Поклонников автоспорта в Калининграде становится всё больше
и больше. Действительно, ралли, автокросс, картинг, автослалом -
очень зрелищные мероприятия. А чего стоят одни только беседы с автогонщиками,
выслушивание их баек и историй! Ни один юморист не сможет так захватить
внимание зрителей, как это умеют делать герои спортивных трасс.
В нашем регионе последние девять лет автоспорт существовал, по большому
счёту, лишь благодаря энтузиастам спортивно-технического клуба "Стирлинг"
во главе с легендарным Александром Каноничем.
Если бы не "Стирлинг", автоспорта в Янтарном крае сейчас могло и не быть. После развала Союза прекратилось финансирование автоклубов, перестали поступать "боевые единицы" - машины то бишь. В начале 90-х "гоночный автопарк" региона насчитывал несколько чахлых, полуразвалившихся тарантасов марки "Жигули". Любые соревнования (которые проводились раз-два в год) были как событие вселенского масштаба. Истинные спортсмены не могли больше так жить - и в 1997 году "сколотили" первый постсоветский автоклуб "Стирлинг". "Рулить" заведением стал Александр Канонич.
Именно с тех пор калининградский автоспорт начал развиваться семимильными шагами. В те уже старые добрые времена любительские автогонки проходили каждые две недели. Пилоты освоили много "автодромов": это и строевой плац КВАТУ, и стадион "Балтика", и военный аэродром в Чкаловске, но наибольшей популярностью, пожалуй, пользовался другой - в Дунаевке. Вот где гонщики могли "оторваться"! Скорость "болидов" на длинных прямых достигала 180 км/ч, а густая трава по обочинам любезно принимала строптивые автомобили. Нередко прибывшие на финиш машины были буквально облеплены растительностью, даже под капотом было всё зелёным - такова плата за ошибки. Болельщики "со стажем" прекрасно помнят героев тех лет - Андрея Горяинова, Владимира Тарасова и Артёма Мачуленкова. Воспитанники "Стирлинга" не имели конкурентов, зато между собой устраивали такие жаркие дуэли, что у свидетелей тех событий буквально волосы вставали дыбом. Почти всегда "трёх богатырей автоспорта" разделяли тысячные доли секунды и считанные миллиметры. Практически всегда на подиумах стояли эти три "стирлинговца" - в различных комбинациях.
Сейчас в автокроссе выступают пилоты лишь на специально подготовленных автомобилях - с каркасами, на специальных шинах и т.д. А в "золотой период" 1997-1999 годов "Янтарное кольцо" утюжили все желающие - на стандартных "Жигулях" и "Мерседесах", "Ситроенах" и даже микроавтобусах! Старты были раздельными, то есть ездили "на время". Опять-таки, гонки проходили раз в две недели - в те годы болельщикам скучать было некогда. Однажды на "Форде" Андрея Горяинова вышла из строя одна из деталей двигателя. Воспитанник "Стирлинга", недолго думая, вырезал требуемую деталь из... дерева и успешно завершил соревнования! Пожалуй, 1999 год можно назвать годом первого расцвета "Янтарного кольца". Благодаря настойчивости организаторов автокросса из "Стирлинга" в Гурьевск буквально толпами повалили литовские кроссмены, причём на самых лучших тамошних специально подготовленных автомобилях. Правда, соревновались гости в основном между собой - достойных "аппаратов" у нас тогда не было. Нельзя не упомянуть и ралли, проводимые в конце 90-х. Канонич и его товарищи находили такие закрученные дороги, что у участников просто дух захватывало.
Знаменитые на всю область шоу-гонки "Автоледи" - тоже детище именинников. Десятки, если не сотни женщин в разные годы чувствовали себя настоящими звёздами автоспорта - им было обеспечено внимание зрителей, объективы телекамер и фотоаппаратов неустанно снимали на плёнку все перипетии борьбы, а в конце соревнований участниц, можно сказать, с ног до головы засыпали цветами.
В XXI веке сплочённый коллектив "Стирлинга" и не думал снижать обороты. Уровень автокросса значительно возрос, во многом благодаря помощи администрации Гурьевского городского округа и ОАО "Преголь-Лада". Гонки стали по-настоящему массовыми, на старт в каждом классе машин выходит уже по 9-10 спортсменов, и недостатка в зрителях не наблюдается. На территории автодрома проходят не только заезды, но и выступления звёзд эстрады и самодеятельных коллективов, обширна и шоу-программа. Да и инфраструктура, и сервис подтягиваются до высокого уровня.
В 2006 году состоялся выезд калининградских спортсменов на кроссы в Литву. Воспитанники "Стирлинга" Андрей Горяинов, Владимир Тарасов, Сергей Луценко и Дмитрий Наумов показали прибалтам класс - Андрей дважды выиграл, Дмитрий взял серебро и бронзу, а Владимир и Сергей завоевали в непростой борьбе пятое и шестое места. Поверженными оказались не только "любители", но и многоопытные "профи" на серьёзно модифицированных классических "Жигулях".
Отдельный повод для гордости - раллийное направление деятельности клуба. После многомесячных тренировок и обучения Дмитрий Мячин стартовал в Чемпионате Белоруссии. И в трёх гонках трижды взошёл на пьедестал почёта, став в итоге бронзовым призёром в 1600-кубовом классе! Первый этап первенства 2007 года Мячин в паре с новым штурманом Иваном Жирновым также завершил на приличном третьем месте. А ведь ралли считается вершиной автоспорта - там много неожиданностей, экспромтов и прочих различных тонкостей. Опыт наставников Дмитрия, думается, сыграл в этих успехах немалую роль.
На клубной раллийной "Хонде Цивик CRX" в настоящее время постигает азы спортивной езды Никита Скорбач. Специалисты полагают, у парня есть хороший потенциал. Другой выдающийся водитель - Александр Полуянов - также воспитанник "Стирлинга". Гонщики гонщиками, а многие рядовые водители благодарны клубу за полученные навыки экстремального вождения, грамотного манипулирования автомобилем, правильной посадки за рулём. В простых автошколах таким премудростям не обучают, а вместе с тем они - основа безопасного вождения. Раз в год СТКА устраивает семинары с судьями автосоревнований. Это тоже экзотика для нашего города - подобным никто больше не занимается.
Как говорит новый председатель СТКА "Стирлинг" Максим Гаршин, в настоящее время основная проблема клуба - отсутствие спонсоров. А ведь автогонки - очень дорогостоящее занятие. Сотрудники клуба пытаются решить этот вопрос. На следующий год планируется провести чемпионат Калининградской области по автослалому, а в этом году - его репетиция. Пока задача номер один - чемпионат по автокроссу.
Отметили день рождения родного, без преувеличения, клуба, энтузиасты (их 9 человек) в минувшие выходные, в узком кругу. Нам остаётся от всей души поздравить "стирлинговцев" с очередным праздником и пожелать дальнейших успехов в их нелёгких, но необходимых делах!