Автогонки в Таураге прошли «под диктовку» наших спортсменов
1 октября в литовский город Таураге пожаловали сразу восемь калининградских автогонщиков. Россияне приехали попробовать себя в «сильном» автокроссе.
В классе «Жигулей» стартовали Андрей Горяинов, Владимир Тарасов,
Сергей Луценко, Дмитрий Наумов, Александр Артемьев и Виталий Фёдоров.
В другом классе – двухлитровом – выступили Павел Козленко на «Фиате
Бертоне», Артём Мачуленков на «Сеате Ибице» и бронзовый призёр «Янтарного
кольца - 2006» Фёдор Вальтер на «Мазде 323».
Фото Владимира
Сепаненко
Хотели как лучше, а получилось как всегда
Именно такая ситуация сложилась в нынешнем году в автокроссовом
чемпионате Литвы. Спортивные чиновники в соседней республике постоянно
ужесточают требования к защитному оборудованию гоночных машин. Постоянно
увеличивается диаметр труб, из которых сварен каркас безопасности
«болидов», на экипировку и каркасы необходимо иметь дорогостоящую
омологацию (то есть подтверждение Международной автофедерации о
высоком качестве этого оборудования). Понять цель организаторов
автогонок нетрудно – обеспечить как можно лучшую безопасность пилотам
в случае аварий. Но обратная сторона медали в том, что автокросс
перестаёт быть доступным многим желающим. Простенькие «Жигули»,
соответствующие требованиям нынешнего первенства, уже стоят более
5 тыс. евро – что уж говорить о навороченных иномарках? Поэтому
чемпионат нынешнего года «развалился» буквально на глазах – в каждом
классе выступали по 3-7 пилотов, и смотреть зрителям было не на
кого. Остальные объявили бойкот.
Фото Сергея Степанова
Андрей Горяинов и Дмитрий Наумов
возглавляют заезд
Чтобы хоть как-то спасти ситуацию, энтузиасты автоспорта из двух спортклубов города Таураге – «Gralis» и «Jura» – устроили так называемые любительские соревнования. Никто не смотрел на омологацию – был бы сваренный на совесть каркас, надёжные ремни безопасности и прочие элементы обеспечения здоровья гонщика в случае «краш-теста». Организаторы не прогадали – любители скорости и спортивной борьбы понакупили такого автохлама, что при виде его становилось жутко. Латаные-перелатаные, гнилые и мятые «Пассаты», «Кадеты», «Гольфы» – зато по смешным, часто символическим ценам. Как выяснилось позже, внешность этих «ветеранов» была обманчива – их моторы и коробки передач были вполне «живыми». Наряду с «бедными» любителями выступили и спортсмены на омологированных «болидах» – «Опеле Астре», нескольких «Жигулях» и других немногочисленных авто. Эти «жигулисты» соревновались в категории «ВАЗ-1600 Профи». В финале к пяти «профи» присоединились пятеро лучших «любителей-калининградцев».
«Любители» соревновались профессионально
Несмотря на клубный статус гонки, борьба за призовые места
была столь же горячей, как и в «полноценном» чемпионате Литвы. Да
и трасса была в превосходном состоянии. В этом году на стартовой
прямой Таурагской трассы уложили асфальт – чтобы не было споров
и возмущений, что кому-то досталась лучшая дорожка. Периодически
на автодром выезжали грейдеры и уравнивали покрытие, разбитое мощными
грунтозацепами кроссовых машин. Не забывали организаторы и поливать
дорожку – пыль не мешала пилотам и зрителям. Расписание соревнований
не нарушалось, пострадавшие в боях «болиды» эвакуировались быстро,
комментарии велись на литовском и русском языках – претензий к организаторам
не было.
Фото Владимира
Сепаненко
Трудно поверить, но после головокружительного
переворота этот древний «Пассат»,
изрядно помятый, поехал дальше
Поддержать «своих» пилотов приехали болельщики из Калининграда – на двух автобусах и нескольких легковушек. По всей трассе ходили фанаты с огромными российскими флагами, всюду звучала русская речь. И гонщики оправдали ожидания группы поддержки. Быстро освоившись с довольно сложной скоростной трассой, россияне выступали наравне с местными асами. Дмитрий Наумов в квалификации и вовсе опередил добрый десяток литовцев, показав лучшее время. На пути к финальным заездам предстояли отборочные. Не всем повезло в равной степени, у некоторых спортсменов возникли технические трудности. На «пятёрке» Виталия Фёдорова «умерло» сцепление, но он не очень-то горевал: «Дело в том, что наши, гурьевские гонки короче, а здесь нужно проехать намного больше кругов – вот сцепление и не выдержало. Трасса мне понравилась, организация соревнований – тоже, так что в дальнейшем будем выезжать на литовские гонки. Вообще, ими я увлёкся не на шутку». Александр Артемьев не смог избежать столкновения с резко развернувшимся прямо перед ним оппонентом, после чего вскоре возник пожар под капотом «Жигулей». Из-за этого даже остановили заезд – на трассу выехала пожарная машина, но гонщик успел сбить пламя землёй. Это случилось во втором полуфинале, а в первом Александр достойно боролся с литовскими «любителями» и финишировал в первой пятёрке.
