Автогонки – занятие крайне "заразительное". Это многократно доказано на практике. Большинство из тех людей, которым довелось поучаствовать в соревнованиях, уже не в силах расстаться со своими "болидами".
От "перекуров" до переделок
История, "приключившаяся" с гурьевчанином Фёдором Вальтером, довольно типична. Вначале – VIP-заезды на кроссовых "Жигулях" по "Янтарному кольцу", и сразу же – несколько попаданий в призовую тройку. Затем – тоска по гоночному автомобилю и... участие в чемпионате области следующего, 2006 года по "полной программе"! И здесь удача сопутствовала дерзкому дебютанту – несмотря на пропуск одного этапа, Фёдор завоевал бронзовую награду по итогам сезона, потеснив многих гораздо более опытных конкурентов.
По окончании "родного" первенства Вальтер решил попробовать свои силы и на международной арене – на литовском автокроссе в городе Таураге, – где занял приличное пятое место среди более чем 10 участников. Тамошняя гонка показала: повороты калининградец проходит на равной со всеми скорости, а вот на прямых немного, но обидно отстаёт. Фёдор шутил, что "устраивал перекуры на ровных участках", но в действительности всё дело было в автомобиле –140-сильный мотор "Мазды" уступал двигателям машин оппонентов.
После многочисленных размышлений и прикидок вместе
с главным механиком Александром Лысенко решили не мудрить с "японцем",
а строить болид абсолютно нового "содержания" – "скрестить" кузов
вазовской "восьмёрки" с двухлитровым 16-клапанным мотором "Опель"!
Пожалуй, столь интересных и сложных проектов в истории калининградского
спорта ещё не было. Да что там говорить, на всю Россию приходится
лишь один подобный спортивный автомобиль – это "восьмуха" тольяттинского
гонщика Бориса Котелло, только полноприводная.
Слева направо: сын и отец Вальтеры
и Александр Лысенко
"Лёгкая" безопасность
Наибольший объём доработок придётся на кузов. Уже сейчас он разобран не то что до винтика – до силовых элементов, "скелета" автомобиля, вырезаны даже участки пола. Передняя часть почти полностью удалена – моторный отсек придётся изготавливать практически заново, из подручных материалов, поскольку габариты нового "сердца" совершенно иные. Также увеличатся в итоге колёсная база и колея автомобиля – это положительно скажется на устойчивости. Двигатель будет "покоиться" на самодельном подрамнике, сваренном из труб. Существуют и мелкосерийные, готовые варианты подрамника (продаются в московских магазинах), но Александр Лысенко сомневается в их прочности – всё же это тюнинговые девайсы, рассчитанные на ровный асфальт.
Основательная разборка кузова позволит снять абсолютно всё ненужное железо – и тем самым облегчить корпус. А вот на чём Фёдор Вальтер экономить не собирается, так это на безопасности: "Безопасность в автоспорте – самое важное. Я не хочу, чтобы хобби превращалось в опасную для здоровья забаву, кроме этого, нет желания подставлять многих людей, ответственных за здоровье участников. У меня уже был опыт аварий – на квалификации совершил ошибку, и машина перевернулась. После кульбита я поблагодарил технического комиссара "Янтарного кольца" за его работу – он проверил состояние каркаса безопасности, натяжение ремней безопасности, исправность замков капота и крышки багажника. Гонщикам обычно не нравится дотошность лиц, проверяющих средства безопасности, но в результате при аварии я не получил даже царапины или ушиба. Так что дуги безопасности будут установлены по всем правилам и нормам".
Гоночный коллектив надеется, что передние крылья на "супервосьмёрке" будут пластиковые. Они легче металлических, лучше сопротивляются ударам, неизбежным в автокроссе, да и внешний вид болида от этого только выиграет. Оказалось, Фёдор Вальтер высоко ценит эстетичность гоночных автомобилей: "Пусть машина побудет красивой хотя бы до старта", – говорит спортсмен.
"Лошадиные" преимущества
Громадьё планов касается и подвески. Стандартную заднюю полузависимую подвеску заменят самостоятельно изготовленной независимой, амортизаторы "по кругу" установят газонаполненные, сделанные на одном из заводов Белоруссии, дополнительно проварят и усилят рычаги. Резиновые податливые сайлент-блоки вытеснят металлические ШС-ы – шарниры сферические. Все эти меры направлены опять-таки на достижение высокой устойчивости и отличной управляемости, столь необходимых на трассе. Труд водителя-пилота облегчит гидроусилитель руля с одной из вазовских моделей, как и дисковые тормоза на обеих осях.
Значительные метаморфозы ожидают мотор и коробку
передач. Практически сделан четырёхдроссельный впускной коллектор,
облегчён маховик (вместо 12 кг там теперь всего 8), создаётся выхлопная
система с трубами увеличенного сечения и равнодлинным выпускным
коллектором. В ближайших планах – так называемый чип-тюнинг, или
изменение настроек электронной системы управления двигателем, модернизация
топливной системы (установка четырёх дополнительных форсунок – впрыск
будет восьмифорсуночным).
Пока «супердвигатель» для «суперболида»
лежит тихонько в углу мастерской и ждёт своего часа
По прогнозам, максимальная мощность с нынешних 160 лошадиных сил поднимется до 180, а то и до 200. В общем-то, можно снять и больше, но в команде выбрали компромиссный вариант форсировки – чтобы автомобиль ехал и быстро, и долго, то есть был достаточно надёжным. Передаточные числа коробки передач станут изменёнными, более спортивными, как и главная передача. Скорее всего, будет установлен самоблокирующийся дифференциал, уменьшающий ненужную пробуксовку ведущих колёс и позволяющий увеличить интенсивность разгона. Передать возросшую мощность и крутящий момент под силу только металлокерамическому сцеплению – таковое уже дожидается своего часа.
Техника для "боя"
В общем, видно, к постройке боевой техники Фёдор Вальтер отнёсся весьма серьёзно. Несомненно, "из-под пера" Александра Лысенко выйдет сущий монстр. Кстати, ассистирует талантливому механику сын Фёдора Вячеслав, уже успевший поучаствовать в кроссе. Отец считает, что сыну необходимо вначале освоить должность ремонтника, прежде чем выступать самому в гонках – ведь Слава в нынешнем году намерен гоняться наравне со всеми!
Вместе с Вальтерами честь новой команды, названной "Весава Кросс" в честь предприятия, где трудится пилот, будет отстаивать и Юрий Юхтенко. Кстати, именно Юрию Фёдор обязан знакомству с автоспортом – глава Гурьевского городского округа первым "заболел" гонками, а затем уже привёл на "Янтарное кольцо" Вальтера. Особенно Фёдор ценит человеческие отношения между гонщиками. На трассе, конечно, никто никого не пропускает, но во "внегоночное" время каждый готов помочь другому делом или словом. Особенно это ощущалось в Литве, где калининградцы были как одна большая семья.
Цель номер один для Фёдора Вальтера – областной чемпионат. Если даты наших гонок не будут совпадать с белорусскими и литовскими кроссами, Фёдор будет отстаивать честь родного города на тамошних трассах. Для гонщика это очень важный момент – ведь он патриот Калининграда и Гурьевска, и Вальтеру-старшему очень приятно, что "Янтарное кольцо" находится именно в Гурьевском районе. А значит, мы не можем не пожелать Фёдору спортивных успехов и осуществления всех намеченных задач!