Страховое мошенничество
берёт начало... в ГИБДД?

Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств привело к существенному росту страхового мошенничества, связанного с фальсификацией ДТП с целью незаконного получения денежных средств за несуществующую аварию.

Подобный сравнительно новый вид мошенничества стал неотъемлемым спутником динамично развивающегося рынка страховых услуг. При этом имитация ДТП может быть связана не только с ложным страховым случаем по ОСАГО, но и по другим видам страхования, например, по КАСКО, выплаты по которому могут достигать нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Как правило, такого рода хищения денежных средств у страховых компаний осуществляются группой лиц, в которую могут входить в том числе и сотрудники самих страховых компаний, эксперты-оценщики, а также руководители автосервисов. При этом имитировать страховой случай без "своих" сотрудников ГИБДД невозможно, поскольку несуществующее ДТП необходимо документально оформить. Таким образом, нередко истоки преступления берут начало в... ГАИ. Так, в ходе расследования ряда уголовных дел прокуратурой Республики Башкортостан, было выявлено немало таких милиционеров-мошенников. Причём активно участвовали в подобной преступной деятельности как рядовые "оборотни", так и средний руководящий состав.

Фальсифицикация ДТП: "режиссёры" и "актёры"

Рассмотрим общую схему мошенничества, связанного с автострахованием. ДТП фальсифицируется следующим образом. Подбираются автомобили, имеющие повреждения от других аварий и выставляются на место ложного ДТП. Затем составляется схема ДТП, подписывается понятыми и водителями, которые претендуют на определённую долю украденных денег. При этом производится фотографирование места ДТП и повреждённых автомобилей и выполняется ряд других процедур. То есть, выражаясь словами криминалистов, строится полная модель несуществующей аварии.

Однако жулики в погонах не всегда утруждают себя театральными постановками, прибегая к другому, совсем наглому варианту (по данным прокуратуры, наиболее распространённому), когда инспектор ГИБДД просто придумывает ДТП, не выходя из своего кабинета, составляет фальшивую схему ДТП, оформляет другие необходимые документы. При этом понятые могут быть либо взяты из головы, либо быть знакомыми инспектора. Также могут быть подобраны лица, у которых машины вообще не имели повреждений, но они согласились отдать документы для оформления по этим документам липовой аварии. При этом сотрудник ГИБДД, оформивший несуществующее ДТП, может быть как инициатором преступления (лидером преступной группы), так и рядовым исполнителем, получая за это определённую фиксированную сумму.

Далее все эти сфабрикованные документы направляются в отдел дознания и административной практики, где должностное лицо ГИБДД на основании представленных материалов выносит соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, порой даже и не догадываясь, что представленные документы - фальшивка.

После завершения наиболее сложного этапа мошенничества - фальсификации самого факта ДТП - документы передаются в экспертную организацию для оценки стоимости восстановительного ремонта. Если эксперт-оценщик находится в сговоре с мошенниками, то он составляет липовое заключение о наличии повреждений автомобиля, при этом завышая величину ущерба. Фотографии к ложному отчёту эксперта выполняются путём подбора автомобиля необходимой модели такого же цвета, а госномера прикручиваются от машины, зафиксированной в протоколе. А бывает так, что эксперт-оценщик, не связанный с преступниками, может и не догадываться о мошеннических замыслах лиц, обратившихся в экспертную организацию, не предполагая, что представленный на осмотр автомобиль уже проходил экспертизу в другой организации и ущерб потерпевшему по данной аварии уже возмещён.

Следующий этап - обращение в страховую компанию за получением денег по ложному страховому случаю. При этом практика расследования уголовных дел прокуратурой показала, что в преступной деятельности часто участвует и сотрудник страховой компании, что существенно облегчает реализацию мошеннических планов. Более того, сотрудники региональных представительств страховых компаний могут похищать по рассмотренной схеме деньги из своего головного офиса, находящегося, как правило в Москве, что затрудняет выявление подобных страховых манипуляций в другом регионе.

