С изобретением автомобиля
почитатели "железных коней" стали устраивать на них азартные соревнования.
Самая первая гонка состоялась во Франции в 1894 году и произвела
на зрителей шокирующее впечатление. Атмосфера соревнований была
пропитана духом джентльменства и этим сильно отличалась от современных
гонок.
Автоспорт - удел истинных фанатов
Много воды утекло с той поры, автоспорт претерпел значительные
изменения. Но суть его осталась прежней: смелые мужчины, а иногда
и женщины, на скоростных автомобилях сражаются друг с другом за
победу. И это несмотря на то, что автогонки всегда считались опасным
видом спорта, с большой долей вероятности аварий и угрозы здоровью
пилотов. В этом, наверное, и заключается притягательность данного
вида спорта.
"Душ" из шампанского является традиционным
атрибутом любой церемонии награждения, вот только достаётся он не
всем. Многократные победители соревнований по автомобильному кроссу
Эркин Хусаинов и Александр Власюк не жалеют друг для друга игристого
напитка.
Ещё одна причина популярности кроется в том, что простой водитель,
сосредоточенно жмущий на педаль газа в ожидании зелёного сигнала
светофора за рулём своего "Опеля", "Бумера" или "Мерса", зачастую
склонен отождествлять себя с личностями, завоевавшими славу в
мировом автоспорте. И неважно, что автомобили, на которых мы ездим,
имеют со спортивными "болидами" не больше общего, чем жук с
реактивным авиалайнером.
Насмотревшись видеорепортажей и фотографий в журналах
и газетах, многие считают, что жизнь автогонщиков состоит сплошь
из чествований, постоянных банкетов в окружении очаровательных дам
и проживания в роскошных гостиницах. В сознании обывателя залитые
лучами славы победители только и делают, что обливаются с головы
до ног игристым шампанским, рассылая улыбки фотокорреспондентам
и раздавая автографы налево и направо.
Обладатель самого лёгкого гоночного
автомобиля, множества спортивных титулов и наград
Александр Артемьев грязи не боится.
Когда пёстрый гоночный автомобиль пересекает финишную черту, мало
кто задумывается над всем тем, что предшествовало этому моменту.
Победа в гонках - восклицательный знак в конце эпизода из жизни
небольшого коллектива, называемого Командой. Кубки, цветы,
шампанское и прочие атрибуты славы - видимая сторона этой жизни. О
напряжённой борьбе за миллиметры и доли секунды на трассе многие и
не догадываются. Отвлекающая "яркая обёртка" скрывает начинку, где
всё продумано до мелочей. Впрочем, мелочей здесь не бывает. Каждая
из них - слагаемая общего успеха.
В гонке и на тренировках гонщик обязан полностью
сконцентрироваться на максимальный результат. Мало кто знает, сколько
времени он проводит в своих гаражах и боксах, готовя машину к очередному
старту, сколько изнурительных часов уходит на испытания. График
выступлений бывает настолько плотный, что за один месяц приходится
неоднократно переезжать из страны в страну, преодолевая тысячи километров,
и проходить утомительные таможенные процедуры на каждой границе.
Такую жизнь трудно назвать райской.
Контакт в автомобильном спорте -
дело обычное. Смятые панели, крылья, двери и капоты, развороченные
бамперы и оторванные колёса особых огорчений у гонщиков не вызывают.
Остаётся только досада за преждевременный сход с дистанции.
