Более 6 миллионов долларов потеряно
на автомобильных аукционах в 2003 году
29 января состоится первый аукцион по продаже автомобильных
квот на 2004 год. Многие калининградцы ждут его с надеждой на то,
что в этом году растаможка иномарок на область все-таки подешевеет.
Вопреки существующим правилам проведения аукционов,
когда информация, касающаяся торгов, должна быть доступна широкому
кругу заинтересованных лиц, калининградские автоаукционы окружены
тайной. С прошлого года наша редакция просит у обладминистрации
предоставить список членов комиссии по организации аукционов по
продаже квот, однако ответ до сих пор не получен. Как сообщил нам
один из работников пресс-службы обладминистрации, ответ там пытались
подготовить, однако, видимо, он никак "не клеился" и шел вразрез
с фактическими обстоятельствами.
Из постановления губернатора Калининградской
области № 86 от 30.04. 2002 г.
Пункт 11. В случае проведения аукционов
по отдельным категориям товаров в форме закрытых торгов
председатель
комиссии производит вскрытие опечатанных конвертов
в присутствии
членов комиссии (не менее 3) и объявляет результаты.
На прошлой неделе, в пятницу выяснилась причина
такого стыдливого молчания. Оказывается, обладминистрация в спешном
порядке готовила постановление о новом составе аукционной комиссии.
Кажется, наше предположение, сделанное в предыдущих публикациях
о мифическом характере этой комиссии, соответствовало истине. Так,
в новой комиссии из 12 бывших ее членов осталось только 5 членов,
т.е. менее половины. По-видимому, 7 членов комиссии уже давно не
принимали в ней участие, среди них и председатель Михаил Плюхин,
который уволен еще осенью 2003 года. А без него аукционы в форме
закрытых торгов по существующему положению проводить нельзя. Получается,
что в четвертом квартале 2003 года результаты ряда аукционов оказались
незаконными. Этот вывод следует из постановления губернатора Калиниградской
области Владимира Егорова № 86 от 30.04. 2002 г. (см. врезку).
Поскольку
получить какую-либо информацию в обладминистрации невозможно, я
обратился к члену комиссии по организации продажи квот Олегу Брыкину,
заместителю начальника таможенного управления и задал ему несколько
вопросов. Это произошло на пресс-конференции в СЗТУ (статью о ней
читайте на этой же странице). Таможенный чиновник признался, что
участвует в организации аукционов, кроме того, он выразил удовлетворение
работой этой комиссии - все, мол, проходит нормально. И даже похвалился,
что при продаже автомобильных квот в октябре 2003 года удалось собрать
в бюджет значительную сумму денег. Сколько именно, он, правда, вспомнить
не смог. И вообще, по словам господина Брыкина, автомобили не являются
предметами первой необходимости, и этот вопрос не заслуживает особого
внимания.
Однако на самом деле цифры говорят о другом. Проданные
накануне 2003 года автомобильные квоты в количестве 10500 штук по
цене чуть более 100 долларов принесли в бюджет страны около одного
миллиона долларов, тогда как в карман частных лиц, занимающихся
перепродажей автомобильных квот, по нашим расчетам, попало примерно
7 млн долларов. Эти деньги были изъяты из карманов калининградских
автолюбителей. Один к семи в пользу небольшой кучки людей - таков
итог работы комиссии за первые 9 месяцев 2003 года. Такого "ошеломляющего"
результата комиссия добилась за счет назначения очень больших и
дорогих лотов (по 1000 шт. и цене 100 тыс.долларов). Выиграли богатые
предприниматели, занимающиеся перепродажей квот, проиграли государство
и калининградские автолюбители. Этим остался доволен таможенный
чиновник?
Что же касается большой суммы денег, вырученной
на автомобильном аукционе в октябре 2003 года, о которой упомянул
господин Брыкин, то речь здесь идет о значительно меньшем объеме
квот (1500 шт.), реализованных на аукционе за 823 тыс.долларов.
Эти квоты попали в руки тех же предпринимателей. В результате цены
на областную растаможку не только не упали, но и поднялись еще выше
(1200 долларов/евро). Третий, последний аукцион 2003 года в декабре
был провален, и 3000 автомобильных квот не было реализовано. И это
на фоне заоблачных цен на областную растаможку! Большие лоты и искусственно
созданный аукционной комиссией дефицит (9 месяцев автомобильные
торги вообще не проводились) породил высокие цены на областную растаможку.
