Самый мощный и самый зрелищный класс в автомобильном кроссе
- "полноприводный" "Дивизион 2". Из трёх автомобилей этого дивизиона,
находящихся в Калининграде, два - марки "Мазда 323" - оборудованные
полным приводом и турбонаддувом ещё на конвейере, принадлежат Александру
и Анастасии Артемьевым. А вот Александр Чепелевич пошёл другим путём
- на базе "голого" кузова собственноручно создал уникальный "Фольксваген
Гольф Турбо 4х4". Причём построенная гонщиком-конструктором машина
ничуть не уступает по своим характеристикам "японцам", созданным
целым заводским коллективом.
Двигатель
Самое интересное в "Гольфе" - это двигатель. Изначально
двухлитровый 16-клапанный"фольксвагеновский" агрегат выдаёт порядка
полутора сотен лошадиных сил. По регламенту группы "Д-2" основные
требования к силовому агрегату следующие: рабочий объём не должен
превышать определённого предела, а блок цилиндров стоять от
стандартной машины. Больше - никаких ограничений! Поэтому мотор для
начала оснастили турбонаддувом. Степень сжатия, как и положено
турбодвигателям, во избежание детонации снижена на 2 единицы - со
стандартных 10,5 до 8,5. Турбина - от авторитетной фирмы "Косворт"
("Cosworth"). Давление наддува достигает 2 кг/см2 - это очень
серьёзная величина. Поршни - кованые, изготовленные в Москве под
заказ Московским автомеханическим институтом (МАМИ). Кстати,
количество колец уменьшено - теперь на каждом поршне одно
маслосъёмное и одно компрессионное кольцо, за счёт чего снижаются
потери на трение. Поршневые пальцы использованы от БМВ, под них
подогнаны и шатуны. Коленчатый вал - облегчённый до определённого
предела, чтобы мотор нормально, без противовесов, работал на низких
оборотах. Поршни и шатуны тщательно, с точностью до десятых долей
грамма, подогнаны по массе на электронных весах. Распределительные
валы так повёрнуты относительно друг друга, чтобы двигатель работал
как можно эффективнее.
Газораспределение
На моторе установлен оригинальный привод изменения фаз
газораспределения. Перед соревнованиями или тренировками можно
подобрать нужные настройки. Стандартные шестерни привода
газораспределительного механизма заменены разрезными, позволяющими
более точно выставлять фазы. А вот клапаны оставлены стандартные.
Уже на заводе выпускные клапаны изготовляются с наполнением
натрием, который охлаждает их и предохраняет от чрезмерного
воздействия раскалённых выхлопных газов. Все сопрягаемые с головкой
блока детали обработаны для уменьшения сопротивления движению
топливной смеси. Применён воздушный фильтр пониженного
сопротивления, установленный в таком месте, где он не подвержен
влиянию тёплоты, исходящей от мотора. А выпускная система лишена
глушителей и катализатора.
Место основного радиатора занял интеркулер от "Вольво" - охладитель
наддувочного воздуха. Сжатый турбокомпрессором воздух,
проходя через радиатор, остывает, уменьшается в объёме, и в
цилиндр его удаётся подать в большем количестве. Рядом с
интеркулером - масляный радиатор. А основные радиаторы охлаждения
"переехали" в багажное отделение. Охлаждаются они за счёт
электровентиляторов, принудительно включаемых с водительского
места, дабы не отнимать части мощности мотора на старте.
Недавнее нововведение - 4-дроссельный впрыск, горючая смесь теперь
подаётся в силовой агрегат через 4 дроссельные заслонки вместо
одной. Свечи используются максимально "холодные", платиновые, фирмы
"Бош". Система впрыска топлива применена "мерседесовская". В общем,
в двигателе почти все детали подвергнуты изменениям или заменены.
Теперь, по некоторым оценкам, мощность силового агрегата составляет
около 250 лошадиных сил, а крутящий момент 320 Н*м. Мотор
эффективно работает в диапазоне 3000-7000 оборотов в минуту. На
данный момент - это уже четвёртая модификация двигателя.
Подвеска и кузов
Пожалуй, вторая интереснейшая особенность "супер-гольфа" - задняя
подвеска. Все стандартные рычаги заменены самодельными трубами и
связаны по схеме, аналогичной применяемой на полноприводных
"Маздах". ШРУСы задних колёс - от "Гольфа", передних - от
"Пассата". От последнего же взяты и пружины, и передние рычаги - за
счёт этого колея автомобиля увеличена на 6 см. Для уравнивания
колеи сзади применены проставки.
Четырёхступенчатая коробка передач и раздаточная коробка взяты от
полноприводного "Фольксвагена Пассата". Задний мост - от "Гольфа".
Крутящий момент между передним и задним мостом распределяет
вискомуфта. При пробуксовке передних колёс момент подаётся на
заднюю ось, и машина "гребёт" всеми четырьмя колёсами. Сцепление,
по совету литовских "гольфистов", взято от самого мощного
"Фольксвагена Гольфа" - шестицилиндрового. Тормоза - дисковые на
всех колёсах, правда, невентилируемые - в автокроссе таких вполне
хватает.
В подготовке кузова особых нюансов нет, всё традиционно:
максимальное облегчение до разрешённого техтребованиями предела,
придание максимальной жёсткости. В салоне установлены тахометр,
датчик давления наддува, температуры воды, температуры и давления
масла и вольтметр. Присутствует и сигнальная лампа включения
электровентиляторов обдува радиатора, находящегося в багажном
отделении. Колёса Александр Чепелевич использует кованые, марок К&К
и ВСМПО, а шины - КХ-20, "соски" (для сильной грязи) и НИИШП-Ралли.
За пять лет выступлений единственный в своём роде "Фольксваген
Гольф" довели, как говорится, до ума. Машина крайне редко огорчает
своего хозяина поломками, да и те вызваны тем, что запчасти
приобретаются "бэушные" - новые-то стоят бешеных денег. Зато она
радует очень "весёлым" разгоном - по результатам испытаний на
асфальте скорость 100 км/ч "болид" набирает за 6-7 секунд. На
трассах автокросса автомобиль на равных соперничает с "Маздами", на
счету Александра Чепелевича - множество призовых мест на
соревнованиях в Белоруссии и на российских трассах. При
поддержке лишь одного спонсора - "Калининградской строительной
компании" - нашему гонщику удалось создать уникальный автомобиль, с
которым не стыдно показаться на многих серьёзных соревнованиях.
Сегодня у Александра новые планы, а этот "супер-гольф" выставляется
на продажу. Справки по тел. 57-34-50, 8-902-216-05-33.