Калининградские почитатели автоспорта уже привыкли к триумфам на
картинговых трассах своего знаменитого земляка Аниса Жаркова.
Правда, до последнего времени россиянин одерживал свои победы
исключительно в ближнем зарубежье - в Польше и Литве. Как
оказалось, Анису вполне по плечу и гораздо более престижные
турниры.
21-22 апреля в Чехии проводился открытый Кубок "Joka Cup"
по картинговым гонкам, на который были приглашены спортсмены из
трёх стран - Чехии, Словакии и Польши. В этом престижном международном
соревновании и довелось принять участие Анису Жаркову. Выступал
13-летний калининградец за польскую команду WTR ("Wictor Turkievicz
Racing"), поэтому и числился как подданный Польши.
В группе лидеров
Попал Анис в "конюшню" Виктора Туркевича, конечно, не случайно - за
пять лет выступлений поляки по достоинству оценили талант нашего
земляка, пригласив его под свои знамёна. Непосредственно для
калининградца в этом союзе тоже есть немалая выгода - иностранцы
помогают с покупкой конкурентоспособной техники, советуют, какие
выбрать настройки к данной трассе, платят за Аниса взносы за
участие в соревнованиях. Тренер команды даёт разъяснения по
тактике, особенностям ведения гонки и т.д. Всё это приносит
немалую пользу молодому пилоту.
Состав участников в классе машин "Рок Юниор 125", где выступал
Жарков, подобрался сильный. Среди 15 стартовавших были чемпионы
Чехии и Словакии, призёры различных турниров. На пятничных
тренировках Анис постоянно держался в группе лидеров, показывая
первое-второе время. Команда даже расслабилась - отец гонщика Динар
говорит, что поначалу на столь высокий результат они никак не
рассчитывали, мечтали, скорее, не оказаться последними. Так же
уверенно выступил пилот и на тренировке перед квалификацией.
А вот во время квалификации начались неприятности. Выданные
организаторами шины оказались более жестковатыми, плюс ко всему
в команде ошиблись с давлением. Как следствие, резина долго не
прогревалась и хуже держала карт. Уступил Анис соперникам и в
хитрости. На квалификации в картинге лидеры предпочитают
"приклеиваться" к быстрому пилоту и ехать вплотную за ним, улучшая
свои показатели за счёт меньшего коэффициента аэродинамического
сопротивления и выбора оптимальной траектории. Аниса об этом,
конечно, предупредили, но так уж случилось, что чехи и словаки с
лихвой воспользовались неопытностью россиянина. В общем, шестое
время Жаркова после показанных им первого-второго внесло некоторое
уныние в российско-польскую "конюшню".
Напряжённый финал
Оставалась надежда на финальные заезды. Стартовую гонку Анис начал
великолепно - к первому повороту с шестого места прорвался на
третье, но оказался на наружной стороне трассы. По внутренней же
ехали вплотную друг к другу несколько машин, и вышел из поворота
Жарков уже только восьмым. Семнадцать кругов он упорно карабкался
наверх и умудрился-таки добраться до второго места. Но этого ему
показалось мало, и, проезжая S-образный поворот, он принял решение
атаковать лидера. В пылу борьбы, толкаясь боками, претенденты на
"золото" не заметили успевших проскочить мимо них двух пилотов,
двигавшихся позади. Итог дуэли: карт Аниса лишился радиатора в
столкновении, а сам драйвер с трудом удержался на четвёртой
позиции. Его оппоненту с удалось отстоять вторую.
По мнению тренера Аниса, его отца Динара, 13-летнему гонщику пока
просто не хватает умения анализировать ситуацию за рулём "болида" и
предугадывать дальнейшее развитие событий. Перед решающим стартом
пришлось подлатать машину. Новый радиатор любезно предоставила
команда Йозефа Калиша, организатора гонки. Потребовал замены и
жиклёр в карбюраторе, после того как бензин залил свечу зажигания.
И вот - решающий финальный заезд. Анис стартует с шестого места и
сразу попадает в "коробочку" - его карт оказывается меж двух
машин соперников. Тот, кто шёл по внутреннему радиусу, одним
махом отправил Жаркова и его "соседа" на газон. Выбравшись на
трассу, российский пилот оказался на удручающем 15-м месте.
Понимая, что это полный провал, 13-летний картингист сжал зубы и
ринулся в бой.
Это было нечто! Обойдя на каждом круге по два-три оппонента и
показав лучшее время прохождения круга, к финишу Анис
выцарапал-таки себе третье призовое место. При равенстве очков с
одним из поляков, в активе которого также были третье и четвёртое
места в заездах, более высокое место присудили тому, кто оказался
быстрее в финале. "Бронза" Аниса Жаркова - заслуженный успех на
серьёзном международном турнире. И это в классе, где результат в
основном зависит от квалификации драйверов, а машины отличаются
лишь настройками.
Заслуженная победа
Церемония награждения очень напоминала "формульную". Как и
в "Формуле 1", подиум располагался на внушительной высоте от стоявших
внизу зрителей, так что герои заездов были видны всем. Единственное
отличие - юношам не давали призового шампанского. На чешском и английском
языках комментатор разъяснил, что детям алкогольные напитки по закону
запрещены. В качестве призов молодым спортсменам неожиданно вручили
кроссовки (стало понятно, зачем перед стартом у каждого спрашивали
размер обуви), а также моторные масла и жидкость для протирки стёкол
на шлемах.
Анис Жарков на третьем месте (справа)
Динар Жарков остался доволен как результатом сына, так и
особенностями данного класса машин. В "Рок Юниор 125" у всех
одинаковые опломбированные двигатели, вскрывать которые запрещено
под угрозой дисквалификации. Этот класс - мировой, такие машины
участвуют в чемпионатах мира. Наконец, здесь результат напрямую
зависит от мастерства и таланта гонщика. А перед гонкой комиссар
обязательно проверяет омологацию у каждого гонщика на перчатки,
ботинки, шлем и комбинезон - в общем, соревнования эти серьёзного
европейского уровня.
У Жарковых грандиозные планы на нынешний сезон, всё упирается
исключительно в финансы. Сегодня лишь два серьёзных спонсора
поддерживают Аниса - глава развлекательного комплекса "Олимпик"
Николай Талалаев и Олег Быков. Будут деньги - не за горами и новые
победы.