Пока литовские автогонщики в сезоне-2005 остаются, как ни странно,
удивительно гостеприимными в отношении своих соседей-соперников.
Сначала за "явным преимуществом" зимний чемпионат Литвы выиграли
юные калининградские картингисты Роман Томилов и Анис Жарков. А на
состоявшемся 8 мая автокроссе в Кальварии едва не отпраздновал
двойную победу семейный дуэт Артемьевых.
Все проблемы разрешились
Поначалу у калининградцев никак не сходились концы с концами.
Во-первых, каждый год всё более жёсткими становятся требования к
безопасности на литовских трассах. Мало того, что диаметр труб,
из которых изготавливается каркас безопасности, должен быть гораздо
больше, чем это прописано в регламенте калининградских автокроссов,
так ещё и саму "клетку" необходимо иметь весьма развитой, с обилием
усилителей и растяжек, чтобы в случае переворота автомобиля не сминалась
крыша. А этим требованиям полностью отвечала лишь "Мазда" Анастасии
Артемьевой, как раз подготовленная в Литве. Вторая такая же машина,
Александра Артемьева, имела дуги поскромнее. К счастью, организаторы
всё-таки допустили её к старту, так как это кубковая гонка, однако
к стартующему 21 мая чемпионату Литвы, похоже, придётся готовить
более мощный каркас.
Во-вторых, Артемьевы привезли в Кальварию "злобные" грязевые шины,
а они оказались под запретом: устроители гонки не разрешили
выступать на "колючках". Как бы выручил Артемьевых Александр
Власюк, спешно доставивший шины "в законе" к началу кросса. "Как
бы" потому, что отец и дочь всё же стартовали на "забракованных"
организаторами покрышках (из-за очень влажной трассы им разрешили
это сделать), а резина Александра Власюка так и пролежала в
багажнике его машины.
В-третьих, полноприводных легковых автомобилей заявилось лишь
два - как раз калининградские "Мазды". Долгое время было неясно,
выедут ли вообще Артемьевы на трассу. Да и в некоторых других
классах машин собралось немного - три УАЗа, пара багги.
Судейский корпус принял соломоново решение: классы с "дефицитом" гонщиков
объединили. Багги поехали с УАЗами, а компанию Артемьевым составили
двухлитровые "Опель Кадетт", "Фольксваген Гольф" и ... "копейка"
ВАЗ-2101 с родным мотором, расточенным до умопомрачительного
объёма!
На первый взгляд, не очень серьёзные соперники для наших "Мазд",
но каждый из "могучей тройки" счёл своим долгом изрядно потрепать
нервы "нашему" дуэту. Впрочем, обо всём по порядку.
"Весёлая" разминка
Началась программа соревнований с тренировок. Каждый класс проехал
по три круга по мокрой трассе. У зрителей даже были сомнения,
заедут ли машины на высокий длинный бугор. Техника сдюжила. Уже на
этой стадии многие изрядно покромсали свои автомобили. Юниоры на
вазовских "восьмёрках" несколько раз приложились к металлическим
отбойникам, помяв крылья. А во время разминки "жигулёвского" класса
один гонщик перевернул свою "пятёрку" так, что теперь она не
подлежит восстановлению. Литовские зрители, народ эмоциональный,
неприятности своих кумиров встречали задорным свистом и
аплодисментами. Кстати, людей на гонку прибыло столько, что даже
прошлогодняя "эмтээсовская" гонка в Гурьевске не идёт с ней ни в
какое сравнение. Грунтовая трасса, километра в два по периметру, к
началу основных заездов была плотно облеплена болельщиками в 3-5
рядов, так что яблоку негде было упасть. Примерно 10 тысяч человек
воочию созерцали праздник автоспорта. Нет смысла объяснять, что на
такую аудиторию весьма охотно клюют спонсоры.
"Горячие" заезды
После квалификации объявили небольшой перерыв. Участники пообедали,
а устроители тем временем подровняли трассу. И вот - финальные
заезды. Самый немногочисленный класс - "Юниоры". Три стандартные
"восьмёрки" - одна после переворота на квалификации, другая с
полумёртвым мотором - приняв старт, сильно растянулись по
дистанции. К третьему заезду "выжила" лишь одна из них.
