Энтузиастов, бросавших вызов признанным мастерам автоспорта, в
Калининграде во все времена хватало. Чего стоит прошлогодняя победа
Александра Артемьева в "Славянском Кубке". Вот и 30-31 октября
нынешнего года двое калининградских спортсменов Александр Власюк и
Александр Чепелевич отправились в Белоруссию, в город Витебск, где
проходил заключительный этап белорусского чемпионата.
Трасса была ужасной
Гонка носила статус международной, поскольку для
участия в ней были приглашены жители Смоленска, Калининграда и двое
литовцев. Сюрпризы начались ещё в пятницу, ночью. Заезжать на высокую
горку, непосредственно примыкавшую к трассе, никто не рискнул, и
весь караван заночевал на подъезде к месту событий. Всю ночь лил
дождь. В субботу, рано утром, отдельные смельчаки попытались было
преодолеть раскисший склон, но не тут-то было. Машины и автобусы
скользили на подъёме и скатывались вниз. Позже на подмогу прибыли
два полноприводных трёхосных КамАЗа и пара тракторов, которые и
затащили бедолаг наверх.
Удивила, а кого-то и огорчила сама трасса.
Раньше здесь проходили мотокроссы, а теперь вот гоняют автомобили.
Очень крутые подъёмы, по краям - глубокие кюветы, причём края
"проезжей части" ничем не ограждены. И везде - непролазная грязь
из-за ливней. К чести устроителей автокросса, они не сидели, сложа
руки: в перерывах между заездами грейдеры слегка подравнивали
дорожку и рыли водоотводные каналы, но это, по большому счёту, мало
помогало.
Главные соперники - литовцы
Соревнования проводились в четырёх классах машин.
"Дивизион-1" - легковые машины с объёмом мотора до 1,6 л,
"Национальный" - до 2,0 л (в нём принял участие Александр
Власюк на "Опеле Кадете"), "1600-Юниор" (объём до 1,6 л, участвуют
молодые люди до 18 лет) и самый навороченный класс - "Дивизион-2"
(единственный из всех, где разрешён полный привод и турбонаддув,
объём до 3,5 л). Здесь стартовал Александр Чепелевич на
"Фольксвагене Гольфе". В "наших" классах приняли участие по 12
машин. В Национальной группе соперниками Власюка стали такой же
"Опель", но более навороченный, "Мицубиси Кольт" и вазовские
"восьмёрки".
А вот о конкурентах Чепелевича стоит сказать особо. Главными
претендентами на победу все считали двух литовцев: Гинтаутаса
Раманаускаса на автомобиле "Форд Эскорт Косворт" и Роландаса
Зуеваса на "Форде Пуме". Большинство белорусов такой техники
отродясь не видели, поэтому всё внимание хозяев трассы было
приковано к прибалтийским гостям, особенно к их машинам. А вот
скромный на вид "второй" "Гольф" Александра Чепелевича оставался
без внимания. Наши пилоты прекрасно понимали, что на незнакомой
трассе, да ещё на не самых мощных автомобилях при прочих равных
условиях не видать им победы, как своих ушей. И мечтали только о
том, чтобы небо ниспослало на трассу дождь. Что удивительно,
небесная канцелярия прислушалась к пожеланиям калининградцев.
Победа Власюка
Начались же заезды не лучшим для нас образом. Власюк достаточно
уверенно откатал свободную тренировку, а вот у Чепелевича дела
поначалу не заладились. Не успел Александр завершить круг, как
сломался регулятор давления турбины, расположенный рядом с креслом
водителя. Давление самопроизвольно поднялось настолько, что полетел
перепускной клапан. Машина заглохла. По регламенту же полагалось
обязательное прохождение хотя бы одного круга в тренировке, иначе к
решающим стартам допуск не выдавался. Гонщику пришлось изрядно
помучить машину, чтобы доковылять до финиша: он передвигался
короткими "перебежками", на одном стартере. Позже механик Александр
Попов починил машину, и Чепелевич продолжил сражение.
Следующий раунд - квалификация. И снова калининградцам не повезло.
Одновременно на трассу выпускали по три машины с интервалом в 400
метров. Власюк и Чепелевич на размытой трассе практически за один
круг догнали стартовавших впереди соперников, но оказались зажаты
ими, не имея возможности ехать в своём, более быстром темпе. И если
Чепелевич сумел всё же с превеликим трудом избавиться от соседства
с неуступчивым "Эскортом" и показать в итоге второе
квалификационное время, то Александр Власюк при аналогичной попытке
обгона оказался на земляной обочине. Правда, единственный зачётный
круг, пройденный Власюком, принёс ему пятое время и старт в финале
со второго ряда.
В решающих стартах предстояло выдержать 2 заезда
по 8 кругов. Состояние трассы к этому моменту достигло апогея. Полноприводный
военный КамАЗ, посланный в качестве эвакуатора, сам застрял на подъёме.
И лишь связка из двух грузовиков смогла вытащить забуксовавшую машину.
События на этой стадии кросса тоже развивались весьма драматично.
Власюк после нескольких кругов просочился-таки сквозь строй соперников
и сенсационно выиграл первый заезд! На "хвосте" у него висел синий
"Кадет", но Александр не оставил ему ни малейшего шанса. Во втором
заезде Власюк, как победитель предыдущего, стартовал уже с первого
ряда и вновь достаточно уверенно обыграл всех соперников! Правда,
на последнем круге, когда судьи клетчатым флагом уже сигнализировали
о завершении гонки, "Опель Кадет" калининградского спортсмена затянуло
в жидкую грязь, и он едва не посбивал незадачливых "маршалов". Но
всё обошлось. Итог - безоговорочная уверенная победа.
