9-11 июня литовский автомотоспортивный комплекс "Жемайтия" во
второй раз принимал у себя этап чемпионата Европы по автокроссу.
Более 30 спортсменов из многих стран Старого света съехались в
небольшой городок Плунге, чтобы побороться за зачётные очки
европейского первенства.
Достойный уровень
Литва всего второй раз в своей истории проводит у себя соревнования
столь высокого ранга. Признаться, и в прошлом году организация была
такого же уровня, весь механизм соревнований работал, как швейцарские
часы. В этом году литовцы, у которых автоспорт, можно сказать, в
крови и для которых такая гонка - дело чести, подняли уровень
своего этапа ещё выше.
Ради безопасности зрителей металлическую сетку, по периметру
окружающую трассу, отодвинули в некоторых местах ещё на пару метров
от дорожного полотна. Значительно увеличилось число пунктов питания
и туалетов - около 50 "заведений" были в распоряжении тысяч
болельщиков. При этом на притрассовой территории соблюдалась
чистота, мусорных урн было
предостаточно.
Посетить нынешнюю гонку людей призывало множество
рекламных щитов и объявлений, а на
сайте
литовской автоспортивной федерации
постоянно "маячило" сообщение
о предстоящем шоу. Появилась одна новая трибуна и подновлены остальные
(всего их теперь пять). Кроме того, зрители удобно расположились
на холмах и даже на деревьях.
Полицейские и дружинники были предельно вежливы, но, неустанно
следя за порядком, не позволяли близко подходить к ограждениям.
Повсюду висело расписание заездов, включающее и часовой перерыв на
обед. Это очень удобно для фанатов, которые, точно зная программу,
могут выбрать для себя оптимальное время, чтобы отдохнуть в тени
деревьев или перекусить. По окончании шоу полиция периодически
перекрывала движение на дороге, граничащей с выездом с автодрома,
дабы поклонники автоспорта без особых хлопот могли выехать на
автостраду.
Люди вместо манекенов
Особенно бросилось в глаза, что поход на кросс для литовцев
- это не только возможность посмотреть гонки. Организаторы делают
всё, чтобы гости прекрасно провели свой выходной день, вдоволь попили
пива и наелись различных лакомств. В пятницу и субботу были проведены
концерты и устроен фейерверк. Показ строительной техники был и в
прошлом году, а вот организованная министерством транспорта и полицией
акция по пропаганде пользования ремнями безопасности - это новинка.
Для этого в Плунге привезли два стенда. Один - в виде горки, с которой
съезжает платформа с двумя сиденьями с ремнями безопасности. Двое
"испытателей" мгновенно разгоняются, и через три секунды платформа
ударяется о препятствие. Седоки по инерции летят вперёд, и лишь
спасательные ремни удерживают их тела - наглядный пример работы
системы безопасности. Многие после такого "аттракциона", разумеется,
потирали грудь.
В результате столкновения пассажиры
отправляются в неуправляемый полёт по "салону". Предотвратить его
призваны ремни безопасности
Другое "развлечение" - "Шкода Фабия", вращающаяся
вокруг своей горизонтальной оси с помощью особых механизмов. Четверо
смелых располагаются на креслах, застёгивают самые обыкновенные
инерционные ремни безопасности, и "Шкода" начинает неспешно вертеться.
Очень необычные чувства испытываешь, когда сидишь на сиденье, головой
вниз, а ногами вверх, вися лишь на ремнях. Если б не они, пришлось
бы всем проверить на прочность свою голову. Наверняка каждый из
сотен участников наглядной акции впредь будет пользоваться этими
несложными элементами безопасности.
Литовские власти беспокоятся о безопасности
своих граждан, устраивая такие вот "аттракционы"
для всех желающих
"Жигулисты" потрепали нервы "иномарочникам"
Развлечения - развлечениями, а главное на автодроме - это заезды.
В 2005 году в каждом из трёх "европейских" классов машин набиралось
по 14-15 участников плюс около 10 - в так называемой "гонке
поддержки" (Support Race). А сейчас, видимо, в еврочемпионате
наступает кризис - в классе легковых 400-сильных монстров D1 было
заявлено только 9 пилотов, в баггийных D3 (объём двигателей до 4,0
литра) и D3А (1600 кубиков) собралось примерно по 10
гонщиков.
Зато в национальном зачёте вызвались состязаться 12 отчаянных
сорвиголов. В их числе - хорошо знакомый калининградцам Линас
Килис. Он предпочёл домашнюю гонку поездке в Калининград (у нас в
этот же день проходил второй этап областного чемпионата). Но Линасу
не очень-то везло в Плунге. Против него выступали спортсмены на
"заряженных" третьих "Гольфах", "Опеле Астре", "Тойоте MR2" и
"Жигулях", правда, менее мощных.
