Калининградские спортсмены приняли участие в ежегодном трофи-рейде
«Ладога-2006», который по традиции проходил на территории Ленинградской
области и Карелии с 3 по 11 июня.
Уже слегка «подрихтованный» «боевой»
аппарат преодолевает водное препятствие
«Ладога» - крупнейший в мире трофи-рейд. Уровень организации самих соревнований, конечно, не сопоставим с тем, на котором проводятся подобные мероприятия в Калининградской области или странах ближнего зарубежья. Да и задания здесь отличаются особой сложностью. Поэтому, как правило, на «Ладогу» приезжают одни из лучших экипажей мира, хотя теоретически в этих состязаниях может принять участие каждый. Нынешнее мероприятие, оказавшееся юбилейным, десятым, собрало 264 команды из 20 стран.
Александр Узенберг, неоднократный участник трофи-рейда, рассказал нам о подробностях «ладожских» соревнований в этом году и поделился с корреспондентом «Авторынка Калининграда» своими впечатлениями.
Корр.:
Александр, как долго Вы готовились
к этим соревнованиям?
А.У.:
В прошлом году у меня был автомобиль
«Ниссан Патрол»: не сказать, что плохая машина, но не все «рейдовые»
нагрузки оказались ей по силам. Поэтому, полагаясь на опыт Виталия
Наварича (моего партнёра по прошлогодней «Ладоге») и на «неубиваемость»
его «Рейндж Ровера», я решил построить аналогичный «боевой» аппарат.
Искали мы автомобиль для постройки долго, и по-настоящему старт для нас начался за месяц до официального открытия мероприятия, в гараже, где мы «колдовали» над стандартным «Рейндж Ровером», превращая его в более мощную «боевую» машину. Мосты и колёса установили от грузового варианта «Рэйндж Ровера», а багажник отрезали, превратив автомобиль в пикап. Рядом с машиной приходилось буквально ночевать. Последний винт закручивали уже на пароме «Калининград - Санкт-Петербург». И даже за час до старта меняли пружины, приваривали необходимые элементы, отлаживали электронику.
Уже на соревнованиях поломки преследовали нас
с самого начала. Ещё не проехали и километра, как у автомобиля начало
ломаться всё, что только можно. Мы просто не успели его как следует
обкатать, заменить в нём всё, что слабо сработано, привыкнуть к
новой технике и, в итоге, заставить его ездить. К сожалению, у меня
не было в запасе лишнего месяца, всё делалось, как это принято в
России, в последний момент.
Днём отламываем, а ночью прикручиваем
Корр.:
А добрались-то без проблем?
А.У.:
Таможню мы прошли успешно. Водная
часть путешествия была довольно приятной, а вот на суше не обошлось
без приключений. В Псковской области лопнули колёса прицепа, на
котором стояла одна из боевых машин. Пришлось менять их ночью под
проливным дождём. И что любопытно, если подобная авария случается
в России, то, как правило, оказывается, что ближайший пункт, где
можно купить колесо, находится километрах в пятидесяти от места
аварии.
Конечно, о таких марках резины, к которым мы здесь привыкли, в Псковской области даже и не слышали. Отечественная резина там стоит дороже импортной, и, как выяснилось, неспроста. Мы купили российскую и не пожалели: она «дожила» до Калининграда, а зарубежная, которую не меняли, на обратной дороге лопнула.
Корр.:
Расскажите о технических и организационных
моментах этого мероприятия.
А.У.:
Как и всегда, торжественное, официальное
открытие трофи-рейда проходило на площади перед Исаакиевским собором
(там же, кстати, подводят итоги). На этот раз регистрация участников
из-за большого их количества длилась целых три дня. Она включала
в себя технический контроль, правильность подготовки боевой машины
в соответствии с её категорией и классом, контроль системы безопасности
автомобиля и обязательных носителей рекламы.
