"Королевские гонки" становятся все популярнее. Большинству
болельщиков не надо объяснять, что такое кокпит, мононок,
телеметрия, дождевые покрышки, боксы и т.д. Однако в более
специфических гоночных терминах новичкам ориентироваться довольно
сложно, и многие просят объяснить, что они означают. В связи
с недавним стартом сезона-2004 мы решили составить краткий
"толковый словарик", дополнив его "языком" сигнальных флагов
"Формулы 1".
Апекс
- точка с внутренней стороны поворота, ориентируясь
на которую гонщик выполняет свой манёвр. В зависимости от характера
виража и индивидуального стиля вождения различают поздний и ранний
апекс. В первом случае пилот входит в поворот широко, стремясь максимально
спрямить траекторию на выходе, прижимаясь к внутренней бровке, во
втором - вход "узкий", со значительным смещением к внешней стороне
трассы.
Боковые понтоны
- элементы машины, размещенные
по бокам монокока; в них размещены радиаторы систем охлаждения и
некоторые другие агрегаты.
Гравийная ловушка
- засыпанная гравием
зона с внешней стороны поворотов. Чаще всего располагается в местах,
где наиболее вероятны сходы с трассы. Попав на гравий, болид в нем
вязнет, теряя скорость.
Грелка для покрышек
- электрическая грелка,
разогревающая покрышки до рабочих температур (около 90шС) непосредственно
перед установкой нa машину. Время разогрева - около двух часов.
Диффузор
- задняя часть днища болида, сконструированная
таким образом, чтобы, используя законы аэродинамики, обеспечить
максимальную прижимную силу при прохождении поворотов. Она достигается
за счет разрежения воздуха под днищем машины, которое создаётся
с помощью диффузора.
Закрытый парк
- ограждённая территория,
на которой хранятся машины после квалификации и гонки, где проводится
их техническая инспекция. Представители команд не имеют права выполнять
какие бы то ни было работы на болиде, поставленном в закрытый парк.
Квалификация
- сдвоенная двухчасовая сессия,
проводимая в субботу с целью определить порядок мест, которые пилоты
займут на старте предстоящей гонки. В ходе квалификации каждый гонщик
может пройти лишь два круга на время. При этом на трассу участников
Гран-при выпускают по очереди: в первой сессии - в порядке мест,
занимаемых в общем зачете чемпионата, во второй - в соответствии
с порядком мест, определившихся в первой сессии.
Контрольная планка
- деревянная планка
сантиметровой толщины, которая перед стартом крепится под днищем
машины и служит в качестве индикатора правильности настройки подвески.
Если после гонки планка сточена больше, чем на миллиметр, считается,
что болид был "посажен" слишком низко, что обеспечило гонщику дополнительный
выигрыш в аэродинамике, и на команду накладываются штрафные санкции.
Круг инсталляционный
- первый круг после
выезда из боксов на официальных тренировках, предназначенный для
проверки работы различных систем автомобиля, радиосвязи, телеметрии
и т.п. Обычно, проехав инсталляционный круг, гонщик возвращается
в боксы, не пересекая линию финиша.
Круг формирующий
- круг, выполняемый пелотоном
вслед за сэйфети-каром, непосредственно перед стартом гонки. Его
также называют "прогревочным" или "разминочным".
"Леденец"
- табличка на шесте, которую
опускают перед машиной на пит-стопе (краткая остановка для обслуживания
машины). С ее помощью, когда работа механиков подходит к концу,
гонщику подают сигнал включить передачу (повернув табличку стороной,
на которой обычно написано "1-я передача") и начинать движение (подняв
табличку).
Маршал
- сотрудник, обеспечивающий безопасное
проведение гонки. Он подаёт флагами сигналы участникам заезда, помогает
убрать в безопасное место машину, оказавшуюся за пределами трека,
следит за тем, чтобы посторонние не попали за ограждение трассы,
создавая угрозы себе и гонщикам.
Паддок
- закрытая для доступа публики территория,
где располагаются зоны управления гонкой, площадки для парковки
транспорта команд, боксы, медиа-центр и прочие рабочие зоны.
Пит -
площадка перед боксами, на которой
во время гонки проводится пит-стоп - краткая
остановка для
обслуживания машины (смена колёс, дозаправка и т.п.).