"Жигулисты", кстати, вытворяли невероятные вещи - поставив на
"стандартные" "пятёрки" блокировки дифференциала, они с их помощю
изрядно потрепали нервы фаворитам на "Фольксвагенах", периодически
обгоняя детища немецкого автопрома. Говорят, один владелец
"классики" был так удивлён своей победе над иномаркой в субботних
гонках, что по окончании заезда высунулся из машины и показал
проигравшему известную комбинацию из трёх пальцев. Но не всем
так везло - уже в воскресенье пара "Жигулей" влетела в отбойники,
настолько были увлечены погоней их хозяева.
Все шансы на победу имел пилот "Тойоты" Гедиминас Машкаускас,
выигравший предварительные заезды, но в финале Вайдас
Навицкас нашёл брешь в обороне соперника и стал первым,
третьим же стал Виргиниус Гертмонас. Линас Килис завершил гонку
пятым, а приезжавший в Калининград в прошлом году Эдмундас
Скроденис - седьмым.
Европейский "деликатес" для зрителей
Самый главный деликатес дня - невероятные по остроте и динамике
заезды лучших европейских пилотов на самых быстрых в Европе автомобилях.
Один из самых интересных дивизионов, особенно для россиян, - "кузовной"
первый. Три полноприводных монстра оседлали россияне (братья-москвичи
Сергей и Александр Квашнины (два "Рено Клио")), Ашот Ервандян из
Нижнекамска ("Фольксваген Гольф"), три - хозяева трассы литовцы
Паулиус Плесковас ("Форд Пума"), Линас Норкус и Шарунас Гликас (оба
на "Фордах Эскортах"). Компанию этим двум тройкам составили прошлогодний
вице-чемпион немец Хельмут Вильд на "Фольксвагене Поло", чех Ладислав
Брожек на "Форде Фокусе" и латыш Алдис Зебергс на "Тойоте Королле".
Паулиус Плесковас (№ 110) порадовал
литовских болельщиков, завоевав на родной земле второе место
Увы, с уходом из чемпионата прошлогодних звёзд Айрата Шаймиева,
Рустема Минниханова, Ильи Резниченко и других россияне утратили
лидирующие позиции. Вильд выиграл все гонки сезона, не проиграл и
литовскую. Удивил всех Гликас - литовский чемпион впервые сел на
полноприводную машину и уступил непобедимому Вильду в контрольных
заездах лишь 0,3 секунды, став вторым. Между прочим, все 9 пилотов
уложились в 2 секунды на хронометрируемых тренировках - вот это
накал борьбы!
Заезды Д1 - это было нечто. Армада из 9 сверхмощных машин,
"стреляя" из прямоточных глушителей и антилагов, свистя турбинами,
воя моторами, молниеносно пролетала круг за кругом в глубоком
заносе под аплодисменты зрителей. Восторгу толпы не было предела.
Вторым в финальном заезде, после серии обгонов, стал местный пилот
Плесковас, а третья ступень пьедестала оказалась в распоряжении латыша
Зебергса.
Лучшим из россиян стал Ашот Ервандян - в отборочных заездах он
держался в тени, но в финале благополучно довёл свой "Гольф" до
финиша пятым. Александр Квашнин, проводящий первый сезон в
еврокроссе, все свои заезды беспомощно плёлся по трассе (что-то
случилось с его "Рено"). Но он невольно выбил из игры резвого
литовца Гликаса. Хозяин трассы на полном ходу зацепил "Клио"
москвича, и в финале зрители его не увидели. Россиянин благополучно
приполз к финишу на 8-м месте, взяв 9 зачётных очков. Его брат
оказался на ступень выше - Сергей на равных боролся с иностранцами
за второе-третье места, но в середине решающего заезда и его
"Рено" подкосили технические проблемы.
Старты багги вышли интересными и острыми. Например, первый заезд
"больших" (класса Д3) машин откладывался трижды, ибо каждый раз
кто-нибудь совершал фальстарт. Только на четвёртый пилоты поехали
веселить публику. А многие гонщики переоценивали свои возможности и
"целовались" с отбойниками, порой калеча свои самодельные аппараты.
В классе маленьких багги выступал единственный россиянин Александр
Фалеев. Увы, особыми успехами москвич пока похвастаться не может. В
отборочных заездах Александр ехал третьим, но оступился в финале,
зацепил отбойник и стал лишь девятым. Будем надеяться, на домашних
гонках, которые пройдут в конце августа в Дмитрове и Казани,
молодой пилот попадёт на подиум.
Уезжать с большого автогоночного праздника очень не хотелось,
и многие давали обещание вернуться сюда через год.