До
недавнего времени авторалли, где могут участвовать только представительницы
прекрасного пола, в России по разным причинам не устраивалось. В
Омске этот вид соревнований динамично развивается, привлекая участниц
из других городов. О том, как возникла идея проведения такого ралли,
рассказывает Алевтина Брагина, кандидат в мастера спорта по автотреку,
вице-президент автоклуба «Мастер-Спорт» и организатор первого в
истории Сибири женского клубного ралли-рейда «Омичка-2006».
Корр.:
С чего началось Ваше увлечение автоспортом?
А.Б.:
В автоспорт я не случайно пришла.
Ещё в детском саду столкнулась с «мужским шовинизмом» (смеётся):
мальчишки постоянно отбирали у нас, девчонок, игрушечные автомобили.
И как только я окончила школу (кстати, с медалью), сразу же записалась
в автосекцию.
Корр.:
Приходилось слышать аналогию про
«обезьяну с гранатой», или были другие попытки притеснения?
А.Б.:
Вообще, женщин и на дорогах города
не особенно жалуют, а в автоспорте и подавно. Хотя не скажу, что
это для меня - проблема на городских дорогах. Обычно я никак не
реагирую на хамское ко мне отношение, смотрю на это снисходительно.
Думаю, что притеснение женщин на дорогах – преувеличение, ведь нас
становится все больше с каждым днём. Хотя, был один забавный случай
несколько лет назад. Однажды, когда я ехала по трассе на своей спортивной
«восьмёрке», на подъезде к городу привязался один тип на новой «Ауди».
Сначала обогнал, посигналил. Я никак не реагирую. Затем дядя стал
зарываться, подрезать и подставляться. Вижу - впереди стоит гаишник,
и я решила спровоцировать «Ауди» на обгон, утопила педаль газа,
и «ушла в точку». У гаишника в прямом смысле слова слетела кепка,
он и не понял, что это было. Зато, очнувшись, под впечатлением,
сотрудник ГИБДД успел запеленговать «Ауди» и «обслужил» по полной
программе.
Корр.:
Есть ли у Вас ещё увлечения, кроме
автоспорта?
А.Б.:
Скорее не увлечение, а профессия.
Я закончила юридический факультет университета и несколько лет довольно
успешно занималась юридической карьерой.
Корр.:
Как и почему у Вас возникла идея
организовать женский автоклуб?
А.Б.:
Идея эта вынашивалась не один год
и возникла неслучайно, так как я участвовала в ралли с 1997 года,
а начинала свою «карьеру» штурманом в Казахстане, Москве и Питере.
Затем в Смоленске сама приняла участие в трековых автогонках и продолжила
в Ташкенте и Ашхабаде. На этих соревнованиях преобладали, конечно,
мужчины, но и девушек-пилотов оказалось немало. И это было удивительно,
ведь в России количество женских автоклубов можно пересчитать по
пальцам на одной руке: они есть в Москве, Екатеринбурге, Самаре,
Татарстане. А такой вид соревнований, как «Клубное ралли», совсем
забыт. Вот я и решила восстановить справедливость.
Корр.:
И насколько успешно?
А.Б.:
Судите сами: в августе прошлого года
мы провели первый этап клубного ралли «Омичка-2006», и в нём приняло
участие всего 11 девушек. Нельзя сказать, что первый блин получился
комом, и всё-таки без курьёзов не обошлось. Некоторые участницы
заблудились – несмотря на то, что рядом с каждой из них находился
штурман-навигатор, у которого есть подробная карта маршрута. И пусть
у всех это была первая «большая гонка», недовольных тем не менее
не нашлось.
После первого же этапа событие получило большой резонанс: сразу посыпались звонки желающих принять участие, предложения спонсоров (в результате общий призовой фонд достиг восьмидесяти шести тысяч рублей!) Как следствие, заключительный этап прошёл «на ура». Участвовало уже 33 экипажа, а судейская бригада состояла из 18 человек. Кстати, один экипаж прибыл специально из Томска.
Корр.:
Какими критериями руководствовалось
судейство? Вносились какие-то поправки или дополнения?