Победил Александр Власюк
Невезуха Чепелевича
Сложнее пришлось Чепелевичу. На старте машина Александра
расположилась в середине дорожки, между "Пумой" и "восьмёркой",
причём переднеприводной, гонщика из Минска. "Косворт" показал лишь
четвёртое время и стартовал со второй линии. Старт Чепелевич
проиграл. "Пума" захватила лидерство, её тыл прикрыл другой
литовец, и Александр оказался в роли догоняющего. Раманаускас
отчаянно защищался от атак русского гонщика, а лидирующий "Форд"
уходил тем временем всё дальше. Но мастерство калининградца взяло
верх над упорством иноземца, и "Гольф" принялся очень шустро
нагонять лидера. Догнав соперника, Чепелевич начал оказывать на
него психологическое давление, намеренно показывая готовность
обогнать того по внешнему радиусу. Литовец мгновенно перекрывал
траекторию россиянину. При очередном удобном случае Чепелевич
сделал обманный маневр, метнувшись вправо, литовец также сдал
вправо, и тут совершенно неожиданно "Фольксваген" оказался слева,
но уже параллельно с "Пумой". Оперевшись левыми колёсами об
обочину, правой стороной Александр подтолкнул красную машину
конкурента. И начал быстро отрываться от преследователя.
Но вдруг - в который уже раз в карьере Александра
Чепелевича - очередная поломка: отказал стеклоочиститель,
причём на последнем круге. С залитым грязью лобовым стеклом
машина поплелась дальше, пилот даже отстегнул ремни безопасности
и приоткрыл дверь для обзора местности, но всё же не углядел
вставшую из-за поломки машину и врезался в неё. Пока сдавал назад,
пока трогался, "Пума" успела проскочить на первое место. Так и
финишировали - литовец первый, наш гонщик - второй.
Старт следующего заезда Чепелевич принял уверенно, наравне с
Зуевасом, к концу стартовой прямой уступая ему лишь полкорпуса.
Литовец вошёл в поворот первым, Чепелевич - вторым. И опять, уже к
третьему кругу достал он неугомонного литовца, и снова - очередная
неприятность. На этот раз развалилась раздаточная коробка,
превратившая полноприводную машину в заднеприводную. Это не
замедлило сказаться на скорости, чего никак не ожидали соперники.
Удар сзади Александр получил от того, кого сам недавно
протаранил - от минского спортсмена Цыганкова. Дальше - больше. К
"раздатке" прибавился развалившийся карданный вал. Машина
окончательно встала. А Зуевас, подогретый атаками Чепелевича,
продолжал мчаться как на пожар в гордом одиночестве. В одном из
поворотов его суперавтомобиль развернуло, и чудо, что он вообще
добрался до финиша.
Как же так вышло, что "Фольксваген Гольф" опережал вдвое более
мощный "Форд"? Дело в том, что в литовском чемпионате запрещены так
называемые шины-"соски", то есть резина с огромными грунтозацепами,
предназначенными для тяжёлых, размытых трасс, вроде витебской. У
литовцев в распоряжении таких не оказалось, в отличие от
Чепелевича, который все подробности регламента уточнил накануне по
телефону у организаторов. Очень мощные, но обутые почти в дорожную
резину "Форды" скользили, буксовали, рыскали из стороны в сторону,
но никак не ехали быстро. Так что Чепелевич имел преимущество за
счёт своего мастерства, умения и правильного выбора шин. На сухом
же покрытии, понятно, шансов на успех было бы гораздо меньше.
Калининградцы вызвали восхищение
После финиша белорусскую публику было не оторвать
от наших спортсменов. Все словно забыли про 500-сильный "Форд" и
столпились у "скромненького" "Гольфа" Александра Чепелевича. Его
механику Александру Попову стоило немалых трудов сдерживать толпу,
стремящуюся непременно заглянуть под капот. Кстати, Попову соревнования
стоили немалого количества нервных клеток. Как он сам признался,
два раза его едва не хватил инфаркт - когда проигравший первый старт
Чепелевич пролетел мимо сервисной зоны лидером заезда и когда он
встал из-за поломки. Рассказывают, что после обгона Чепелевичем
Зуеваса над трассой воцарилась гробовая тишина, через секунду сменившаяся
воем многотысячной толпы, как на футболе. После финиша все поздравляли
калининградцев, как истинных героев автогонок. Чепелевич получил
приз зрительских симпатий и занял четвёртое итоговое место. А сенсационно
победивший Александр Власюк увёз домой приз - металлический термос.
Команда калининградских гонщиков
К слову, о порядочности организаторов. "Своих", белорусов, они
наградили более ценными призами вроде цветных телевизоров "Витязь".
Российским же пилотам дали что под рукой было.
Тем не менее оба Александра остались чрезвычайно довольны как
самой поездкой, так и уровнем своих выступлений. А ещё к этому
примешивается радость, что Калининград уже не воспринимают как
незнакомый с автоспортом город. Наоборот, как шутит Чепелевич, "все
уже пьют за то, чтобы мы не приехали".
В заключение хочется выразить благодарность компаниям, оказавшим
помощь в организации поездки. Это фирма "Такси Вираж" (тел.
756-406), финансировавшая Александра Власюка, и ООО "Калининградская
строительная компания" (тел. 497-906), оказавшая поддержку
Александру Чепелевичу.