У калининградцев всегда была уха
из свежепойманной рыбы
Корр.:
А что особенного было в условиях
этих соревнований?
А.У.:
Экипажи разделились на традиционные
категории: «Туризм», «Спорт», «Прототипы», «Рейд» (к последней,
кстати, относится наша команда). Как утверждают участники и сами
организаторы соревнований, «Рейд» - самая сложная категория. В командном
зачёте приходилось не только бороться, но и тащить всех за собой.
Как правило, каждая команда в категории «Рейд» имеет две боевых машины. Старт зачитывается по первой, а финиш - по второй. На этот раз у калининградцев было два аналогичных автомобиля: наш и Виталия Наварича. Их сопровождала запасная группа штурманов. Кроме членов экипажей, с нами было ещё 4 человека, в том числе девушка - наш незаменимый и бессменный повар, врач, организатор лагеря и маршрутный штурман. В свободное время она даже умудрилась наловить рыбы и приготовить из неё блюдо. Вообще, всех поразила организация нашего лагеря. У нас был свой горячий душ и шикарные обеды каждый день. Это очень важно, особенно когда ты вечером еле живой доползаешь до места лагеря. Тут вспоминается фраза, адресованная одним из участников своему товарищу: «Ну что, машина отпустила тебя помыться?».
Протяжённость трассы составила 1300 км вокруг Ладожского озера. В этом году джиперы двигались против часовой стрелки, и им предстояло преодолеть 11 спецучастков.
Организаторы, конечно, постарались, отобрав традиционные «убойные» места и препятствия, но и они были заметно удивлены тем, какие суровые коррективы внесла в их «коварные» намерения погода. Дело в том, что воды на трассе на этот раз было больше обычного. В речке Укса она, например, поднялась до полутора метров в низинных поймах по сравнению с обычным уровнем в 60 см. На размытых трассах было много грязи. Случилось даже так, что машина вроде как на ровной дороге почему-то отказалась ехать. А на самом деле это просто капот упёрся в большой камень, «удачно замаскированный» грязью и скрытый от глаз джиперов.
В общем, расслабляться нам не приходилось. Основная борьба в нашей категории шла между первой четвёркой лидеров, наш экипаж принимал в ней непосредственное участие. В этом году, как и в прошлом, мы пришли четвёртыми, но результаты эти на самом деле несопоставимы.
Трасса была гораздо сложнее, и, кроме того, на
этот раз в нашей категории соревновалось 20 команд, которые представляли
сильнейшие спортсмены, а в прошлом их было всего 7. Кстати, к чести
участников трофи-рейда, они так напрактиковались в прохождении болот,
что для многих всё это уже не представлялось серьёзным препятствием.
Организаторы даже поговаривают том, что нужно придумать что-нибудь
покруче.
Команда калининградских джиперов
после награждения немногих, доехавших до финиша трофи-рейда «Ладога-2006»
(слева направо): Максим Литвинов, Виталий Наварич, Алексей Давыденко,
Юрий Власюк (внизу), Сергей Кулдо, Сергей Дронь, Надежда Пашкевич,
Александр Узенберг
Корр.:
Какие участки трассы и моменты рейда
больше всего запомнились?
А.У.:
В первый день из 50 машин «туристов»
вышли из строя все, кроме трёх. К концу соревнований дошли до финиша
только 3 или 4 «прототипа», в нашей категории - 10 машин и 5 команд.
А финны, занявшие второе место, одну из машин вообще волокли на
буксире.
День на четвёртый или пятый наш «Рейндж Ровер» упал с невысокой скалы с высоты примерно 8 метров и, сделав сальто в воздухе, лёг на бок. Нас спас каркас безопасности. Любопытно, что перед этим мы успешно форсировали водопады и преодолели гораздо более крутой скальный подъём высотой 60 метров!
Один из этапов соревнований, офф-родное кольцо, - это местность, сохранившая следы русско-финской войны: там всюду окопы, метры натянутой колючей проволоки, «бесхозные» ящики с патронами. В прошлом году мы преодолели этот спецучасток за 16 часов, а в этот раз – всего за один.