Следующие по порядку - обладатели вазовской "классики". Об этом
зачёте стоит сказать особо: ведь у нас данный класс тоже будет введён
в нынешнем году. Девять стандартных машин устроили потрясающее шоу.
От старта и до финиша - обгоны, столкновения, развороты, а то и
перевороты на крышу. Когда машины равны по возможностям, выиграть
можно только с помощью контактной борьбы.
К концу третьего заезда не осталось "Жигулей", не побывавших в
серьёзной аварии. Причина - крайне низкая стоимость в Литве как
самих автомобилей Волжского автозавода, так и запасных частей к
ним. Купить и подготовить заднеприводный ВАЗ стоит максимум $1000,
причём большая часть затрат - это установка каркаса безопасности и
спортивных сидений и ремней. Неудивительно, что именно эти машины
вызвали самые громкие аплодисменты болельщиков. Хочется надеяться,
что и в Калининграде этот класс приживётся и полюбится публике.
В классе 1600 свободной подготовки фаворитом была отечественная
машина - ВАЗ-21083, которая легко "объезжала" и "Гольфы", и
"Опель Корсы". Впрочем, от заводской "восьмёрки" там осталось мало.
200-сильный 16-клапанный мотор с восемью форсунками, кулачковая
коробка передач, позволяющая переключать передачи без
сброса газа и выжимания сцепления, кузов в основном из кевлара и
карбона (масса - всего лишь 790 кг) и цена в 30 тыс.евро - вот во
что вылились амбициозные настроения владельцев. Три заезда
"восьмёрка" лидировала, но в решающий момент неожиданно встала. В
итоге победил "второй" "Гольф".
В перерыве между заездами на трассу выехали "крокодилы" - багги на
основе... грузовиков ГАЗ-51. На голую раму поставлен форсированный
8-цилиндровый двигатель и прикреплено сиденье гонщика, чуть
прикрытое примитивным навесом: ни кузова, ни нормальной кабины. Две
эти машины устроили достаточно зрелищное шоу, даже слегка
потолкавшись друг с другом. Тем не менее их обладатели ждут не
дождутся, когда другие энтузиасты соберут пару аналогичных машин,
чтобы проводить полноценные соревнования.
Артемьев - на коне!
В "полудивизионе" 1, где выступали русские гонщики, стартовало
всего 5 машин, но по напряжённости борьбы и по зрелищности он занял
одно из первых мест. Старт всех трёх заездов выиграл Александр Артемьев
и никому его уже не уступал, хотя на расстоянии в 5 метров сзади
постоянно "висела" супер-"копейка", непрерывно атакуя лидера и провоцируя
того на ошибку.
На фото: Александр Артемьев - первый,
Анастасия Артемьева - третья
Сложнее пришлось Анастасии. В первом заезде она шла третьей,
вплотную за "Жигулями", а за ней гнались "Кадетт" и "Гольф". Одна
ошибка - и Настя уже четвёртая, так и финишировала. Во втором
заезде девушка не участвовала, так как спустило колесо, а другого
такого на замену не оказалось. В третьем дама снова в строю, но
вновь проблема с колесом - оно разбортировалось. Артемьева
продолжила гонку, но в результате покрышка превратилась в лохмотья.
Следует отметить, что зрители уделяли повышенное
внимание "Маздам" калининградских гонщиков, телевизионщики взяли
блиц-интервью у счастливого победителя, а диктор пригласил всех
на награждение не только на литовском, но и на русском языке. Кстати,
эта победа Александра Артемьева - первая на литовской земле!
Калининградские гонщики - семья Артемьевых
Теперь калининградцам предстоит экзамен посложнее: полноценный
чемпионат Литвы стартует в Каунасе 21-22 мая. Козыри наших
спортсменов - психология победителей и несомненное
мастерство - позволяют надеяться на достойное выступление.