Завершился очередной, 2005 год. Каким он выдался для
калининградских автоспортсменов, кому принёс успехи
за рубежом и что изменилось в организации соревнований
в прошлом году? Пришло время подвести некоторые итоги.
Удивительно, но факт: самый насыщенный сезон обычно бывает
у самых юных гонщиков - картингистов, у которых соревнования практически
не прекращаются весь год. Особенно жарко приходится тем, кто не
ограничивается областными гонками. "Могучая тройка" калининградцев
в лице Аниса Жаркова, Романа Томилова и Алексея Федоренко зимой
2005 года выиграла литовский чемпионат в двух классах. А весной
наши юниоры впервые попытали счастья на чемпионатах российских:
так далеко за пределы области (почти все этапы прошли в Подмосковье)
раньше ребята не выезжали. И доказали там, что не лыком шиты - довольно
уверенно выступили на незнакомых автодромах, соперничая с незнакомыми
гонщиками. В диковинку оказалась для балтийцев и чрезмерная жестокость
и кровожадность картингистов материковой России. В каждом заезде,
в каждом повороте - тычки, аварии, завалы и вылеты. Победить сходу
никому из троицы не удалось, ограничились пока тем, что покатались
в тройке лидеров. В перерывах между российскими турами Жарков, Томилов
и Федоренко выезжали в Польшу и Литву, где, всерьёз заявив о себе,
собрали завидную коллекцию медалей и кубков.
Дмитрий Мячин первым из калининградцев
за последние 15 лет выбрался на ралли за пределы области
Как всегда бодро начали сезон дрэгрейсеры. Проведя
две отличные гонки в Дунаевке - с обилием участников, с нормальной
организацией и даже с концертом - в дальнейшем организаторы словно
в воду канули. В их актив можно записать и то, что вопреки сложившейся
в прошлом практике, им удалось, наконец, найти общий язык с властями:
в Дунаевку, к примеру, пожаловал сам глава Зеленоградского района
Валерий Губаров. То, что на дрэг-стрип (то есть автодром для дрэг
рейсинга) постоянно приезжает невероятное количество зрителей, ни
для кого уже не секрет - любит народ гонки на ускорение на дистанции
402 метра. Возможно, в нынешнем году ситуация ещё более изменится
к лучшему.
На автокроссах минувшего года кипела
нешуточная борьба
Самыми престижными, зрелищными и, пожалуй, затратными
соревнованиями продолжает оставаться знаменитый автокросс "Янтарное
кольцо". В минувшем году благодаря усилиям ОАО "Преголь-Лада", администрации
Гурьевского района и спортклуба "Стирлинг" удалось превратить захудалые
некогда соревнования в поистине грандиозные спортивные праздники.
Каждый этап сопровождался концертами, выступлениями танцевальных
коллективов, различными лотереями. Огромное количество людей собиралось,
чтобы поболеть за кроссменов, поучаствовать в лотерее и просто активно
отдохнуть после трудовых будней. А смотреть на трассе было на что
- с каждым этапом стартовавших машин оказывалось всё больше, а накал
борьбы - всё жарче. Стали регулярно приезжать литовские кроссмены.
Появился даже новый класс машин "Лада1600-Стандарт" - минимально
переделанные классические "Жигули". Именно в этом классе разгорелись
самые жаркие баталии за звание чемпиона. Нет сомнений, что этот
доступный класс - самый перспективный.
Самый успешный спортсмен 2005 года
- Александр Артемьев
Между тем, "Преголь-Лада" и администрация Гурьевского
района уже кое-что планируют на перспективу, а именно привести автодром
"Янтарное кольцо" в соответствие с европейскими требованиями (установить
отбойники, обновить покрытия) и расширить географию участников.
Возможно, приедут к нам в гости и латыши, и немцы, и чехи, и белорусы,
в связи с чем наши соревнования станут событием международного масштаба.
Также "Преголь-Лада" вынашивает идею обучить гоночным премудростям
подрастающее поколение. Для этого в школы Гурьевска, Ладушкина и
Калининграда переданы микролитражки "Ока", на которых учащиеся будут
учиться скоростной езде. В 2006 году пройдут первые кроссовые соревнования
на автомобилях "Ока".
Особенно запомнилось закрытие джиперского
сезона на танковом полигоне в посёлке Борисово
За истёкший год признанные мастера автокросса заметно подняли
престиж калининградского автоспорта в глазах иностранцев. В мае
Александр Артемьев выиграл свою первую литовскую гонку - автокросс
в Кальварии, где разыгрывался кубок Литвы. Через две недели его
дочь Анастасия Артемьева чуть-чуть не дотянула до пьедестала уже в
чемпионата этой страны, заняв 4-е место. В июне тёзки-Александры,
Артемьев и Чепелевич, выступили в Смоленске и в сложнейших условиях
завоевали "бронзу" и "серебро". 24-25 сентября Артемьев поднялся
ещё на две ступеньки выше, добравшись до первого места на этапе
чемпионата Белоруссии в Борисове. Увы, там же два других
Александра - Чепелевич и Власюк - получили серьёзные травмы.
Чепелевичу сломал руку руль, резко дёрнувшийся в результате удара
по нему привода колеса, а "Опель Кадет" Власюка неудачно
приземлился на неровностях трассы, в результате чего гонщик получил
компрессионный перелом позвоночника. Тем не менее после
перенесённой неприятности Чепелевич уже принял участие в одной из
гонок, а Власюк собирается бороться за медали в автокроссе
нынешнего года.
Таким образом, этот вид гонок в настоящее время определённо
находится на подъёме, и при условии появления серьёзных
спонсоров калининградцы сумеют ещё громче заявить о себе на
чемпионатах Литвы, России и - кто знает - даже Европы.
Дисциплина, до недавних пор бывшая для жителей региона
экзотической, - это ралли. Экипаж в составе Дмитрия Мячина и Антона
Мизюка больше года изучал в клубе "Стирлинг" под руководством
Александра Канонича основы раллийного дела: учились писать
стенограммы, ориентироваться по ним и непосредственно управлять
автомобилем. На соревнованиях в Белоруссии единственный российский
экипаж вызвал настоящий фурор - мало кто ещё ездил так грамотно.
Наградой Дмитрию и Антону стало призовое третье место в одной из
зачётных групп.
Клуб любителей внедорожной езды - 4х4 "Дикий запад", несмотря на
трудности, организовал 3 трофи-рейда и 12 клубных выездов в
Калининградской области. Особенно запомнилось закрытие джиперского
сезона на танковом полигоне в посёлке Борисово. Клуб помогал в
обслуживании автокросса "Янтарное кольцо" и в патриотическом
воспитании молодёжи. Все желающие смогли насладиться видом грозных
джипов, преодолевающих "непреодолимые" препятствия. Также была
организована экспедиция на Кольский полуостров, где обнаружили
дороги, оставшиеся от немцев. Примечательно, что в это же время
проходил международный трофи-рейд "Ладога-2005", в котором приняли
участие калининградские экипажи.
Однозначно, автоспорт в нашей области сейчас на подъёме, и никакие
кризисы и потрясения не смогли остановить его развитие. Выскажу
уверенность, что в 2006 году областные спортсмены ещё порадуют
своих поклонников.