Решение о наложении штрафа в размере 1500 рублей на инспектора
Светловского ГИБДД за незаконно изъятый государственный номерной
знак стало первым судебным прецедентом в Калининградской области,
должным, по моему разумению, положить конец порочной практике
снятия госномеров с автомобиля в случаях, когда эти действия идут
вразрез с действующим законодательством.
Случай, имевший место в дни празднования 750-летия города, когда
в помощь калининградским гаишникам были прикомандированы сотрудники
ДПС из других районов области, в общем-то ничем особым не
выделяется среди сотен ему подобных. Заступив на вахту, инспектор
Светловского ОГИБДД, прапорщик милиции Геннадий Веденко с
напарником принялись рьяно выполнять указание руководства, суть
которого - как можно больше отловить водителей, чьи машины имеют
технические недостатки, чтобы во время празднования этот транспорт
не допустить на городские улицы.
29 июня 2005 г. такой автомобиль, ГАЗ-66, принадлежащий гражданке
В.А.Каратицкой, под управлением водителя С.Г.Куприянова был
остановлен на автодороге Чкаловск-Люблино. Инспекторам не
понравилось то, что лобовое стекло имело трещину, а износ
протектора колёс, на их взгляд, был выше нормы. Осмотр резины они
произвели визуально, без применения каких-либо измерительных
приборов. По результатам "экспертизы" инспектор Веденко изъял
один госномер и талон техосмотра. При этом был составлен протокол о
запрете эксплуатации транспортного средства, оформленный на бланке
старого образца (не имеющем юридической силы ввиду перехода на
новую форму, утверждённую Приказом МВД РФ № 187). В дальнейшем
местонахождение изъятых знака и талона гражданке В.А.Каратицкой,
несмотря на все старания, установить так и не удалось, вследствие
чего она в течение трёх месяцев не могла эксплуатировать свой
атомобиль, что и побудило её обратиться в прокуратуру с жалобой на
незаконные действия инспектора Веденко.
Светловской прокуратурой была проведена проверка
заявления потерпевшей. В результате административного расследования
действия инспектора Веденко были квалифицированы как воспрепятствование
законной деятельности по управлению и эксплуатации ТС, то есть совершение
административного правонарушения, предусмотренного ст.12.36 КоАП
РФ. Дело передали в суд г.Светлого.
В судебном
заседании
Веденко признал свою вину, что дало суду возможность
назначить ему наказание в виде минимальной суммы штрафа.
Самое любопытное, что через три часа после оглашения судебного
решения номерной знак и талон чудесным образом были обнаружены
самим инспектором Веденко и возвращены потерпевшей.
Итак, судебный прецедент создан. А ведь я не раз предупреждал
и руководство УГИБДД области, и непосредственно инспекторов ДПС,
что запрещать эксплуатацию со снятием государственных номерных
знаков можно только в случаях, предусмотренных ст.9.3, 12.1 и 12.5
ч.2 КоАП РФ. Указанный в Кодексе перечень оснований является
исчерпывающим.
Правилами задержания ТС, помещения его на стоянку, хранения, а
также запрещения эксплуатации, утверждёнными постановлением
Правительства РФ от 18.12.2002 г., предусмотрено, что при
нарушениях, о которых говорится в ч.2 ст.12.5 КоАП РФ, запрещается
эксплуатация наземного ТС (п.13) и это запрещение осуществляется в
случаях, предусмотренных ч.2 ст.27.13 Кодекса. При запрещении
эксплуатации государственные регистрационные знаки подлежат снятию
(п.20).
Действия инспекторов, снимающих государственные номерные
знаки по другим основаниям (за тонировку, подтекание масла, другие
мелкие неисправности и т.д.) незаконны и подпадают под действие
ст.12.36 КоАП РФ. Эту позицию, кстати, разделяет главный гаишник
России - начальник ДОБДД МВД РФ Кирьянов В.Н. Также руководство
ДОБДД не раз разъясняло, что ни одним нормативным ведомственным
документом не предусмотрена процедура изъятия талона о прохождении
техосмотра, который был получен в установленном порядке.
В том, что инспекторы ДПС у нас до сих пор используют устаревшие
недействительные бланки, вижу прямую вину руководства областного
УГИБДД. Приказ МВД РФ от 10.03.2004 г. прямо предписывает
региональным управленческим организациям изготовить бланки и
снабдить ими подчинённые подразделения в месячный срок после
вступления в силу приказа. В настоящее время юристами нашего
Общества готовятся другие аналогичные жалобы в прокуратуру на
незаконные действия должностных лиц УГИБДД.
Все, кто пострадал от незаконных действий со стороны сотрудников
ГАИ, могут обратиться за помощью в областное Общество защиты
прав автомобилистов "ОСА" по тел. 77-91-37.
Георгий Румянцев, председатель Общества защиты прав автомобилистов
"ОСА"
,
"Авторынок Калининграда"
, №40 от 11.10.2005