Юрий Авдеев, директор аудиторской фирмы "Авдеев
и К"
С введением нового закона об ОЭЗ в Калининградской
области в том виде, в котором он подготовлен ко второму чтению,
больше всех могут пострадать владельцы автотранспорта. Отсутствие
"областной растаможки" покажется сущим пустяком по сравнению с тем,
что автовладельцам предстоит внести таможенные платежи за уже эксплуатируемые
ими транспортные средства.
О будущем...
Дело в том, что с прекращением ныне действующего закона об ОЭЗ
перестаёт действовать и таможенный режим свободной таможенной зоны,
установленный этим законом в Калининградской области, а
соответствующий таможенный режим, установленный новым законом, не
будет распространяться на товары и транспортные средства, ввезённые
до вступления в действие нового закона.
Проект закона об ОЭЗ в Калининградской области содержит переходные
положения только в отношении юридических лиц, зарегистрированных на
территории области. На физических лиц, включая предпринимателей,
действие этого закона не распространяется, кроме того отсутствуют
переходные положения, регламентирующие использование ранее
ввезённых или приобретённых товаров и транспортных средств, которые
находятся сейчас в режиме свободной таможенной зоны.
Более того, новый закон фактически аннулирует гарантии
индивидуальным предпринимателям, предусмотренные ныне действующим
законом. В отношении физических лиц, не обладающих этим статусом,
вообще отсутствуют какие-либо гарантии. А это означает, что в связи
с прекращением действия старого закона об ОЭЗ перестаёт
действовать и режим свободной таможенной зоны, установленный этим
законом. Физические лица лишаются права использовать товары и
транспортные средства, которые помещены под таможенный режим
свободной таможенной зоны по ныне действующему закону. При этом не
имеет значения, ввезены ли владельцем транспортные средства из-за
границы или приобретены на территории области. Ведь приобретение
транспортного средства на территории области не изменяет льготного
таможенного режима, о чём свидетельствует соответствующая запись в
техническом паспорте.
При отсутствии в новом законе указаний на правовой статус товаров и
транспортных средств, который они приобретут в связи с прекращением
действия предыдущего закона, режим свободной таможенной зоны
прекратит своё действие. Соответственно, льготные машины будут
подлежать помещению владельцами под иной таможенный режим, который
позволяет использовать эти машины на территории России. При этом
необходимо будет уплатить соответствующие таможенные платежи. В
равной степени это коснётся как автолюбителей, так и
предпринимателей, занятых перевозкой грузов и пассажиров.
Несоблюдение этого требования повлечёт применение к нарушителям
соответствующих административных или уголовных санкций.
Не в лучшем положении окажутся и лица, на которых новый закон
распространяется. Переходные положения проекта закона
предусматривают, что организации, на которые распространяется
действие "моратория", применяют таможенный режим, установленный
новым законом, содержание которого существенно отличается от
содержания ныне действующего режима. По сути, это самостоятельные
таможенные режимы, установленные разными законами. Из переходных
положений не следует, что на товары, завезённые по старому закону в
режиме свободной таможенной зоны, автоматически распространяется
режим свободной таможенной зоны по новому закону.
В отношении большегрузных автомобилей, тягачей, прицепов,
полуприцепов, тракторов, автобусов, морских и воздушных судов,
железнодорожного подвижного состава прямо указано, что применяется
льготный режим, если они ввезены на территорию Калининградской
области и помещены под таможенный режим свободной таможенной зоны,
применяемый в Калининградской области. В новом законе слово
"применяемый" будет означать таможенный режим, установленный новым
законом. О ранее действующем режиме речи не идёт. В этом случае
из-под действия таможенных льгот нового закона выпадают
транспортные средства, ввезённые в режиме свободной таможенной зоны
до введения его в действие. Эксплуатировать такой транспорт можно,
только поместив его под соответствующий таможенный режим. При этом
неясно, под какой таможенный режим подлежит поместить этот
транспорт: внутреннего потребления или свободной таможенной зоны
по новому закону. В любом случае, если новый закон не будет
содержать переходных положений, специально регулирующих эти
отношения, придётся уплатить немалые деньги.
Что же касается легковых машин - они однозначно не попадают под
действие нового закона и не могут эксплуатироваться в режиме
свободной таможенной зоны без специальных указаний.
О настоящем...
В настоящее время таможенный режим свободной таможенной зоны
определяется двумя законами:
- главой 12 Таможенного кодекса 1993 года;
- законом от 22 июля 2005 года ь 116-ФЗ "Об особых экономических
зонах в РФ".
С 1 января 2006 года глава 12 ТК РФ в части указанного таможенного
режима прекращает своё действие.
Режим свободной таможенной зоны, установленный законом ь 116-ФЗ,
действует только в отношении товаров, помещаемых под этот режим
резидентами промышленно-производственных и технико-внедренческих
особых экономических зон, к которым ОЭЗ в Калининградской области
не относится.
Таким образом, начиная с 1 января 2006 г., содержание таможенного
режима свободной таможенной зоны в ОЭЗ Калининградской области
определяется исключительно законом "Об Особой экономической зоне в
Калининградской области". Об этом свидетельствуют и изменения,
внесённые в часть первую статьи 7 этого закона, которые вступают в
силу с нового года.