Нагрузки на человеческий организм во время гонки
- экстремальнейшие. Пот, заливающий глаза, и трясущиеся от напряжения
руки после заезда - яркое тому подтверждение. Езду на современном
спортивном автомобиле по кроссовой трассе можно сравнить с ощущениями
человека, которому в течение получаса (именно столько по времени
длится заезд) целенаправленно "отрывают голову". Расход энергии
гонщика за один старт, по оценкам специалистов, равен энергии, затрачиваемой
обычным водителем при непрерывном пятнадцатичасовом движении в час
пик. При обгоне соперника в ходе гонки пульс учащается до 208 ударов
в минуту. Неудивительно, что за соревнование гонщик теряет до нескольких
килограммов собственного веса. А если прибавить ко всему погодные
сюрпризы, когда температура воздуха в зимнее время опускается за
20-градусную отметку, а летом стрелка термометра зашкаливает за
35, иногда с сильными порывами ветра и проливным дождём, тогда вырисовывается
полная картина всех "удовольствий", с которыми приходится мириться
спортсменам.
Сиденье "анатомического" типа с глубокой
боковой поддержкой, спортивные ремни безопасности, "паутина" каркаса,
шлем и удобная экипировка не только спасают гонщика от травм во
время контактной борьбы и аварий, но и способствуют удобному, а
значит, быстрому управлению автомобилем. Аскетично оборудованное
рабочее место с минимальным количеством отвлекающих приборов и указателей
- одно из слагаемых успеха.
Гонки предъявляют жёсткие требования к сосредоточенности, когда
человек должен избавиться от всего второстепенного и настроиться
только на результат. Гонщик становится одним целым с автомобилем,
одной из его деталей.
Огромные физические нагрузки отрицательно сказываются
на психике гонщика. Факты грубости и несдержанности
автознаменитостей - довольно распространённое явление.
Тем нелепее и смешнее звучат слова новоиспеченного любителя,
наблюдающего со стороны за ходом гонки и потягивающего пиво: "Я
тоже так могу". Попробуйте! Как говорят гонщики: "Старт покажет, а
"зеркало" (итоговый протокол соревнований) рассудит".
Деньги, деньги, деньги...
Сколько бы сил и времени ни ушло на подготовку автомобиля,
каким бы технически совершенным он ни казался, гарантии надёжности
не может дать никто. Только 20% успеха, по мнению специалистов,
зависит от совершенства ходовой части. Ещё 60% в равных долях достигается
двигателем, гонщиком и обслуживающим персоналом. Последние же 20%
- это доля удачи.
Единственная представительница слабого
пола Анастасия Артемьева не только бросила вызов в неженском виде
спорта грозным соперникам, но стала призёром в чемпионате 2005 года
на трассе "Янтарное кольцо". Рядом то, на чём достигается победа.
Победа в гонке возможна только при сочетании этих
факторов. Но даже и это не главное. К сожалению, для процесса горения,
в том числе и творческого, необходим кислород, в качестве которого
в данном случае выступают финансовые средства. Разговоры о том,
что когда-то в СССР автомобильный спорт был массовым и любой желающий
мог прокатиться в своё удовольствие - блеф. Автоспорт всегда требовал
солидных денежных вливаний.
Пыль, песок, глина, камни и грязь
способны за считанные секунды после старта вывести из строя систему
охлаждения автомобиля. Радиатор увеличенного объёма с дополнительным
принудительным охлаждением монтируется в заднем отсеке кабины. Здесь
разрушительные последствия "убойной" трассы ему не страшны.
Несмотря на растущую популярность среди населения,
гонки, проходящие по дорогам общего пользования, стали делом достаточно
хлопотным, да и не в меру опасным. Невозможно на сто процентов обеспечить
безопасность участников и зрителей на трассе протяженностью в несколько
сотен, а то и тысяч километров. Выход один - проведение гонок по
замкнутому (кольцевому) маршруту. Однако постройка специализированного
автодрома требует огромных финансовых вложений. На территории СНГ
таких трасс единицы, а строительство трассы "Формулы 1" стало притчей
во языцех. Ни власти, ни частный капитал, несмотря на все обращения
за помощью, так всерьёз и не заинтересовались данным проектом. В
связи с отсутствием места для гонок возникают большие сомнения по
поводу такого понятия, как массовость.
