Вот уже шестой год каждые выходные июля литовский курортный
городок Паланга становится местом паломничества всех любителей кольцевых
автомобильных гонок. Здесь проводится уникальное соревнование –
«Horn Grand Prix 1003 km». Более чем 40 экипажам необходимо преодолеть
1003 километра дистанции, проложенной по дорогам общего пользования.
От «Субару» до «Лады»
Трасса длиной около 3 км включает в себя несколько прямых участков, поворотов разной крутизны и мост-развязку, где гонщики с моста выруливают по ниспадающему повороту-дуге. А потому необходимо очень хорошо чувствовать автомобиль. Многие повороты окружают бетонные глыбы, так что ошибка тут дорого обойдётся.
Болельщиков ближе двадцати метров к трассе не подпускают - за этим тщательно следят многочисленные полицейские. Но гонки и так видно неплохо. Для зрителей здесь есть почти всё: многочисленные палатки с напитками и закусками, лоток с сувенирами на гоночную тематику, специальные билеты в VIP-сектор, различные развлечения – от тира до душераздирающих прыжков с высоты 60 метров на резиновой верёвке. На огромном мониторе в прямом эфире транслируют самые интересные моменты гонки в разных уголках трассы. Параллельно с заездом проходит конкурс красоты – «Мисс Horn Grand Prix». А вообще, гоночная программа включает в себя 4 дня (со среды по субботу), в которые проходят показательные гонки, тренировки, квалификации, представления команд, соревнования по дрэг-рейсингу, а вечером – концерты местных музыкальных коллективов и фейерверки.
Презентация команд – процедура достаточно красочная. В пятницу, накануне гонки, на центральной площади Паланги поочерёдно вызывают представителей команд, награждают их кубками за лучшие времена круга и рекорды прохождения трассы, коротко рассказывают о достижениях гонщиков и их автомобилях. Затем колонна гоночных и просто экзотических автомобилей с воем клаксонов и под аплодисменты зрителей проезжает по городу обратно на трассу. Вдоль маршрута движения выстраивается живой тоннель любопытных.
Интересен формат самой гонки. Сперва – два «прогревочных» круга за автомобилем безопасности, затем - старт с ходу. Как и следовало ожидать, никто не стал «ломать дров» на старте – это ни к чему, когда впереди ещё 337 кругов. 40 автомобилей растянулись на 200 с лишним метров – потрясающий вид! Разумеется, на каждой машине поочерёдно ехали разные люди – число пилотов варьировалось от 2 до 5. Через 3 круга начались обгоны лидерами «круговых» - то есть отставших на круг. Пелотон возглавили 4 новеньких «Порше 911». Вообще, участвующие автомобили собраны со всех уголков Европы и даже других континентов. «Субару Импреза», «Мицубиси Лансер Эволюшн», «Тойота Супра», «Шевроле Камаро», «Опели Астра», целая туча «Фольксвагенов», «Хонд» и БМВ, трио открытых автомобильчиков.
Трудно поверить, но даже продукт российского автопрома вышел на старт – «Лада 21103», с форсированным до 180 сил 1,6-литровым 16-клапанным двигателем. Это дилер АвтоВАЗа продвигает таким образом российские авто. «Десятки», рассказали мне сотрудники команды, правда, продаются с трудом, а вот кормит дилера в основном «старушка» «Нива». Если легковушки лишь немного дешевле корейских машин, то «Нива» - вне конкуренции на рынке джипов, ведь «иностранцы» из дальнего зарубежья дороже в 2-3 раза. Увы, по иронии судьбы, российский автомобиль сошёл первым из стартовавших в гонке, преодолев только 23 круга. Но ехал очень быстро – в районе 25-го места из 40 машин. Кстати, на прошлогоднем марафоне стартовала заводская команда ВАЗа – на автомобилях-прототипах «Лада Революшн» и взяла 2-е место в абсолютном зачёте.
Аж дух захватывало!
«География» участников впечатляет. Приехали пилоты из Германии, Финляндии, Латвии, Эстонии, Литвы. Даже российский «кольцевик» заявился – Эмиль Сильдос из Москвы выступил на «Порше 944» литовской команды, но через 50 кругов немецкий спорткар, что называется, «приехал». Кстати, количество сходов было невелико – не более 10. И это при значительной форсировке двигателей автомобилей. Например, «Порше» на прямых летали со скоростью примерно 220 км/ч. Несмотря на наличие специальных воздуховодов к тормозным механизмам, у некоторых тормозные диски раскалялись докрасна, эффектно светясь при пасмурной погоде.
Через несколько кругов после старта началась «головоломка» – автомобили смешались, все друг друга обгоняли, и сам чёрт сломил бы ногу в хитросплетении болидов. Дух захватывало, когда на бешеной скорости «Порше» обгоняли «малявок» типа «Тойоты Ярис» или «Хонды Цивик» целыми пачками, по 3-5 автомобилей, и при этом машины не сталкивались. Правда, под конец соревнований два 911-х разбили-таки. И на третье место взобрался «Луэго Кит Кар» - смешной открытый автомобильчик. Четвёртым стал «Лансер Эво IX», пятым – новейший «Сеат Леон» в хищном обвесе. Шестой сенсационно финишировала «Тойота Ярис» с моторчиком объёмом всего 1,4 л. Всё дело в том, что расход бензина у крохи в разы меньше, чем у прожорливых соперников, и на дозаправки мини-кар заезжал очень редко – в отличие от тех же «Порше» или БМВ. Так «япошка», стоящая тысяч 20 евро, «сделала» 50-100-тысячных оппонентов.
Впечатлений от гонки много, всё рассказать в рамках одной статьи невозможно. Лучше самому всё увидеть – на «Horn Grand Prix 1003 km» 2007 года. Благо, от Калининграда до трассы – всего 150 километров.