С точки зрения произошедших изменений особый интерес представляет
содержание таможенного режима в отношении товаров, ввозимых из
других стран в Калининградскую область, согласно которому товары,
ввозимые из других стран в Особую экономическую зону, освобождаются
от ввозных таможенных пошлин и других платежей, взимаемых при
таможенном оформлении (пункт 2 статьи 7 закона ь 13-ФЗ).
Как мы видим, в содержании таможенного режима отсутствует
разрешение на использование товаров, помещённых под таможенный режим
свободной таможенной зоны. Скептики могут убедиться, сравнив
содержание таможенного режима статьи 75 главы 12 ТК РФ 1993 года и
статьи 37 закона ь 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в РФ" с
содержанием таможенного режима, приведённого в статье 7 закона "Об
особой экономической зоне в Калининградской области".
Из буквального смысла пункта 2 статьи 7 комментируемого закона
следует, что освобождаются от таможенных пошлин и налогов только
"ввозимые" товары, то есть в момент их ввоза. Всякие дальнейшие
операции с этими товарами возможны только после изменения
таможенного режима на иной режим, позволяющий использовать и
потреблять такие товары.
В связи с этим возникает вопрос, на каком основании, мы используем
и потребляем в настоящее время товары, завезённые в льготном
режиме? Как видно из ныне действующей редакции закона об ОЭЗ в
Калининградской области, статья 7 определяет особенности
таможенного режима свободной таможенной зоны, установленного
таможенным законодательством РФ. Право размещать и использовать
ввозимые товары в режиме свободной таможенной зоны определено
главой 12 ТК РФ, которая, как уже сказано, в этой части, прекращает
своё действие с 1 января 2006 г.
Отсутствие поправок к закону "Об ОЭЗ в Калининградской области",
позволяющих использовать товар в режиме свободной таможенной зоны,
фактически означает прекращение ныне действующих таможенных льгот с
первого января следующего года.
Хорошо будет, если история, связанная с экспериментами
в законодательстве, закончится прекращением действия льгот. Ведь
изменение содержания таможенного режима влечёт за собой и изменение
действий, которые мы вправе совершать с товаром и транспортными
средствами, помещёнными под этот режим. В частности, как уже сказано,
с первого января будущего года у нас будет отсутствовать разрешение
на использование товаров и транспортных средств, помещённых под
режим свободной таможенной зоны. Это означает, что указанные товары
и транспортные средства должны быть помещены под таможенный режим,
допускающий их использование на территории ОЭЗ, как и на остальной
территории России.
Не пришлось бы нам с нового года
пересаживаться на другие виды транспорта
В итоге...
Таким образом, независимо от того, какой закон об ОЭЗ будет
действовать, старый или новый, с 1 января следующего года
организациям и физическим лицам придётся уплатить за растаможку
товаров и транспортных средств, которые по состоянию на 1
января будут находиться в режиме свободной таможенной зоны или
завозиться после этой даты. Надежда на то, что этого всё-таки не
случится, как всегда связана со старой поговоркой: "Несовершенство
российского законодательства компенсируется необязательностью его
исполнения".
Юрий Авдеев, директор аудиторской фирмы "Авдеев
и К", тел. 916230
Особые мнения
Алексей Зернов, заместитель председателя Калининградского научного
общества:
- Как известно, закон обратной силы не имеет. Поэтому всё, что ранее
было предоставлено гражданам, юридическим лицам и предпринимателям,
должно остаться в силе. Тем не менее в нашей стране всё возможно.
* * *
Александр Чваньков, главный государственный таможенный инспектор
правового отдела Калининградской таможни:
- Пока не отменён режим свободной таможенной зоны, будут действовать
соответствующие положения. На мой взгляд, никаких изменений в действии
режима свободной таможенной зоны в Калининградской области вступление
в силу нового закона об ОЭЗ и отмена главы 12 Таможенного кодекса
РФ не несут. Хотя, по правде говоря, теоретически автор рассуждает
правильно. Однако что будет на практике, неизвестно. Надо заметить,
что разрешение на поездки для легковых "областных" автомобилей в
Россию на два месяца и осуществление международных перевозок на
грузовиках с посещением России - это политическое решение, не прописанное
в законах. Не нужно ждать 1 января, чтобы признать эти разрешения,
не соответствующие ни закону об Особой экономической зоне, ни Таможенному
кодексу РФ.
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Камрад
(-----.5.66) 10:13 29.11.2005
ИМХО не станут они заставлять людей доплачивать, чтобы переоформить нашину на Российскую расстаможку, иначе чаша терпения народа переполнится и всем будет плохо!
#3
алексей
(-----.68.202) 21:28 03.12.2005
теоретически у нас может происходить все что угодно, а на практике все, у кого машина растоможена на область, выйдут на улицу. Вожак найдется, тот же Рудников не упустит шанса перегоридить машинами половину области
#4
toxaxxxl
(-----.tis-dialog.ru) 02:03 12.12.2005
Еслс так дальше пойдет, то у нас начнется то, что было недавно во Франции, помойму это единственный выход!!!
#5
eugen
(-----.68.18) 18:49 18.12.2005
У нас в области один быдляк - никто ничего перекрывать не будет. Во Владивостоке народ чуть что с машинами - сразу на улицу выходит, митингует. У них там и правила растаможки машин особые хотя нет никакой ОЭЗ.