Руль уменьшенного диаметра с травмобезопасной
ступицей позволяет лучше почувствовать дорогу и намного удобнее
стандартной "баранки". Воздушный фильтр нашёл место в салоне. Такова
маленькая, но очень эффективная хитрость в борьбе за чистый воздух
для двигателя.
Вторая причина низкой доступности занятий автомобильным
спортом для любого желающего - немалые финансовые затраты, даже
на областном уровне, на приобретение и доведение до ума спортивной
техники. Поэтому автоспорт остаётся уделом истинных фанатов, для
которых гонки являются неотъемлемой частью их повседневной жизни.
А вот Александру Чепелевичу (фото
внизу) хронически не везёт. Несмотря на тщательную подготовку "боевой"
машины, постоянные технические поломки не оставляют его в покое.
Не выдерживают нагрузки даже сверхлёгкие и сверхпрочные титановые
детали. Но если машина не ломается - он неудержим. Догнать его удаётся
не каждому. На сегодняшний день он является, пожалуй, самым быстрым
гонщиком на самом скоростном автомобиле. Почётный знак "Золотой
руль" вручен ему по окончании прошлого сезона заслуженно.
Тем не менее не всё так мрачно. Отсутствие необходимых средств для
успешного выступления на соревнованиях высокого ранга, каковыми
являются чемпионаты России и Европы, не останавливают "горячие"
головы перед участием в гонках Литвы, Польши, Беларуси.
Калининградская школа гонщиков, знаменитая своими победами на
зарубежных трассах, снискала заслуженное уважение среди именитых
соперников. Помощь спонсоров неоценима, но, к сожалению,
воспользоваться ею могут только единицы.
Без заинтересованности и участия крупных автоконцернов, топливных,
строительных, страховых и торговых компаний о мощном прорыве в
вопросе доступности и массовости автоспорта не может быть
и речи. Фотографии автомобилей и гонщиков с логотипами,
мелькающие на первых полосах десятков газет и журналов, участие
в рекламных шоу и выставках даёт возможность "меценатам" иметь
самую дешёвую и эффективную рекламу своей продукции, а предельный
накал страстей в гонках притягивает на трассы всё новых и новых
зрителей - потенциальных клиентов.
Злобное чудовище в панцире
Гоночные машины были и остаются всегда злобными, недружелюбными
к водителю чудовищами - очень трудными в управлении, капризными,
очень быстрыми и очень опасными. Спортивная машина - это сложный
в техническом отношении организм, главная задача которого - обеспечить
максимальную скорость на далеко не идеальной извилистой ленте трассы.
Любое незначительное на первый взгляд техническое решение для "выжимания"
скорости может привести как к успеху, так и к неудаче.
Езда "на грани" очень опасна. Одно
неверное движение, и "крыша" гарантирована. Зато сколько восторга
и эмоций вызывает у зрителей подобный стиль вождения! Именно за
такие моменты любят автомобильный спорт.
Из года в год неуклонно повышаются требования как к техническим
новшествам, так и к безопасности гоночных автомобилей и
спортсменов. Сегодня наметился существенный поворот в сторону
человека в отношениях гонщика и его машины. Гоночный автомобиль
имеет надёжную пассивную безопасность: каркас безопасности,
покрывающий, словно панцирь, внутренний отсек, безопасный топливный
бак, бортовые средства пожаротушения, дополнительные перегородки,
защитную экипировку гонщика. Борьба за безопасность его жизни при
авариях, особенно в случаях возникновения пожара, по сей день остаё
тся здесь приоритетом.
Вся экипировка, предназначенная для соревнований,
выполняется из специальных огнеупорных материалов (технология её
изготовления несколько отлична от традиционной, а потому и обходится
она дороже). Подобное обмундирование способно надёжно защитить жизнь
и здоровье спортсмена в течение 40-60 секунд пребывания в открытом
огне. Таковы жесткие требования правил безопасности на гонках.