«Преголь-ладовцы» были в ударе
Зато кто был на высоте в этот день, так это калининградская команда «Преголь-Лада». Все четверо благополучно стартовали в финале вслед за пятёркой профи (они выступали на более модифицированных ВАЗах, нежели другие пилоты – «не профи»). Перед этим Андрей Горяинов, Дмитрий Наумов, Сергей Луценко и Владимир Тарасов успешно прошли сито отборочных заездов. Первый заезд возглавили Наумов и Горяинов – они благополучно удержались на этих позициях вплоть до самого финиша. В другом заезде Владимир Тарасов был «один в поле воин» среди литовцев, но и в такой ситуации бронзовый призёр калининградского чемпионата не стушевался и занял место в тройке лидеров. Зрители просто ахали, наблюдая за ездой «жигулистов» – на самой грани, почти в каждом повороте болельщикам казалось, что гонщики точно не впишутся в поворот, но калининградцы не сделали ни единой ошибки.
В бешеном темпе прошёл финал. «Профи», разумеется,
возглавили заезд, в погоню за ними устремились наши лидеры. Будто
связанные невидимыми тросами, Горяинов и Наумов шли вплотную за
литовцами. И если россияне выдержали сумасшедшее напряжение, то
трое из пяти «профи» сошли – кого подвела машина, кто-то ошибся
сам. В итоге Горяинов приехал третьим в «жигулёвском» классе, а
в «своём» зачёте победил! Дмитрий Наумов поддержал почин товарища
по команде и взошёл на вторую ступень пьедестала почёта! Великолепный
результат пилотов из Янтарного края – победный дубль на поле соперника.
Сергей Луценко финишировал пятым, Владимир Тарасов – шестым.
Фото Сергея Степанова
Калининградцы на пьедестале почета
Внушительных результатов добились российские кроссмены в двухлитровом классе. В первом полуфинале борьбу за второе место повели Павел Козленко и Артём Мачуленков. Борьба была, несомненно, красивая и зрелищная, но тем временем литовец-лидер уезжал всё дальше и дальше. Затем Павла второй раз подряд подвела коробка передач его уникального автомобиля, и Артём принялся в одиночку «давить» лидера. Увы, не слишком успешно – Мачуленков довольствовался серебряным кубком. Результат отличный, но и сам гонщик, и наблюдатели считают, что ещё чуть-чуть удачи – и быть бы Артёму победителем гонки.
Достоин похвалы и Фёдор Вальтер. Директор Торгового дома «Строитель» занялся автокроссом лишь в этом сезоне и уже успел стать бронзовым призёром областного чемпионата. Фёдор решил не ограничиваться местными кроссами и наравне со всеми ввязался в «драку» в Таураге. И преуспел – в «отборе» занял третье место, а в финальном заезде – пятое. «Трасса мне очень понравилась – ровная, широкая, скоростная, – говорит спортсмен. – Именно здесь я наконец-то понял, как правильно и быстро проходить повороты. Советы опытных людей – это одно, а самому всё понять – намного важнее. В будущем году попробую выехать на литовские автогонки ещё несколько раз – дебютом я доволен».
Но и это ещё не всё. Команда «Преголь-Лада – Калининград» сумела победить в зачёте гоночных коллективов! Надо ли говорить, как счастливы были все приехавшие на автокросс гости из России. Победным шампанским были облиты почти все – и зрители, и гонщики, и организаторы соревнований. Уезжая с трассы, каждая литовская команда считала своим долгом попрощаться с калининградской делегацией. Пилоты были воодушевлены столь успешным началом российско-литовских матчей и собираются принять в них участие в будущем, 8 октября 2006 г. в г.Мариямполе.
Первое место в классе 1600-кубовых автомобилей занял Юстас Раманаускас – сын известного кроссмена Гинтаутаса Раманаускаса. Интересно, что на боках его «Гольфа» красовалась внушительных размеров эмблема газеты «Авторынок Калининграда». В прошлом году Раманаускасы неоднократно бывали участниками гурьевского «Янтарного кольца» и занимали призовые места. Возможно, в будущем году они приедут к нам на своих мощных автомобилях. В планах у гоночного семейства – постройка полноприводного «Форда Фиесты». А старый «Эскорт», возможно, будет пилотировать Юстас.
Хотелось бы верить, что такие международные встречи теперь будут устраиваться регулярно и не только в Литве, но и на «Янтарном кольце».