Автомобили марки "Опель" по сложившейся традиции имеют не самую
высокую репутацию среди автолюбителей. Хотя сами владельцы этих
автомобилей, наоборот, убеждены, что лучше машины нет. Высоких результатов
на "Опелях", как правило, достигают и профессиональные гонщики в
автомобильных соревнованиях. Сегодня речь пойдёт о некоторых нюансах
подготовки "Опеля Кадетта" трёхкратного чемпиона Калининградской
области по автокроссу Александра Власюка.
Секреты - под капотом
Стандартный "Кадетт" по сравнению с серийными же "Фольксвагенами"
основных конкурентов дешевле почти в 2 раза. Но настолько ли
"Опель" медленнее и "хуже"? "Кадетт" в модификации GSi развивает
130 лошадиных сил, а "гольфовский" мотор - 139. Как же удалось
Власюку выиграть три титула чемпиона области по автокроссу?
Секреты раскрываются, как только заглядываешь под капот. Так,
вместо стандартных поршней там стоят усиленные, тюнинговые,
купленные на "разборке". Из той же "разборки" позаимствован
и спортивный впускной коллектор. Довольно серьёзно облегчён
маховик - вместо прежних 16 кг его масса теперь составляет всего
лишь 3,5-4 кг.
Как следствие, теперь мотор раскручивается до высоких оборотов
достаточно живо, почти мгновенно. Головка блока сохранена
стандартной, не обработанной, как и степень сжатия - всего 9,2
единицы. А вот распределительный вал на машине Александра, по сути,
самодельный, с развёрнутой фазой газораспределения и увеличенным
подъёмом клапана.
Раскрывать все свои секреты, впрочем, гонщик не пожелал - слишком
много труда вложено. В запасе у Александра два вала: один
"мощностной", другой "тяговый". Первый хорош для скоростных жёстких
трасс, второй используется на тяжёлых, размытых покрытиях. Кстати,
по словам чемпиона, конструкция "опелевского" мотора такова, что
распредвал в полевых условиях можно поменять всего за полчаса. Что
нередко практикуется в ходе гонок.
Больше года ушло на поиск необходимой производительности
форсунок, чтобы рабочая смесь сгорала полностью. Идеальным оказался
вариант, при котором необходимо впрыскивать в полтора раза больше
бензина, чтобы, с одной стороны, не заливало свечи зажигания, а
с другой, не было недостатка в топливе. В те же полтора раза увеличено
и давление впрыска. Немало гонщик провозился со свечами зажигания
- пробовал и двух-, и трёх-, и даже четырёхэлектродные. Но остановился
на самых обыкновенных, "однолепестковых", фирмы "Beru". Доработан
и распределитель зажигания.
Свои ноу-хау имеются у Александра и в области написания программы
управления двигателем. Вследствие того, что в Калининграде крайне
мало людей, разбирающихся в этом вопросе, Власюку данные услуги
оказывает специалист из Москвы, причём бесплатно, по старой дружбе.
И справляется с этим мастерски - никаких нареканий у пилота к
работе движка нет. Мотор питается бензином с октановым числом 99,
привезённым из Польши, и, что самое интересное, в нём используется
обыкновенное минеральное масло, а не дорогое синтетическое. Хозяин
авто загадочно улыбается: масло хоть и минеральное, но мотор при
этом не взрывается и не горит. Этому способствует более крупный
радиатор, в котором "бурлит" антифриз с температурой кипения... 160
градусов по Цельсию! Александр признаётся: "С охлаждающей жидкостью
мы промучились около полугода, всё это время сидели с горелкой и
термометром, пробуя различные смеси, но нашли-таки удобоваримый
вариант. Теперь мотор вообще не кипит, даже в самых сложных
условиях гонки".
