Можно серьёзно доработать мотор, трансмиссию, подвеску, но
разве оценят окружающие такие переделки по достоинству? Другое дело
- внешний дизайн! Словно фасад богатого особняка, он сигнализирует
всем окружающим, что его владелец - персона со средствами и вкусом.
Наверное, поэтому, приступая к улучшению своего авто, многие автолюбители
начинают изменения именно с внешнего облика своих "питомцев".
Дополнительные аэродинамические элементы кузова пришли на серийные
машины из автоспорта. В гонках, где счёт идёт на сотые доли
секунды, конструкторы всегда пытались заставить автомобиль ехать
ещё быстрее. Уже в тридцатые годы прошлого века гоночные
автомобили, построенные для достижения сверхскоростей, тщательно
рассчитывались на предмет аэродинамики и продувались в
аэродинамических трубах. Скорости росли, но вместе с ними
возрастала и степень риска для пилотов. Болиды требовалось делать
всё более и более устойчивыми. Конструкторы решили и эту
проблему - с помощью спойлеров, антикрыльев, диффузоров. Как же
влияют дополнительные детали на поведение автомобиля на дороге,
какие функции они выполняют?
Наиболее популярный в народе аксессуар, безусловно, - спойлер на крышке
багажника. Его назначение в том, чтобы на высоких скоростях
прижимать к земле корму автомобиля, повышая его устойчивость.
При этом несколько уменьшается коэффициент аэродинамического
сопротивления (Сх), что способствует увеличению экономии топлива.
На хэтчбеках, кроме того, спойлеры помогают содержать в чистоте
заднее стекло - эта деталь отсекает возмущённый поток воздуха,
поднимающий пыль и грязь с дороги. Той же цели служат и дефлекторы
на "затылке" автомобиля. Дополнительная "юбка" под передним
бампером чуть увеличивает прижимную силу на переднюю ось и снижает
сопротивление воздуха. Накладки под задним бампером, равно как и
под порогами, создают разрежение под днищем автомобиля - это
повышает его устойчивость.
Таково назначение модных нынче тюнинговых аксессуаров. Но не всё
золото, что блестит. Для того, чтобы навесные "опции" работали как
следует, их необходимо продуть в аэродинамической трубе. Между тем
только один цикл испытаний на вазовской, к примеру, установке стоит
около 6 тыс. долларов США. Разумеется, на подобные траты способны
далеко не все производители "обвесов". Вот почему о влиянии красивых
вещей на ходовые качества автомобиля зачастую можно лишь
догадываться.
Другая спорная сторона внешнего тюнинга - топливная экономичность.
Известно, что чем меньше на корпусе авто выступающих деталей, тем
меньше коэффициент аэродинамического сопротивления при движении. А
спойлеры, расширители колёсных арок, различные накладки - они-то
как раз и выступают за контуры кузова! С другой стороны, решётки в
крыльях и на капоте положительно влияют на обтекаемость
корпуса: воздух, набегающий в колёсные арки и в прорезь в переднем
бампере, выходит через "жабры" решёток, не создавая помех движению
автомобиля. "Лишние" пороги также улучшают обтекаемость. Так что
причесать все автомобили под одну гребёнку не получится - каждый
элемент по-своему реагирует на вмешательство в конструкцию, и вот
тут-то многое зависит от количества и качества установленных
"наворотов".
Кстати, от качества и правильной установки зависят и другие
параметры: устойчивость, управляемость, максимальная скорость
автомобиля. Поэтому важно, чтобы установщик "обвесов" хоть немного
разбирался в основах аэродинамики. Другими словами, "гонщикам", для
которых высокая скорость - смысл жизни, нежелательно "тюнинговать"
машину в соседнем гараже, лучше воспользоваться услугами
специализированного предприятия, имеющего лицензию на подобный вид
работ.
В Калининграде предлагается достаточно широкий ассортимент
пластиковых элементов декора. Реализуют популярный товар тюнинговые
компании и обычные автомагазины. В подобных заведениях можно
купить уже готовые "обвесы" - взял и поставил. Возможен и другой
путь - изготовить детали из стекловолокна по своему вкусу. Эту
услугу оказывает ряд тюнинговых ателье. Кроме того, на Борисовском
авторынке предприимчивые мужички торгуют самодельными
стеклопластиковыми бамперами и накладками. Наверняка с ними можно
договориться и об изготовлении эксклюзивных аэродинамических
элементов.
Разброс цен весьма широк. На рынке детали отечественного
промышленного производства продаются по цене от 500 рублей.
Самодельные бамперы и спойлеры с претензией на эксклюзивность
обойдутся Вам уже в сумму от 70 до 300 долларов. А вот за комплект
спойлеров и бамперов импортного (чаще всего немецкого) производства
Вам придётся выложить не менее пары тысяч долларов.
По мнению профессионалов, вершина "обвесного" ряда - это продукция
известных японских заводов, продувавших её в аэродинамической
трубе. Однако стоимость такого обвеса на кого хочешь нагонит
тоску: примитивная пластиковая накладочка на бампер может стоить
около 3 тыс. долларов, что уж говорить об "обвесе по кругу".
Конечно, каждый сам решает, что лучше: спорткар или неприметная
машинка, этакая "серая мышка". Но всегда следует помнить, что
автомобиль - источник повышенной опасности, и потому
экспериментировать с ним нужно осторожно.
P.S.
Автор благодарит тюнинговую компанию "3А" и её
директора Андрея Ващишина за помощь в подготовке материала и Колобухова
за предоставленный автомобиль
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Наблюдатель!!!
(-----.tis-dialog.ru) 12:04 06.02.2006
Побили гольфа!!
После аварии на невского, наверное придется поставить новый обвес, да и кузов новый за одно!!! такую машину разложить...