Нетрудно определить, кто являлся пособником такого положения дел.
А теперь сделаем расчеты для господина Брыкина.
Всего в 2003 году продано 12000 квот. Если взять цену одной квоты
по октябрьскому аукциону (он в большей степени отвечал своему назначению)
- 550 долларов, то в бюджет в 2003 году должно было поступить 6,6
млн долларов, фактически же получено 1,9 млн долларов, что в 3,5
раза меньше возможного! Таким образом, недополучено 4,7 млн долларов.
При честной организации аукционов можно было успешно продать и оставшиеся
3000 квот, что принесло бы дополнительно 1,6 млн долларов, т.е.
всего 6,3 млн долларов. Этого не произошло. И вот такое положение
дел господин Брыкин называет нормальным. Нормальным для кого? Для
него или тех, кто на перепродаже квот заработал миллионы долларов?
Недополученные в бюджет 6,3 млн долларов имеют
прямое отношение не только к "предметам не первой необходимости"
- автомобилям, но и к малообеспеченным слоям населения (врачам,
учителям, пенсионерам), которые могли бы рассчитывать на дополнительную
помощь из бюджета. Если переводить на имущество, то это порядка
300 квартир, в которых сегодня остро нуждается наше население. Так
что вопрос, куда уходят деньги с автомобильных аукционов, все-таки
заслуживает особого внимания. Хотелось бы услышать от уважаемого
господина Брыкина ответ на вопрос, почему он поддерживает явно антигосударственную
политику, проводимую аукционной комиссией, и кто должен ответить
за "особо крупные размеры"?
Состав комиссии по организации проведения аукционов
по продаже квот по товарам, ввозимым из других стран в таможенном
режиме свободной таможенной зоны, действующем на территории Особой
экономической зоны в Калининградской области
Леонов Савва Константинович
- заместитель
главы администрации области, председатель комиссии.
Жданов Виталий Петрович
- начальник Главного
управления экономического развития и торговли администрации области,
заместитель председателя комиссии.
Павлишин Олег Петрович
- первый заместитель
начальника Главного управления экономического развития и торговли
администрации области, заместитель председателя комиссии.
Синицын Вячеслав Владимирович
- начальник
управления по контролю за производством и оборотом алкогольной продукции
и лицензионной деятельности Главного управления экономического развития
и торговли администрации области, секретарь комиссии.
Члены комиссии:
Брыкин Олег Иванович
- заместитель начальника
службы организации таможенного контроля ТОЧ (КН) СЗТУ России.
Ващенко Лариса Владимировна
- заместитель
руководителя Калининградского территориального управления Министерства
по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской
Федерации.
Денисова Лала Григорьевна
- заместитель
председателя комитета по правовым вопросам администрации области.
Золотухин Сергей Евгеньевич
- заместитель
председателя постоянного комитета по развитию ОЭЗ в Калининградской
области в областной Думе.
Иванов Андрей Анатольевич
- заместитель
начальника УБЭП УВД Калининградской области.
Матвейчук Ирина Владимировна
- и.о. начальника
отдела налогообложения физических лиц Управления Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Калининградской области.
Порембский Виктор Ярославович
- заместитель
начальника Главного управления по бюджету и финансам администрации
области - начальник бюджетного управления.
Палецкая Татьяна Митрофановна
- вице-президент
Калининградской торгово-промышленной палаты.
Телевяк Николай Романович
- заместитель
председателя строительного комитета администрации области.
Чифин Алексей Николаевич
- сотрудник управления
Федеральной службы безопасности России по Калининградской области.
Утверждено постановлением губернатора Калининградской
области Владимиром Егоровым № 274 от 24.12.2003 г.
Постановление опубликовано в "Российской газете"
23.01.2004 г. и вступило в силу с 24.12.2003 г.
Статьи по данной теме
Фокусы автомобильных аукционов.
13.01.2004
Игры на автомобильных
аукционах. 23.12.2003
Дополнительных квот
на авто не будет. 2.12.2003
Автомобильные квоты
подешевеют в декабре. 11.11.2003
Борьба за квоты
напоминает шахматную игру. 28.10.2003
Областная растаможка
не подешевеет. 7.10.2003
Торговля воздухом
приносит миллионы долларов. 16.09.2003
На квотах в Калиниграде
делают хорошие деньги. 4.01.2003