Пит-лайн
- дорожка между боксами и пит-уолл,
по которой пилоты во время тренировок и гонок выезжают на трассу
или возвращаются в боксы. Выезд с пит-лайн закрыт в перерывах между
сессиями. Кроме того, пит-лайн закрывают за 15 минут до старта.
Те, кто не успел к этому моменту выехать на трассу, должны начинать
гонку с пит-лайн.
Пит-уолл
- стенка, отделяющая пит-лайн
от трассы.
Поул-позишн
- первая позиция на стартовом
поле. Ее занимает гонщик, показавший лучшее время в квалификации.
Проезд через боксы
- одно из наказаний,
применяемых к участнику гонки, который нарушил правила и создал
опасную ситуацию на трассе. По приказу стюардов он должен проехать
по пит-лайн, снизив скорость в соответствии с действующим ограничением
(в 2004 году - 100 км/ч, за исключением трасс с узким пит-лайном),
и, не останавливаясь, вернуться на трассу.
Разминка
- 15-30-минутная сессия, позволяющая
провести проверку настроек перед квалификацией или гонкой.
Сэйфети-кар (пейс-кар)
- автомобиль, который
выпускают на трассу, если на каком-либо ее участке возникла ситуация,
препятствующая нормальному проведению гонки и требующая времени
на ее устранение. Сэйфети-кар занимает место впереди лидера и задает
пелотону пониженную скорость, которая гарантирует безопасное проведение
работ по наведению порядка.
Скрутинирин
г - проверка соответствия болидов,
выставленных на гонку, требованиям технического регламента, которую
проводят уполномоченные FIA специалисты.
Слип-стрим
- тактический прием, когда гонщик
пытается разогнаться и провести обгон, максимально приблизившись
сзади к машине соперника и используя разрежение, создаваемое ее
аэродинамическими потоками.
Стюарды
- три официальных представителя
ФИА, командируемые федерацией на Гран-при, в задачу которых входит
контроль за ходом проведения этапа и принятие оперативных решений
о наказании провинившихся гонщиков.
Тормозной баланс
- схема распределения
усилия срабатывания тормозов, позволяющая точнее управлять машиной
в зависимости от характера трассы. Переключая тумблер на панели
приборов, гонщик может менять баланс между передней и задней осями
во время движения.
Тренировки
- сессии продолжительностью
от 30 минут до двух часов, которые организуются в пятницу и субботу
в дни гоночных уик-эндов, чтобы команды могли подготовить болиды
к гонке. Различают частные и хронометрируемые тренировки. Частные
проводятся в течение двух часов в пятницу утром, и в них могут принимать
участие резервные и тест-пилоты всех команд, кроме занявших первые
четыре места в Кубке конструкторов предыдущего года. В хронометрируемых
тренировках участвуют только "боевые" пилоты.
Шикана
- поворот-замедлитель, вынуждающий
гонщиков сбрасывать скорость перед следующим участком трассы. Обычно
сооружается в конце длинных прямых перед скоростными виражами, чтобы
облегчить и обезопасить их прохождение.
Сигнальные флаги
Жёлтый:
впереди опасность, обгоны
запрещены. Если флагом размахивают, гонщик обязан снизить
скорость. Два желтых флага означают, что пилот должен быть
готов немедленно остановиться, если появится красный флаг.
Красный:
гонка остановлена.
Зелёный:
опасность устранена, можно
продолжать гонку в "боевом" темпе.
Синий
: уступить дорогу машине, обгоняющей
на круг.
Белый
: внимание, на трассе медленно
движущаяся машина.
Красно-жёлтый
: скользко (как правило,
этот флаг показывают в случаях, если на трассе оказалось масло
из поврежденной машины).
Чёрный с оранжевым кругом посредине
(показывают вместе с номером болида, пилоту которой адресован
сигнал): машина имеет повреждения, немедленно заехать на пит-лайн
для проверки.
Чёрно-белый
(показывают вместе с
номером машины): предупреждение гонщику за неспортивное поведение.
Чёрный
(показывают вместе с номером
машины): немедленно заехать на пит-лайн (как правило, таким
флагом сигнализируют гонщику, который по каким-либо причинам
снимается с соревнований).