29 июля на Северной горе прошло первенство на Кубок губернатора.
В нём приняли участие гости из ближнего зарубежья. В их числе -
59-летний ветеран из Литвы Альгис Шеркшнас и мастер спорта международного
класса, чемпион Белоруссии Александр Гируть.
По традиции организатор гонок - РОСТО - разделил спортсменов на следующие группы по кубатуре двигателя: 80 куб.см, “Свободный” (125 и выше), “Хобби” (непрофессионалы). Таким образом организаторы сэкономили время и сделали заезды более зрелищными, ведь на старт каждого “взрослого” класса вышло по 10 и более человек. Глаза просто разбегались при взгляде на трассу. На всех её участках одновременно что-то происходило.
“Фишкой” этих соревнований стало то, что в “свободном” классе, фактически объединяющем спортсменов на технике трёх различных групп мощности, был впервые объявлен общий зачёт. Это означало, что, к примеру, обладатели “стодвадцатьпяток” могли вообще не выходить на старт, разве что для собственного удовольствия. Ведь состязаться в таких условиях - всё равно что пытаться обогнать “Мерседес” на “Запорожце”. Поэтому треть спортсменов в объединённом классе вообще не вышли на старт во втором заезде.
Настоящая борьба за первое место в группе профессионалов развернулась между местной гордостью Александром Наумовым и титулованным гостем, его тёзкой Гирутем. Не менее жаркой была схватка за другие призовые места, в которой активно участвовали два Сергея: Григорьев и Вишневский. На третьем, почётном, месте, подвинув ненадолго лидеров, в течение первого заезда успели побывать: молодой гость из Литвы Арвидас Енкус, Михаил Сарокулов и Сигитас Веспендерас (двое последних обошли самого Григорьева, чемпиона предыдущего кросса, состоявшегося в Гусеве).
Артём Балдаев, шестнадцатилетний юноша из Советска,
на своём 125-кубовом мотоцикле умудрился втиснуться между “монстрами”
Гирутем и Наумовым, которые носились, естественно, на более мощной
технике. Последний упал, не вписавшись в поворот, но через несколько
секунд, поднявшись, как ни в чём не бывало продолжил гонку. Александр
выиграл два заезда и стал победителем в “свободном” классе.
Александр Наумов сквозь клубы пыли
рвётся к победе
А вот с призовыми местами расклад менялся. Сначала вторым пришёл Гируть, а за ним - Григорьев. К концу второго заезда у титулованного белоруса вышло из строя сцепление. Мотоцикл упал, а хозяина швырнуло на склон. Балдаев тоже попал в завал. К финишу спортсмены пришли в традиционном для местных гонок порядке: Наумов, Григорьев, Вишневский.
В этом заезде случилась поломка и у Енкуса. Арвидас в сердцах пообещал больше не гонять на Северной горе. В этот день из-за недостаточно подготовленной трассы, обилия камней и ям, многие повредили технику. Падения происходили повсеместно, причём грохались наземь даже довольно сильные мотокроссмены. Белорусы после гонок жаловались мне, что узкая трасса не позволила им, да и многим их соперникам, проявить себя во всей красе. Обгонять лидеров в таких условиях можно, только съезжая на обочину, то есть рискуя здоровьем и техникой. Идеальная ширина гоночного полотна - 6 метров. Именно таким оно было ещё год назад, но сегодня трасса частично заросла травой.
Немного жаль, что перспективный гусевец Юрий Яйцов, блестяще дебютировавший на последнем кроссе в своём родном городе, не смог попробовать свои силы наравне со «звёздным» составом. За неделю до гонок на тренировке спортсмен повредил ключицу.
Из мотокроссменов, состязавшихся в классе “хобби”, особенно хочется отметить Александра Новикова, гонявшего на «древнем» и довольно дряхлом CZ. В первом заезде он на короткое время стал лидером, но вскоре сошёл с трассы, а во втором вообще не доехал до финиша. К месту стоянки мотоцикл ему пришлось катить вручную, помогал маленький сынишка. Но Александр не потерял присутствия духа, а свою неудачу объяснил так: “Сегодня на трассе нет моей жены, меня некому вдохновлять!” Напомню, что CZ - мотоцикл почти «доисторический», на таком в наше время гоняют те, кто не в состоянии приобрести более дорогую и современную австрийскую или японскую технику. На подобных же “росинантах” CZ на губернаторских гонках рассекали ещё двое: Игорь Хильманович из Советска и Сергей Бесчеревных из Багратионовска.
Лидером первого заезда стал Альгис Шеркшнас, за ним пришли Юрий Сарокулов и Аркадий Бусыгин. Во втором победителем стал Андрей Никаноров, второе место досталось Бусыгину, третье - белорусскому ветерану Петру Климашевичу. А Хильманович, у мотоцикла которого во время заезда забарахлил мотор, всё же вернулся на трассу и до самого финиша боролся с Сарокуловым за четвёртое место.
На пьедестале спортсмены этого класса расположились в таком порядке: Андрей Никаноров, Аркадий Бусыгин, Юрий Сарокулов.
Чтобы не обижать “стариков”, уже в последнюю минуту организаторы решили устроить им отдельный зачёт. Победителем и призёрами стали Пётр Климашевич, калининградец Михаил Бакин и белорус Михаил Василец.
Победителем в классе 80 куб.см стал, как и ожидалось, Владислав Хрущёв, который уверенно гонял по родной трассе. Только один раз в первом заезде ненадолго Герман Бусыгин и Виктор Наумов задвинули лидера на третье место, да и то только потому, что тот упал на сложном повороте.
Во втором заезде Герману очень не повезло. Он завалился с мотоциклом, из-под которого не мог самостоятельно выбраться. Ему на помощь, бросив свою машину, кинулся Витя Наумов, но, убедившись в том, что помочь не сможет, продолжил гонку. Как выяснилось впоследствии, мальчик сломал руку. На гонках в Балтийске на следующий день он был уже только зрителем, болел за отца.
Вторым в этом классе стал Витя Наумов, а третьим Андрей Чесноков.
Малышам, обладателям 50-65 кубовых мотоциклов, дали по два заезда. Участие принимали трое ребят: “ветеран” Паша Можайский, которому уже почти девять, шестилетний Максим Штыцер и новичок - пятилетний Денис Лияскин из Гусева. Именно в таком порядке они финишировали и оказались на пьедестале.
Вот что любопытно. На финальном построении почему-то не был назван призёр Кубка губернатора. Насколько я понимаю, соревнования в любом виде спорта, в ходе которых разыгрывается награда первого лица страны, области или города, предполагает наличие команд. Они-то и становятся призёрами. Нынешний губернаторский мотокросс включал в себя только личное первенство, в спортивной жизни региона это, несомненно, нововведение.
Нарочно выискивать недостатки и огрехи в проведении какого-либо спортивного мероприятия - дело неблагодарное. Однако без досадных неприятностей не обходится, увы, ни одно большое и хорошее дело. Во-первых, вопреки правилам о проведении мотокросса, на трудных участках трассы почему-то никто из наблюдателей не поднимал жёлтого флага над упавшими спортсменами. Учитывая массовость заездов и частоту падений в этот раз, только благодаря случайности не произошло наезда соперников на лежащих спортсменов. Во-вторых, публика, как обычно, перебегала трассу, где ей вздумается во время заездов, и этому никто не препятствовал. В-третьих, трасса, несмотря на работу поливальной машины, всё-таки была очень пыльной. Управлять мотоциклом в таких условиях небезопасно и вредно для здоровья. Надеюсь, что в следующий раз организаторы учтут эти замечания.