Когда мотор - зверь
Наконец опытным путём удалось точно подобрать параметры выпускной
системы, и на выпуск отработавших газов теперь двигатель затрачивает
на порядок меньше энергии. Диаметр отверстия внушителен - 62 мм
(чтобы газы легче вырывались в атмосферу). Добавлена также
дополнительная опора силового агрегата, а последний защищён снизу
пластиной из трёхмиллиметровой стали. Власюк не бахвалится и
довольно скромно оценивает возможности мотора в 140 л.с., однако
не исключает, что его отдача может оказаться и выше: прибавка в 50
"лошадок" - совсем не из области фантастики. Впрочем, точные цифры
способен дать лишь мощностной стенд.
Под характеристики двигателя идеально подобраны передаточные числа
коробки передач. До этого из-за ошибок в расчётах в металлолом было
отправлено значительное число КПП, за которые однажды Александр даже
выручил в пункте сдачи металлолома пару-тройку тысяч рублей
(вышедших из строя коробок действительно оказалось немало).
Нынешняя КПП создана из трёх агрегатов, а вообще в запасниках у
"опелевода" имеются ещё 2 коробки. Сцепление - марки "LuK", его
работа не вызывает никаких нареканий: фирма есть фирма.
Значительной переделке подвергнут кузов. Установлен мощнейший
каркас безопасности из стальных холодно-катанных труб диаметром 38
мм и толщиной стенок 4,2 мм. Прочность сварных швов увеличена в 2
раза путём их тщательной проварки. Срезаны все ненужные усилители и
кронштейны, сняты обивка, шумоизоляция, даже антикоррозийные
мастики. Цель понятная - снизить общую массу. Дверные и боковые
окна выполнены из лёгкого оргстекла, на крышке багажника - стальная
сетка. Таким образом, отпадает потребность в стеклоочистителе, да и
боковые стёкла не потеют.
Настоящая диковинка в салоне - жидкокристаллический приборный
щиток. По словам пилота, с цифровыми приборами, в частности,
тахометром, почти невозможно "перекрутить" двигатель сверх
допустимых оборотов, поскольку чётко видно, когда пора
переключаться на следующую передачу. На всякий случай в панель
приборов вмонтирован стрелочный тахометр - от "Жигулей". В
соответствии с техтребованиями установлено спортивное сиденье с
развитой боковой поддержкой, оборудованное четырёхточечными ремнями
безопасности. В итоге вес автомобиля едва дотягивает до 870 кг.
Кроссовой машине приходиться в основном гонять по бездорожью,
поэтому особое внимание - подвеске. Пружины на "Опель" поставлены
от полноприводной тяжёлой "Ауди 90". Амортизаторами занимался
небезызвестный в автомобильных кругах Володя-амортизаторщик
(этот человек дорабатывает амортизаторы практически всем местным
автокроссменам). Передние стойки усилены и проварены, чтобы
противостоять огромным нагрузкам в кроссе. Колёса используются
13- и 14-дюймовые. Меньшие - в случае использования шин-"сосок" (с
очень развитыми грунтозацепами), большие - для резины марки КХ.
Диски или штампованные, или недавно купленные литые "КиК". "Литьё",
к слову, почти вдвое легче "штамповки".
Вот такой он, автомобиль-чемпион! За внешней
простотой - хитроумные, тщательно продуманные или подобранные
опытным путём решения, позволяющие соперничать на равных с
конкурентами. Почему всё-таки Александр Власюк выбрал для
выступлений "Опель Кадетт"?
- "Опель" привлекает меня "неубиваемостью" двигателя и коробки
передач, доступностью и дешевизной запчастей, а также высокой
ремонтопригодностью. Сейчас даже многие литовцы пересаживаются с
"Фольксвагенов" на "Опели" из-за их доступности. И скоростные
качества этих автомобилей на высоте. Яркий пример - недавнее
выступление на зимнем кроссе моего механика Александра Андрощука.
Человек в первый раз выехал на гонку и сразу занял шестое место.
С прошлого года в распоряжении Александра Власюка оказалось целых
два "Кадетта". Но две машины содержать накладно, и владелец принял
решение расстаться с одной из машин - описанным выше "Опелем".
Желающие приобрести автомобиль трёхкратного чемпиона области могут
обращаться по телефону 776-775.