С 21 августа по 3 сентября в нашей области проходил первый
этап всероссийской операции «Автобус». О результатах рейда газете
«Авторынок Калининграда» рассказал Сергей Кульбеда, начальник отдела
технадзора, дознания и административной практики областной Госавтоинспекции.
Сергей Николаевич подчеркнул, что в ходе операции инспекторы ГИБДД проверяли как техническое состояние работающих на линиях города и области автобусов, так и выполнение ими ПДД и правил перевозок пассажиров. Типичным нарушением для маршруток (и ни для кого это уже не секрет) является перевозка стоящих пассажиров. И здесь в погоне за длинным рублём водители некоторых «микриков» били все рекорды, запуская в салон по 7, 10, а то и 12 таких «сгорбленных столбов»! Этим частным перевозчикам на дорогах закон не писан – выполняют поворот налево с крайней правой полосы, подрезая «соседей», высаживают горе-пассажиров где ни попадя, да и баранку крутят не 8 часов, как это положено по норме, а гораздо дольше... Так, один из водителей «скоростного транспорта» находился за рулём с 6.40 до 21.25, то есть почти 15 часов! Естественно, надеяться на внимательность такого «извозчика» не приходится.
Кстати, в некоторых маршрутках есть интересные таблички вроде «Остановок «здесь» и «тут» нет», «Число погибших в аварии равняется количеству сидячих мест» и т.п., однако, к сожалению, подобная сознательность – скорее исключение из правил.
С.К.:
Все эти нарушения значительно увеличивают
риск ДТП – в опасности и пассажиры, и другие участники движения.
А если водитель применит экстренное торможение? Или произойдёт авария?
Страшно представить, что будет с теми, кто решился ехать стоя –
о чём они только думают?!
Корр.:
И какое наказание ожидает этих нарушителей?
С.К.:
Общий разбор этих ситуаций был проведён
областной автоинспекцией совместно с мэрией – пригласили водителей
автобусов и их руководителей. Кто-то отделался предупреждением,
а кому-то придётся заплатить штраф. Правда, суммой в 50-100 рублей
никого не напугаешь. Как тут не говорить об ужесточении административных
мер...
Сергей Кульбеда сообщил, что не лучше обстоят дела и с большими автобусами. Например, водитель «Гурьевских линий» ездил по городу с недействительным удостоверением, выданным в одной из стран ближнего зарубежья, а за «штурвалом» автобуса ООО «Балтавтолайн» сидел и вовсе «бесправный» шофёр. Объяснение последнего было похоже скорее на детский лепет: мол, забыл документы у диспетчера. Кое-кто из попавших в «сети» ГИБДД ранее задерживался за уклонение от медосвидетельствования и за управление транспортным средством (хоть и легковым) в нетрезвом виде. И где гарантия, что очередное лихачество такого «рулевого» где-нибудь на аховом городском перекрёстке или на проблемнейшем эстакадном мосту не будет подогрето алкоголем и не станет причиной аварий и жертв?
Проверка технического состояния общественного автотранспорта тоже заставляет задуматься. Почти половина автобусов выезжают на линию города и области с каким-нибудь «маленьким» «но» – неисправна рулевая, тормозная или выхлопная система, не работают световые приборы, отваливается колесо и т.п. Сергей Кульбеда проиллюстрировал это следующими цифрами: ИП Скиба – запрещены к эксплуатации 18 из 37 осмотренных автотранспортных средств, то есть 48,6%, ООО «Тотем» – 20 из 43 (46,5%), «Гурьевские линии» - 8 из 19 (42%). В этих случаях составлялся административный протокол – и на водителя, и на механика, ответственного за выпуск автобуса на линию. В отношении этих предприятий ГИБДД вынесла представления, которые будут рассматриваться мэрией и управлением по автодорнадзору.
Корр.:
Сергей Николаевич, в чём, по-Вашему,
причина такого состояния автотранспорта и как с этим бороться?
С.К.:
А кто у нас занимается пассажирскими
перевозками? Частники. Это значит – есть пакет документов, есть
автобусы, а элементарной смотровой ямы нет. Большинство предприятий
арендуют производственные базы, на которых транспорт может пройти
проверку, но и там зачастую не хватает мест! А в ситуации, когда
владельцы – одни, водители – другие, нет никакой ответственности!
Вот и гонит лихач на маршрутке по трамвайным путям, чтобы набрать
пассажиров побольше и денег заработать – и так изо дня в день. Какое
тут рулевое управление выдержит! И текучка кадров опять же... Возможно,
если бы транспорт был муниципальным, ситуация была бы лучше. Мы
со своей стороны каждый месяц проводим проверку общественного автотранспорта
и настоятельно рекомендуем руководителям увольнять недобросовестных
водителей.
Корр.:
Когда планируется второй этап проверки?
С.К.:
Второй этап операции «Автобус» начнётся
18 сентября и продлится две недели. После 1 октября можно будет
говорить о результатах в полном объёме.
Итак, первая волна гибэдэдэшных проверок показала, что общественный автотранспорт небезопасен для горожан вдвойне, находись они в салоне маршрутки или переходя проезжую часть. Пассажирские автобусы – такие же участники «броуновского движения» на наших дорогах, как и любой другой транспорт. Брошюрка с ПДД, как неинтересная и порой недочитанная книга, заброшена в старый сундук. На улицах царит хаос.