Как разоблачить страховых аферистов

Обратимся к материалам прокуратуры и методам выявления случаев страхового мошенничества, применяемым на практике сотрудниками прокуратуры. Так, следователь по особо важным делам прокуратуры Республики Башкортостан А.Халиков отмечает, "что выявить подобные хищения весьма непросто, поскольку члены преступной группы могут не знать друг друга, выполняя только свою функцию, независимо от других... Следует отметить, что сообщения о ДТП фиксируются на магнитных записях в дежурных частях милиции и во всех регистрационных журналах сообщений о происшествиях. Для выявления преступлений следует провести анализ этих записей, а также проанализировать компьютерный учёт ДТП в отдельно взятом регионе. Если одни и те же лица или машины часто попадают в автоаварии, то это должно вызвать подозрения. Другой способ выявления - анализ всей информационной базы крупных страховых компаний в регионе с целью установления одних и тех же машин или лиц, которым возмещаются страховые суммы.

В этом случае могут быть выявлены одни и те же эксперты или инспекторы ДПС, оформляющие документацию. При выявлении подложных фактов ДТП также хорошо себя зарекомендовала инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ). Результатом ИТПЭ являются расчётная форма деформированной конструкции. Это даёт возможность проверить соответствие деформации данных автомобилей обстоятельствам ДТП, указанным в административных протоколах и пояснениях участников ДТП. Для проведения такой экспертизы достаточно наличия качественных фотографий повреждённых автомобилей.

При расследовании подобных преступлений необходимо допросить водителей, которые якобы участвовали в подложной аварии. Здесь требуется тактика допроса, связанная с уточнением всех подробностей ДТП, когда станет видно, что показания водителей не только отражают разные фактические обстоятельства, но и противоречат друг другу. Имеют значение и показания о том, что происходило после ДТП, кто и как вызвал ГИБДД, а также о других обстоятельствах происшествия. Необходимо также вызвать для дачи пояснений сотрудников ГИБДД, которые, скорее всего, будут ссылаться на "забывчивость", поскольку таких ДТП много, или просто будут утверждать, что вся схема ДТП соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Необходимо отметить, что сотрудники милиции, составляющие фальсифицированные акты об автомобильных авариях, нередко выполняют указания своего руководства, о которых они предпочитают не говорить, а всю ответственность берут на себя.

После комплекса оперативных мероприятий следует определить активных участников преступной группы и решить вопрос об их задержании".

К счастью, в нашем автомобильном регионе, перенасыщенном страховыми компаниями, мошеннничество в сфере автострахования не приобрело широких масштабов, по крайней мере, мы с вами не видели ярких репортажей о разоблачении организованных преступных групп, специализирующихся в этой области. Или, может быть, автомошенники Янтарного края более искусны и кража денег осуществляется внутри страховых компаний, когда некоторые их сотрудники водят за нос своих коллег, сидящих за соседним столом? В то же время в нашем регионе нередки случаи злоупотреблений страховщиков, связанные с необоснованными задержками страховых выплат и обусловленные якобы необходимостью дополнительных проверок обстоятельств наступления страхового случая в связи с предположениями о возможных мошеннических действиях. При этом какие-либо серьёзные признаки преступления отсутствуют и нет обращений в правоохранительные органы. Таким образом, под надуманным предлогом нарушаются законные права потерпевших.

При написании данной статьи использованы материалы Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры Республики Башкортостан.

Подготовил Сергей Боярских , "Авторынок Калининграда" , №8 от 28.02.2006


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 283


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Популяpные статьи
<tr> <td> <div align="center" class="sod_text"><a href="/articles/2003/a3a0705.html">Koгдa гaишник мoжeт cнять нoмepa</a></div> </td> </tr>
Baшe мнeниe

Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: [email protected]
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru