30 апреля на трассе "Янтарное кольцо", расположенной
за Гурьевском, на души любителей автоспорта был пролит бальзам (а
также высыпаны тонны пыли) – там состоялось долгожданное открытие
сезона. Калининградские кроссмены сразились за кубки в трёх классах
машин, а заодно провели генеральную репетицию перед областным чемпионатом,
стартующим 26-27 мая.
Кроссмены примкнули к "европейцам"
Организаторы и спонсоры автокросса – администрация Гурьевского
городского округа, Отдел по физической культуре и спорту города
Калининграда, региональное отделение Российской автомобильной федерации,
ОАО "Преголь-Лада", страховая компания "Югория" (генеральный спонсор),
группа компаний "Омега" – приложили много усилий для обустройства
трассы. Самое главное – была значительно повышена безопасность.
В особо сложных местах – трамплинах и скоростных поворотах – зрителей
расположили далеко от кромки трека. Первый послестартовый поворот
расширили, поэтому возможности опасных инцидентов поубавилось. Был
наведён порядок и с автостоянками за счёт появления новых паркингов.
После гонок автолюбители довольно быстро покинули территорию автодрома
– заторов не наблюдалось.
В команду «Спорт-гараж» Павел Козленко
набрал самых отчаянных дворовых мальчишек –
теперь им скучать не придётся!
Не промахнулись устроители шоу и с рекламой своего "детища" – помимо ряда газет и интернета, широкая общественность была оповещена о предстоящем действе по радио и с помощью огромного плаката в центре города на улице Театральной (это постарались молодцы из "Клуба экстремальных видов спорта"), поэтому болельщиков приехало очень много, несмотря на сильный холодный ветер и отнюдь не весеннюю погоду. К тому же традиционный парад участников начался по-настоящему празднично – фейерверк от компании «ХАН» раскрасил по-осеннему хмурое небо разноцветными дымами и блестящими звёздами.
В очередной раз изменился формат проведения заездов. В 2005 году пилоты делали по 3 равнозначных заезда, в 2006-м гонщикам нужно было стартовать по 2 раза. Теперь же спортсмены будут ездить, как европейцы: сначала 2 отборочных заезда, при этом обязательно преодолеть хотя бы пять кругов из положенных семи. А уж затем самые быстрые 10 гонщиков выяснят отношения в финальном заезде: кто как приедет, такое место ему и будет засчитано, предыдущие заезды в зачёт не идут. Не нужно теперь долго ждать церемонии награждения – сразу после финиша трое быстрейших спортсменов попадают на пьедестал почёта.
Пилоты по-разному отнеслись к "ноу-хау". Александр Власюк встретил идею на ура: "Сейчас стало всё понятно и прозрачно, не надо ломать голову над тем, как ехать равнозначные заезды – или на пределе, или вполсилы, если многие гонщики уже сошли. Теперь у участников, попавших в финал, один путь – гнать что есть силы". А вот большинство спортсменов отнеслись к новшеству негативно, поскольку, по их мнению, техника не выдерживает столько "мучений". Организаторы с ними согласились и пообещали пересмотреть регламент гонок.
Кто на новенького?
По сложившейся доброй традиции каждый новый сезон приносит с собой нескольких дебютантов. Вот и в 2007 году за призы собрались бороться Виктор Фёдоров, отец известного кроссмена Виталия, и легендарный дрэгрейсер, абсолютный чемпион области 2003 года, победитель многих автослаломов Сергей Смирнов. И если Виктор позаимствовал у сына вазовскую "пятёрку", то Сергей подготовил к "янтарным битвам" свой "Фольксваген Гольф".
Увы, дебют дрэгрейсера оказался скомканным – из-за порвавшегося ремня привода генератора Смирнову так и не удалось почувствовать всех "радостей" кросса: плотной контактной борьбы с другими участниками, леденящих душу обгонов, песка и грязи в лобовое стекло и прочего экстрима. Но даже в первый раз выйдя на старт кросса, Сергей уступил обладателю поул-позишн Эркину Хусаинову лишь 4 секунды, промчавшись быстрее опытнейшего Павла Козленко. Однако автомобиль Смирнова пока далёк от победных кондиций. "На квалификации выяснилось, что масса автомобиля слишком велика, и мотору приходится нелегко, особенно когда трассу уже разрыли, – признался Сергей. – И ещё не хватает жёсткости пружин. В целом же управление не доставило особых проблем".
Третьим "новичком" был Дмитрий Краснов, за плечами которого десятки стартов на "Янтарном кольце". Однако Дмитрий не садился за руль "болидов" целых четыре года – с тех пор, когда в 2003-м "словил крышу" на "восьмёрке", поэтому за столь долгий "отпуск" гонщик наверняка немного потерял квалификацию. Как всегда, не обошлось без литовских гостей. Аурелиюс Зорзкис продемонстрировал калининградцам настоящую автоэкзотику – «уазик», под капот которого "вкрутили" мотор от "Опеля Омеги" рабочим объёмом 2,6 л (хотя по регламенту литовского чемпионата на ульяновские вездеходы можно ставить двигатели объёмом до 5 л).
Побеждают доезжающие до финиша
Организаторы как будто знали, что автогонщикам нужна тренировка перед чемпионатными баталиями. На трассе снова бушевали настоящие страсти. Накануне соревнований была подана 21 заявка на участие в автокроссе, из-за неисправности автомобиля двоим водителям пришлось отказаться от заездов, поэтому на старт вышло 19 гонщиков на 20 машинах. Как всегда, не обошлось без поломок – несколько «аппаратов» так и не доехали до финала.
Неисправностей автомобилей, сходов и ошибок не удалось избежать практически всем соискателям наград. На удивление самыми живучими машинами оказались "Жигули". В то время как иномарки вставали одна за другой, ВАЗы послушно везли своих наездников к финишу. В первом заезде оборвался шатун в двигателе "пятёрки" под управлением Дмитрия Наумова, кругом позже закипел мотор "копейки" Сергея Луценко. Наумову пришлось паковать чемоданы, а Луценко сумел починить забастовавшую машину до следующего, но уже незачётного старта.
Второй полуфинал запомнился тем, что Александру Артемьеву удалось сделать, казалось бы, невозможное – обогнать двукратного чемпиона "Д2 Классики" Андрея Горяинова. Мало кому такое удавалось в последнее время. Как выяснилось позже, гонщик "Преголь Лады" не имел в своём распоряжении нужных для обильно политой трассы шин, поэтому и не смог отразить напористую атаку Артемьева. Но даже второго места Андрею не удалось удержать – старый мотор повторил "подвиг" силового агрегата автомобиля Дмитрия Наумова, напарника Горяинова по команде, протянув "руку дружбы". Артемьев удержался на лидирующей позиции до финиша, хотя все семь кругов он гнал с порванным ремнём привода насоса охлаждающей жидкости (фактически мотор "доехал" на честном слове), вторым прикатил Владимир Рощин, а вот судьбу третьей позиции разделили считаные метры – "внезачётник" Луценко настолько увлёкся, что чуть не одолел одноклубника Владимира Тарасова на финишном отрезке дистанции. Дебютант Виктор Фёдоров этот заезд провёл гораздо увереннее и даже пытался увязаться за опытными кроссменами, но его «притормозило» разбортированное колесо. Хорошо, что необходимые для попадания в решающий финал пять кругов Фёдоров-старший сумел-таки проехать.
Однако прошедшие две мини-гонки по большому счёту ничего не решали. Итоговую расстановку должен был обеспечить третий старт – финал. Увы, для зрителей здесь было мало интересных моментов. Александр Артемьев не оставил ни единого шанса конкурентам, победив с огромным отрывом. А ведь это всего лишь третья его гонка на "Жигулях"! Столь же уверенно вторым приехал Владимир Тарасов – во многом благодаря затроившему мотору "болида" его тёзки Рощина, не позволившему Владимиру вмешаться в медальный спор. Имя третьего призёра – мини-сенсация, поскольку Виктор Фёдоров уже в дебюте сумел добраться до подиума. Изрядно потрепала нервы Сергею Луценко его "копейка" – на медленных участках трассы мотор закипал, на прямых же напор воздуха несколько охлаждал двигатель.
За бессонную ночь – победа
Одна за другой разыгрывались драмы и в "двухлитровом" классе
"Д1А". Самая большая неприятность приключилась с пилотами команды
"КСК" Вадимом Шимко и Александром Чепелевичем (Александр не успел
подготовить своего турбомонстра, поэтому "арендовал" "Сеат Ибицу"
у напарника для выступлений в полноприводной группе 1). После двух
субботних кругов на "горячем испанце" лопнул коленвал, попутно "покрошив"
масляный насос и некоторые другие системы. Механики "КСК" сотворили
чудо – за ночь перебрали "сердце" болида и как ни в чём не бывало
выкатили авто на старт. Вадиму Шимко пришлось стартовать аж с третьего
ряда, но действующего чемпиона это лишь раззадорило. Пилот принялся
красиво обходить одного соперника за другим и почти догнал лидера
заезда Эркина Хусаинова – будь дистанция на круг длиннее, ещё неизвестно,
кто бы первенствовал на этом этапе. Азартно боролись Павел Козленко
на своём алом "жеребце", напоминающем "Феррари", и Артём Мачуленков,
но их путь к медалям преградили поломки. "Фиат" Павла пал жертвой
развалившейся "гранаты" (так в среде автолюбителей называется ШРУС),
а в моторе "Сеата" Артёма прогорел поршень. Механикам "Спорт-Гаража"
пришлось изрядно попотеть, меняя повреждённую деталь, и они блестяще
справились с ремонтом в полевых условиях. Зато стабильность и скорость
Фёдора Вальтера позволили финишировать третьим – впереди Елизара
Пахмутова. Несмотря на выдающуюся скорость, Елизару пока не удаётся
взойти на пьедестал – преследуют поломки. Вот и на этот раз застучал
мотор его "Джетты".
Дважды «реанимированный» «Сеат» Вадима
Шимко сумел-таки довезти своего хозяина до подиума
Чуть менее скучным, но также полным интриг стал второй полуфинал.
Всё началось предсказуемо – возглавил пелетон Шимко, в погоню за ним устремились Хусаинов и Вальтер. Как ни пытался Эркин достать Вадима, ничего не получалось – расстояние между "Сеатом" и "Фольксвагеном" не сокращалось. Секундная заминка с "чудо-коробкой" "Ибицы" позволила вице-чемпиону обойти оппонента, но уже через круг Шимко восстановил статус-кво. Однако, к неподдельному удивлению зрителей, первым финишный створ пересёк всё-таки Хусаинов. Оказалось, Вадим зацепил внутренний земляной бруствер и из-за этого "навернулся" ШРУС. Механикам команды опять пришлось засучивать рукава и реанимировать "Сеат" к финалу – пресловутые пять кругов спортсмен пройти успел.
Заключительный раунд "Д1А" неожиданностей не принёс – Шимко не совершил ни единой ошибки и одержал первую в сезоне победу, Хусаинов стал вторым, Фёдор Вальтер на маломощной и тяжёлой машине сумел завоевать лишь бронзовую награду.
Коллекционер "крыш"
Зато сын Фёдора, Вячеслав, великолепно выступил в классе "Д1". Поначалу молодой гонщик упорно боролся с литовским гостем, ехал одновременно и быстро, и безошибочно, при этом умудряясь беречь технику, чего не скажешь о многих других конкурентах младшего Вальтера. Александр Власюк в первом заезде совершил маленький спортивный подвиг – на относительно скромном "Опеле" возглавил караван участников.
В ходе гонки поверженными оказались даже "полноприводники" Александр Артемьев, Дмитрий Краснов и Аурелиюс Зорзкис. Правда, вскоре Александр Чепелевич на "Сеате" обошёл лидера и никому уже не уступил своего первенства. Власюк пробился в финал и успел проехать два круга, пока скрежет из-под капота не известил о "кончине" коробки передач – обидный сход. "Зорро", как прозвали литовца болельщики, фатально не везло – в каждом из трёх заездов, где он принимал участие, пилот "вездехода" сходил по одинаковой причине – ломались крышки датчика-распределителя зажигания. Тем не менее трасса гостю очень понравилась.
Но, пожалуй, главным неудачником дня следует признать Дмитрия Краснова. Первый заезд стал для него "пристрелочным" – адаптировался к машине, которая ехала не в полную силу. Во втором полуфинале Краснов раскатился, благо, нашли причину неполадок, и он уверенно захватил лидерство. Зрители с восторгом наблюдали, как весело и непринуждённо парит его "Мазда" над «Янтарным кольцом». Дмитрий, по его собственным словам, немного расслабился, и... записал в свою коллекцию "крыш" ещё одну! Всё получилось очень просто – зацепил внутренний бруствер, отлетел от него и совершил эффектное сальто. А ведь так хорошо всё начиналось!
Мало-помалу, конкуренты Вячеслава Вальтера самоустранились, и молодой гонщик, проводящий всего лишь второй "Гран-при", одержал победу! При этом ему оказалось некого поливать шампанским – новые правила не позволили никому больше подняться на подиум. Эта победа вместе с подиумом Фёдора Вальтера помогла команде "Весава-кросс" выиграть и в командном зачёте. Вторыми в коллективном зачёте оказались Эркин Хусаинов, Владимир Рощин и Артём Мачуленков из "Шар-Плюс".
Получается, не зря организаторы не включили эту
кубковую гонку в зачёт чемпионата. Гонщики выявили слабые стороны
машин, устроители кросса увидели свои немногочисленные просчёты
(и пообещали их исправить уже к первой чемпионатной гонке). Так
что открытие сезона показало: "Янтарное кольцо" развивается семимильными
шагами и фанатов ждёт незабываемое зрелище в пяти действиях.
Победители в классе «Д1А» (слева
направо): Фёдор Вальтер (III место), Вадим Шимко (I место),
Эркин Хусаинов (II место)