А.Б.:
Ралли проводилось по правилам, утверждённым
Российской автомобильной федерацией. И так как клубное ралли проходит
в черте города, существуют жёсткие скоростные ограничения, предусмотренные
правилами – внезапный контроль времени (ВКВ). Разумеется, участники
не подозревают, на каких именно участках. Как дополнение мы ввели
прохождение режимного участка, на котором участницы должны преодолеть
за пять минут двухкилометровое расстояние с препятствиями.
Корр.:
Я правильно понял, что мужчины ни
прямо, ни косвенно не касались соревнований?
А.Б.: Не совсем так. Мужчины были в судейской бригаде и в числе штурманов смешанных (семейных) экипажей. Но только не за рулём. Хотя попытки были. Так, президент автоклуба «Золотой джип» Игорь Красов (штурман смешанного экипажа) имел неосторожность быть замеченным на внезапном контроле времени (ВКВ) за «баранкой», и, естественно, экипаж тут же сняли с соревнований. Выиграть всем хотелось настолько, что два экипажа даже попытались грубо подделать подпись судей ВКВ.
Корр.:
А на чём ездили участницы?
А.Б.:
Все гоняли на своих машинах – кто
на чём. Например, экипаж «Бизнес-леди» ехал на «Газели», а рядом
двигалась «Ока». Все машины были разные, да и в клубном ралли марка
значения не имеет – это же не трек.
Корр.:
Какие призы получили победительницы?
А.Б.:
Победительницы были в нескольких
номинациях: «Бизнес-леди», «Леди-ас», «Леди-СМИ», «Леди-краса»,
«Леди-страховщик» и «Семейный экипаж». Приз за первое место – поездка
на клубное ралли в Тольятти и присвоение официального спортивного
разряда. Кроме того, экипаж, занявший первое место, получил подарочный
сертификат на сумму 10 тысяч рублей. Остальные получили призы от
генеральных спонсоров: медали, кубки, радиочасы, сертификаты на
обслуживание в солидных автосервисах, салонах красоты, а также торты,
шампанское и даже макароны!
Корр.:
Как можно стать участником таких
соревнований?
А.Б.:
Чтобы принять участие в ралли или
треке, нужно внести заявочный взнос (около тысячи рублей) и пройти
небольшую подготовку. Только для членов женского клуба дважды в
месяц запланировано проведение дополнительных занятий по контраварийной
подготовке в рамках методики профессора Э.С.Цыганкова, который уже
более 30 лет обучает гонщиков и руководит кафедрой физкультуры и
спорта Российского государственного университета физкультуры, спорта
и туризма в Москве. Кроме того, дамам предоставляются скидки на
юридическое обслуживание при авариях, а также на услуги автосервиса,
скидки в автомагазинах и даже салонах красоты.
Корр.:
Ваши ближайшие планы?
А.Б.:
Мы планируем выйти на общероссийский
уровень, а это даст нам возможность самим присваивать разряды под
патронатом Российской автомобильной федерации (РАФ). Таким образом
мы будем внесены в единый календарь всех автомобильных мероприятий,
которые регулярно проходят в России. Недавно мы вернулись из Москвы
и Питера, где встречались с председателем комитета РАФ Алексеем
Ершовым. Мы подали в комитет соответствующую заявку и теперь ждём,
когда решатся все формальности. А в Питере мы встретились с участниками
ралли из Тюмени, Алма-Аты, Усть-Каменогорска, которые изъявили желание
посетить нас. Кроме того, мы не собираемся ограничиваться каким-то
одним направлением, например, треком – очень популярным по всей
Сибири. Нам интересны ещё и ралли, и соревнования внедорожников,
и кросс. В общем, планы самые смелые...
Беседовал Дмитрий Пушкарёв, собкор газеты «Авторынок в Калининграде» в Омске
,
"Авторынок Калининграда"
, №9 от 6.03.2007
От редакции.
Надеемся, что эта
статья найдёт отклик в сердцах наших автомобильных амазонок, и они
организуют подобный клуб в Калининграде.