Дебютная гонка 2003 года на трассе
"Янтарное кольцо" закончилась для Дмитрия Краснова очень быстро.
На первом круге, совершив двойной кульбит, его "восьмерка" безнадёжно
замерла на обочине. Можно только догадываться, что было бы с гонщиком,
если бы не каркас безопасности, шлем и дополнительные средства защиты
от подобных ситуаций. Дмитрий с небольшими ушибами занял место среди
зрителей, а вот автомобиль не восстановлен и по сей день.
Принцип защиты состоит в следующем: специальная ткань, из которой
сшит комбинезон спортсмена, при воздействии на неё открытого
пламени обугливается в верхнем слое, создавая необходимую
термоизоляционную защиту. Даже при температуре порядка 800 градусов
внутри трёхслойного комбинезона довольно "прохладно".
Обычным дополнением экипировки гонщика является
шлем. Современный шлем интегрального типа изготавливается из стеклопластика
или углепластика, способного при небольшом весе поглощать энергию
удара и защищать таким образом лицо и голову от травм.
От слаженной и квалифицированной
работы механиков зависит исход гонки. Спортсменам не нужны подъёмники.
Полевой ремонт проходит за считанные минуты. Короткие перерывы между
заездами не оставляют времени на "раскачку". А такую "обувку" Вы
в магазине не купите. "Соски" и глубокие грунтозацепы способны удержать
машину на любом вираже и вытащить автомобиль из любой песчано-грязевой
ловушки. Правда, стоит это "удовольствие" очень дорого, а распрощаться
с ним можно за один заезд.
Сиденья "анатомического" типа подбираются индивидуально, как мебель
для квартиры. Они призваны нести большую функциональную нагрузку.
Продумано всё до мелочей. Самое главное - удобство в дороге.
Глубокая боковая поддержка позволяет уверенно чувствовать себя в
динамичных режимах езды и на виражах. Предусмотрены поясничные и
плечевые поддержки. Профессиональное "кресло" обеспечивает защиту в
случае удара или при опрокидывании авто. Все сиденья имеют
отверстия для лямок многоточечных ремней безопасности. Спортивные
ремни крепятся к кузову в четырёх или шести точках. Даже если при
аварии оторвёт сиденье (и такое случается), ремни всё равно удержат
пилота или штурмана. Чтобы ремни не натирали плечи, на них крепятся
специальные мягкие накладки, которые тоже изготовлены из
жаропрочной ткани.
Для уверенного управления автомобилем гонщик использует спортивный
руль уменьшенного диаметра, обшитый кожей или замшей. Для быстрого
и надёжного управления КПП подбирается ручка рычага, удобно лежащая
в руке. Ручки изготавливают из карбона, металла или пластика.
Особое внимание уделяется педальному узлу. Помимо использования
дополнительных накладок и опорной площадки для левой ноги, педали
регулируют по высоте и расстоянию. Очень удобно иметь широкую
тормозную педаль, особенно в переднеприводном или полноприводном
автомобиле, где торможение левой ногой в ряде ситуаций просто
необходимо. Если посмотреть видеозапись работы ног у спортсменов
высокой квалификации или понаблюдать за ними, находясь рядом в
салоне автомобиля, то разнообразие действий, асинхронность и
быстрота буквально поражают. Работа ног напоминает скорее танцы на
педалях, нежели те простые приёмы, которые применяют обычные
водители.
Все эти "штучки", состоящие из многих мелочей,
для спортсмена жизненно важны, а многие "секреты" автогонщиков могут
быть вполне использованы любым водителем для повышения безопасности
движения.
Клубу автоспорта "Стирлинг"
- 7 лет. Это единственнный в Калининграде клуб, ведущий подготовку
автогонщиков. На его счету - проведение многочисленных соревнований
по автомобильному спорту. Приглашаются к сотрудничеству спонсоры,
тел. 8-9022- 194-111.