"Не женское это дело - мчаться по трассе, с бешеной скоростью
обгоняя соперников в лихом стремлении к лидерству!" - скажут
мужчины. А, собственно, почему бы и нет? Сейчас практически не
осталось такой сферы, где бы не оставила свой след изящная ножка
прекрасной половины человечества. Спору нет, у мужчин с холодной
головой и горячим сердцем всё получается блестяще. Но кто сказал,
что женщины собираются их теснить? Они лишь хотят заявить о своих
возможностях.
Девушка
за рулём автомобиля, специально заряженного для гоночных соревнований,
- зрелище, согласитесь, не совсем привычное. Для Анастасии Артемьевой
это - естественное состояние. В преддверии очередных стартов я решила
пообщаться с единственной калининградской автогонщицей, чтобы подробнее
узнать, что значат для неё гонки.
Передо мной предстала молодая девушка, стройная, среднего роста, с
внимательными глазами и очень обаятельной улыбкой. Всё это
органично сочеталось с твёрдостью взгляда и уверенностью в себе.
Иначе и быть не может, ведь на трассе ей приходится на равных
соревноваться с мужчинами.
Наша беседа состоялась в офисе ремонтной мастерской, где Настя
трудится вместе с отцом, известным в Калининграде автогонщиком
Александром Артемьевым.
Корр.:
Анастасия, какое место в Вашей жизни
занимает автомобиль?
А.А.:
Первостепенное, конечно. Это и стиль
моей жизни, и увлечение.
Корр.:
Расскажите, как всё началось?
А.А.:
Гонки - дело семейное, ими профессионально
занимается мой папа, Александр Артемьев. Сколько себя помню, на
соревнования, в которых он принимал участие, мы всегда выезжали
всей семьёй, болели за него. А однажды он предложил мне попробовать
себя в роли гонщицы, хотел узнать, как я почувствую себя на трассе,
будет ли страшно, и выйдет ли из всего этого толк? Первый мой выезд,
конечно, мало что показал. Опыта недоставало. Все навыки сводились
к тому, чтобы вспомнить, как правильно нажать на сцепление, газ,
тормоз. Тем не менее та первая попытка оставила неизгладимое впечатление.
Дело это очень понравилось, появился задор, желание выступать на
серьёзных соревнованиях. Так четыре года назад всё и началось.
Корр.:
Что необходимо "подправить" в автомобиле,
чтобы подготовить его для гонщицы?
А.А.:
Для каждого спортивного болида установлены
жёсткие стандарты, утверждённые Российской автомобильной федерацией
(РАФ). Этим параметрам должны подчиняться все заявленные в определённом
классе машины. В противном случае, если будет установлено, что автомобиль
не соответствует, к примеру, принятым нормам веса, гонщик рискует
попросту лишиться завоёванного призового места. Я принимаю участие
в классе полноприводных автомобилей, самых тяжёлых, но и самых мощных,
объёмом двигателя до 2,5 л. Как видите, условия для всех, в том
числе и для женщин, - одни и те же.
В целом же для подготовки автомобиля к выходу на трассу необходимо
усилить подвеску, доработать определённые детали, поставить
спортивные блоки, по возможности облегчить его вес. Для этого, как
правило, снимается обшивка, сидения, стёкла меняются на пластик. Но
всё это в пределах нормы, главное, чтобы потом не пришлось
нагружать автомобиль вновь.
Всем стандартам мы стараемся соответствовать ещё и потому, что
довольно часто ездим на соревнования в Литву. Несмотря на
доброжелательное отношение прибалтов к гостям, существуют
достаточно жёсткие требования, которым должны подчиняться все без
исключения гонщики. Разрешение на участие в состязаниях выдаётся
только после тщательной проверки и взвешивания. Всяческие поблажки
исключены.
Корр.:
В каких соревнованиях Вы предпочитаете
выступать?
А.А.:
Я регулярно принимаю участие в областном
чемпионате по автогонкам на трассе "Янтарное кольцо", периодически
выступаю в отдельных литовских автосоревнованиях. Раньше ездила
в Россию, но сейчас поездки стали реже, поскольку это требует дополнительных
затрат, ведь там соревнуются более мощные автомобили.
