы не участвовали в работе
комиссии 2003 года, но мы отслеживаем развитие ситуации. Михаил
Плюхин точно такую же игру вел, как и Савва Леонов. И когда мы об
этом все время пишем в газете, а аукционная комиссия при этом не
делает никаких выводов, возникает естественная мысль: в чем дело,
почему так поступает аукционная комиссия?
О.П.
Очень трудно просчитывать последствия
принятия решений
Корр.
Но Савва Леонов просчитывал. Теперь
чисто технический вопрос: было заявлено, что будет запрещено победителям
аукционов передавать сертификаты на ввоз автомобилей в область другим
лицам. Это будет осуществлено?
О.П.
И раньше это было запрещено, это правило
установлено в постановлении правительства ь 830.
Корр.
Однако предприниматели его ловко
обходят.
О.П.
Кое-что мы уже придумали. Это не до
конца будет нивелировать те ситуации, которые используют владельцы
квот. Дело в том, что мы опять натыкаемся на некоторые статьи Гражданского
кодекса. Однако мы в серьезной степени осложним им работу.
Корр.
Вы можете оценить работу аукционной
комиссии в 2003 году, при содействии которой цена квоты на ввоз
автомобиля выросла в 2-3 раза?
О.П.
Это не вина комиссии - спрос диктует
предложение.
Корр.
Если задерживается реализация
квот, то возникает дефицит, и цены растут.
О.П.
Выскажу Вам страшную, крамольную мысль.
Если выбросим в сентябре все квоты, то первое время, примерно до
ноября месяца, цены на квоты практически не изменятся. Владельцы
квот знают, сколько потребитель реально готов платить. Ведь если
бы по различным причинам не платили за эти квоты, они бы не стоили
таких денег. Я понимаю, что люди, возможно, вынуждены так делать.
Вспомните, цена шла и шла вверх. И почему? Не потому, что задержка
была связана с реализацией квот. Может, это и сыграло свою роль,
но основная причина в том, что правительство повысило таможенные
пошлины и рынок требовал обновления автомобилей с областной растаможкой.
Спрос увеличился. И две тысячи долларов за квоту заломят, если будут
покупать по такой цене.
Корр.
С одной стороны, Постановление
правительства, с другой - условия проведения аукционов, с третьей
- предприниматели, которые покупают на аукционах квоты. Все это
создало ситуацию, когда льготы, предоставленные жителям Калининградской
области, преобразуются в огромные денежные потоки, оседающие в карманах
нескольких предпринимателей. Как Вы относитесь к этой ситуации?
О.П.
Плохо отношусь.
Корр.
А что бы Вы предложили?
О.П.
Не успели мы к сентябрьским аукционам
подготовить измененные условия аукционов. Но мы попытаемся убрать
те моменты, которые позволяют кучке шустрых людей зарабатывать сумасшедшие
деньги.
Корр.
А нужны ли вообще эти аукционы,
которые превратились в чистую спекуляцию? По другим квотируемым
товарам нет такого. Здесь же чистая спекуляция: за 100 долларов
купили квоту, за 1500 продали. И конечно, люди возмущаются.
О.П.
Здесь я, конечно, поддерживаю решение
губернатора о том, чтобы вернуться к предыдущему механизму квотирования.
Пока таможня не скажет, что ввезена годовая норма - 15 тысяч автомобилей,
все могут спокойно ввозить их в область без нервов. Ну а кто не
успел... Однако, я думаю, что эта идея не будет поддержана Москвой,
прежде всего Минэкономразвития. Потому что не надо забывать, что
деньги, которые выручены за продажу квот, идут в федеральный бюджет.
И после относительно большой подпитки бюджета Москва не откажется
от квотирования.
Вообще-то, совершенно правильно, может быть, зачастую слишком
резко, газета "Авторынок" ставит проблемы. Я читаю много прессы,
надо отслеживать ситуацию. Ставятся острые, наболевшие вопросы.
Надо же подпитываться настроениями людей.
Корр.
Может быть надо сделать такое
предложение правительству: установить цену на квоту в размере 500
или 700 долларов. 15 тысяч квот, фиксированная сумма, которая должна
поступить в бюджет. Человек покупает необходимое количество квот,
но не более некоторого количества в одни руки. И любой может подойти
в кассу, заплатить и купить "билет" на ввоз автомобиля в Калининградскую
область. Почему бы так не сделать?
О.П.
Надо подумать над Вашим предложением.
Когда мы будем осмысливать новые правила, может быть Вы примете
в этом участие, что-то подскажете. По-честному говоря, ситуация
с квотами - это такая головная боль! И мы не заинтересованы в том,
чтобы нагнетать ситуацию на автомобильном рынке.
С иномаркой стоит поторопиться. 14.12.2004
Автомобильные квоты подешевели. 7.12.2004
Квоты
проданы. Да здравствуют новые квоты! 30.11.2004
Автомобильные квоты пошли в расход. 23.11.2004
Отменой квот порадуют народ? 23.11.2004
Всплыли квоты Коровина. 16.11.2004
Автоквоты достанутся всем. 26.10.2004
Страсти по автомобильным квотам. 19.10.2004
Последние дни автомобильных квот. 12.10.2004
С нового года квоты на автомобили, возможно, отменят. 5.10.2004
С квотами нас в очередной раз надули. 5.10.2004
Новые автомобильные аукционы завалены. 28.09.2004
Квоты на сносях. 21.09.2004
Условия участия в аукционе. 21.09.2004
Ввозить иномарки можно, но пока без растаможки. 14.09.2004
Цены на автомобильные квоты останутся высокими. 7.09.2004
Аукцион по автомобильным квотам состоится в сентябре. 1.09.2004
Адмирал сбежал с поля боя. 24.08.2004
Автомобильные квоты давно продавались за
взятки. 17.08.2004
На аукционе сдали нервы. 3.08.2004
Областная растаможка в руках спекулянтов.
27.07.2004
Калининградцы против спекуляций квотами.
20.07.2004
В защиту прав автомобилистов Калининградской
области. 13.07.2004
Дешевой областной растаможки не будет.
6.07.2004
Спектакль назывался аукционом. 11.05.2004
Автомобильные квоты будут проданы на этой
неделе. 27.04.2004
"Школьники" "мутят воду" на автомобильных
аукционах. 9.03.2004
Дешевой растаможки ждать не приходится. 2.03.2004
Открытое письмо губернатору Калининградской
области Владимиру Егорову. 24.02.2004
1600 долларов за областную растаможку. 17.02.2004
Автомобильные аукционы превратились в фарс.
3.02.2004
Более 6 миллионов долларов потеряно на автомобильных
аукционах в 2003 году. 27.01.2004
Фокусы автомобильных аукционов. 13.01.2004
Игры на автомобильных аукционах.
23.12.2003
Дополнительных квот на авто не будет.
2.12.2003
Автомобильные квоты подешевеют в
декабре. 11.11.2003
Борьба за квоты напоминает шахматную
игру. 28.10.2003
Областная растаможка не подешевеет.
7.10.2003
Торговля воздухом приносит миллионы
долларов. 16.09.2003
На квотах в Калиниграде делают хорошие
деньги. 4.01.2003
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Евгений
(-----.15.3) 10:53 14.09.2004
После прочтения данной статьи сложилось впечатление, что человек этот явно не на своем месте, что он откровенно врет, пытается выгородить себя и показать, что он слыхом не слыхивал о взятках и творящемся беспределе на аукционах. И этот человек - заместитель председателя.
Особенно мне понравился последний его ответ - как будто он не знает, что отмена аукционов и фиксированная цена за квоту будет только на пользу и государству и жителям региона.