Очень сложный и красивый отрезок трассы представляет из себя трёхметровой ширины гребень между двумя озёрами. На него вообще едва помещается автомобиль, а в этом году здесь впервые за историю трофи-рейда никто не упал.
Вообще, что касается местностей, по которым походила трасса, дорог там нет по определению: только скалы, валуны и деревья. Но природа, конечно, изумительная.
Ещё одно интересное место - «Тропа пьяного лесоруба». Нужно было преодолеть вырубку в заболоченном месте, где пни торчат на расстоянии 20-30 см друг от друга, а потом ещё холм, грязь и камни...
И всё это при том, что в нашей комплектации «Рейндж Ровера» почему-то не была предусмотрена одна блокировка. Кто-то из московской команды даже пришёл в ужас, когда узнал, что мы на одном мосту проехали всю трассу!
Однако, несмотря ни на что, машина всё-таки дошла до финиша. Правда, из-за неожиданного падения потеряли при этом 40 минут. Впрочем, на результатах это не сказалось. Мы уже тогда были четвёртыми, разрыв между нами и последним игроком первой тройки составлял от 12 минут до полутора часов.
Корр.:
А чем вообще «Ладога» отличается
от подобных соревнований?
А.У.:
«Ладогу» от других соревнований,
проходящих в более лёгких условиях, отличает особый дух взаимовыручки,
который распространяется даже на соперников. К примеру, от последнего
лидера первой тройки мы отстаём всего на час двадцать. Вдруг смотрим:
стоит экипаж, у них лопнула камера. Отдали им свою, а вскоре «разулись»
сами. Потеряли на этом 40 минут. В итоге наш результат получился
не таким хорошим, каким мог бы быть.
Тем не менее оставить соперников на произвол судьбы было бы неправильно, ведь застрять в лесу, в 1200 километрах от цивилизации, - в этом приятного мало. Конечно, за ребятами выслали бы спасателей, и в течение двух суток потерпевших вместе с машиной доставили бы в лагерь. Но если учесть, что на трассу участники обычно отправляются налегке, зачастую даже не взяв в дорогу и банки тушёнки, то любой, оказавшись в подобной ситуации, молился бы на человека, поделившегося с ним запасной камерой.
Я ещё раз убедился в том, что «Ладога» - это не просто спорт в чистом виде, а скорее, испытание для сильных духом людей. Это восемь суток адского труда и терпения.
Вообще, рассказывать о «Ладоге» можно часами. А если в нескольких словах, то уважающий себя спортсмен просто обязан пройти это испытание.
Корр.:
Почему один из самых солидных трофи-рейдов
проводится именно на Северо-Западе России?
А.У.:
У организаторов-энтузиастов, в частности,
Юрия Овчинникова, большой опыт в этом деле. Для сравнения: в Казахстане
тоже проводятся десятидневные трофи-рейды, но там трассы легче и
всё гораздо цивилизованнее.
Вообще, в России соревнования для внедорожников проходят каждые выходные. В Польше и Литве – тоже достаточно часто, но нам это не очень интересно, поскольку там уровень для нашей техники слишком слабый. Что-то более солидное у соседей бывает реже. Например, поляки проводят 36-часовые беспрерывные гонки, и, хотя препятствия там не слишком серьёзные, участвовать в таких состязаниях всё же тяжело.
Надо заметить, что в нашей стране организаторы стараются заставить участников не просто преодолевать препятствия, а при этом ещё и думать. А вот в Польше нужно просто тупо ехать. Там трассу обозначают ленточками, чтобы пилот не заблудился, а если ленточку по какой-то причине повесить нельзя, туда поставят человека с флажком, который укажет, куда ехать. Поэтому сами поляки, участвуя даже в калининградских офф-роад-мероприятиях, порой приходят в ужас.