Корр.:
Какие ощущения Вы испытываете на
трассе?
А.А.:
Удовольствие! Гонки дарят мне чувство
радости, счастья, азарта. Стараюсь постоянно совершенствоваться
в мастерстве. Конечно, без ошибок не обходится, но после соревнований
мы, как правило, устраиваем "разбор полётов", просматриваем видеоплёнку,
фотоснимки, стараясь избежать повтора погрешностей.
Корр.
: Высокая скорость всегда граничит
с опасностью, а травм на гонках, наверное, не избежать. Случались
ли в Вашей практике подобные ситуации?
А.А.:
Таких острых моментов, как, например,
на соревнованиях в Литве, конечно, трудно избежать. Устроители гонок
тогда хорошо полили трассу, и на сложном крутом повороте мою машину
внезапно понесло. В итоге я со всего маху врезалась в металлическое
ограждение. У меня было два варианта: либо оставаться внутри машины,
либо отстегнуться и постараться поскорее выбраться наружу, поскольку
велик риск, что те, кто едет следом, могут также не справиться с
управлением и врезаться в стоящий автомобиль. Так, между прочим,
всё и произошло. Два болида на огромной скорости влетели в моё многострадальное
авто. Если бы я не успела выбраться, результат мог бы оказаться
весьма плачевным. После этого случая мы гораздо серьёзнее стали
относиться к ремням безопасности, к тому, насколько прочно их крепление,
потому что в момент сильного удара с меня слетел шлем, и только
ремни спасли от худшего, не позволив вылететь через лобовое стекло.
Корр.:
Выступает ли отец в роли Вашего
тренера?
А.А.:
Папа пока учить меня не хочет. Большинство
тренеров предпочитают показывать, как правильно надо проходить трассу.
У него же немного другой взгляд на процесс обучения. Он считает,
что человек должен сесть за руль сам, сделать несколько кругов,
почувствовать машину и выбрать для себя собственный, оригинальный
путь прохождения трассы, действуя по наитию и вырабатывая тем самым
свой неповторимый стиль езды. Девиз папы - всегда идти вперёд и
бороться до последнего, не сходить с трассы, даже если случилась
какая-либо поломка.
Корр.:
Высок ли соблазн посильнее нажать
на газ на городских дорогах?
А.А.:
Признаюсь, первое время, как только
получила права, такое желание появлялось часто, хотелось узнать,
на что я способна. Сейчас, конечно, стала гораздо спокойнее ездить.
И не только потому, что на наших дорогах разогнаться сложнее. Просто
у меня есть трасса с её большими скоростными возможностями, прыжками
с трамплина, контактной борьбой с другими автомобилями. А создавать
в городе аварийные ситуации - совсем не обязательно. Хотя пару раз
не обошлось и без штрафов за превышение скорости.
Корр.:
Как реагируют работники ГАИ на Ваше
призвание?
А.А.:
Мало кто из сотрудников ГИБДД всерьёз
воспринимают меня как гонщицу: одни скептически улыбаются, другие
не верят до тех пор, пока не приедут на соревнования в качестве
болельщиков.
Корр.:
Как на самых первых гонках мужчины-соперники
отнеслись к тому, что на трассе появилась представительница слабого
пола?
А.А.:
Сначала с иронией. Им было интересно
посмотреть, как я вообще поеду. Потом стали присматриваться к моей
манере езды, увидели, что я могу не уступить, не побояться горки,
подпрыгнуть на ней, резко повернуть. Сейчас иногда слышу похвалу,
что ездить стала лучше, чувствую повороты, есть прогресс. Можно
сказать, что соперники меня признали. Это радует...
В заключение нашего разговора я пожелала Анастасии Артемьевой
успехов в предстоящих гонках, а поболеть за неё и остальных
участников все любители автокросса смогут 10-11 сентября на трассе
"Янтарное кольцо" близ города Гурьевска.