Как уже сообщала наша газета, четвёрка калининградских автогонщиков будет отстаивать честь России в конце июля на Международных кольцевых автогонках - «Omnitel 1003 km Grand Prix», проходящих в курортном городке Паланга.
Гонки на выживание
Нынешние соревнования имеют статус Кубка Европы – впервые за 7 лет, что проводится эта уникальная гонка. По трассе, проложенной на участке шоссе и транспортной развязке, каждой из команд необходимо намотать 1003 км – это более 330 кругов и свыше 8 часов. Разумеется, ни один человек таких «пыток» не выдержит – и в командах числятся по 3-5 пилотов. Гран-при в Паланге – совершенно специфическая гонка, самая масштабная во всей Восточной Европе, ежегодно в Литву съезжаются десятки команд из Латвии, Финляндии, Эстонии, Германии и России. В нынешнем году ожидаются и англичане.
Парк боевых машин очень разношёрстен – тут и «Порше», и «Ауди», и БМВ, и «Хонды». Регулярно стартуют «Лады», кит-кары и барчетты английского производства, разнообразные «Тойоты» и «Сеаты». Допускаются и «клячи» 20-летней давности, и машинки, совсем недавно выступавшие в мировых чемпионатах. За руль садятся не только «чистые» кольцевики – есть тут и раллисты, и кроссмены.
В столь длинной гонке не важна чистая скорость – можно попытаться 30 кругов продержаться за мощнейшими и дорогущими «Порше», но дальше наступит или авария, или поломка. Здесь важна высокая средняя скорость (достигаемая стабильным пилотажем, без грубых ошибок), слаженная командная тактика, экономичность автомобиля («Порше» пожирают до 100 литров бензина на 100 км, а крошечные «Тойоты Ярис» довольствуются максимум пятнадцатью, поэтому и заезжают на дозаправки не в пример реже) и его надёжность. Ну и, конечно, без удачи здесь не обойтись. Так или иначе, в Паланге первыми неизменно финишировали «Порше», кроме 2004-го года, когда блеснул экипаж на «Ауди RS4».
Калининградские таланты
Калининградскую «дружину» «AST Racing Team» представляют Александр Канонич, Андрей Гутак, Максим Нефёдов и Николай Журавлёв, из них только Максим не имеет большого гоночного опыта. Александр Борисович – водитель с огромным опытом, ранее выступал на прибалтийских ралли, воспитал немало быстрых гонщиков, обучил пилотскому мастерству десятки людей. Андрей - организатор соревнований по дрэг-рейсингу, участник чемпионата России 2003 года по этой же дисциплине, а также многих «покатушек» местного масштаба. Он же – капитан этой молодой команды. Николай – юный, но очень быстрый пилот, три года проведший в картинге и успевший стать победителем всероссийских соревнований на кубок журнала AMS. Надо было видеть удивление на лицах российских «формулистов», неоднократных призёров этапов чемпионата России, когда «какой-то мальчишка», впервые выступая на подмосковной картинговой трассе, принялся уверенно всех объезжать. У Максима гоночного опыта как такового нет, зато есть внушительный стаж вождения быстрых и очень быстрых автомобилей, например таких, на одном из которых он сейчас ездит – универсал «Subaru Impreza WRX» с основательно доработанными двигателем, подвеской, тормозами и механизмом переключения передач (разумеется, «запчасти» лучших фирм мира поставил магазин «АвтоСпортТюнинг», спонсор команды).
«Боевой конь» смельчаков – легендарная чёрная двухлитровая «Субару Импреза», «прокачанная» до 400 л.с. Автомобиль серьёзно подготовлен к столь масштабным соревнованиям – мотор дорабатывался в московском техцентре «Плеяда», остальная начинка – в калининградском тюнинговом ателье «3А». На компонентах экономить не стали, установили детали самых надёжных и проверенных брэндов – например, каркас безопасности от «Sparco», тормозные механизмы - от «AP Racing». На тысячекилометровой гонке машина подвергается гигантским нагрузкам, поэтому важна каждая мелочь.
К сожалению, лучшего места для тренировок, чем аэродром в посёлке Дунаевка, в Калининградской области нет. Но бетонное покрытие «автодрома» под Светлогорском очень мало напоминает гладкий асфальт, уложенный на трассе в Литве. Тут неплохо готовиться к раллийным баталиям – ямы, трещины в полотне, волны к этому очень располагают. Так или иначе, практиковаться приходится много – минимум дважды в неделю по 3-4 часа. В качестве тренажёра выступает автомобиль Максима Нефёдова - «Импреза»-универсал. Мне довелось прокатиться в сумасшедшем серебристом «снаряде»...
«Полёт» на серебристой «бестии»
Сели, пристегнулись. Перед стартом Максим немного
поднял давление наддува да «ужесточил» регулируемые породистые амортизаторы
«Koni»: тренировка - это не повседневная езда. Бросок сцепления
– универсал дико срывается с места, водителя и пассажира вжимает,
вдавливает в спинки сидений, стрелка тахометра мгновенно прыгает
в красную зону, а из-под капота раздаётся столь ценимое «автогурманами»
шипение – это сработал перепускной клапан, стравливая в атмосферу
излишки давления, нагнетаемого турбиной. Но и показанный датчиком
давления наддува один килограмм на квадратный сантиметр – это вовсе
не шутки. Вторая передача, и новый удар - «Импреза» ускоряется в
том же духе. Третья, четвёртая – для мощнейшего «оппозитника», похоже,
нет разницы, какая передача включена в коробке передач, темп разгона
всё такой же потрясающий. Не успел я глазом моргнуть, стрелка спидометра
уже подлетела к отметке «200». А ведь прошли считанные секунды!
Впереди уже маячит пологий поворот - «драйвер» тормозит и одновременно «подтыкает» пониженную передачу, предварительно сделав перегазовку. Динамика торможения тоже поражает – если бы не ремни, удержаться на своих местах явно не удалось бы. В повороте на седоков суперкара действует огромная сила инерции, спасают опять-таки ремни безопасности и мощная боковая поддержка превосходных сидений «Recaro», устанавливаемых в японский автомобиль уже на заводе. Добиться великолепной устойчивости позволяют широкие покрышки и фирменная жёсткая подвеска, в немалой степени этому способствуют характерные для «Субару» особенности – оппозитный мотор с очень низким центром тяжести и «симметричный» полный привод. На крутых виражах, «шпильках», приходится включать вторую передачу – из-за перебора скорости шины «позволили» себе даже немного скрипнуть, переднюю ось на мгновение снесло, но «Суба» тут же «одумалась» и зацепилась за заданную траекторию. Увы, ямки и волны в покрытии всё-таки чувствуются, но в целом машина ведёт себя прекрасно.
Меня захлёстывают эмоции, а Максим спокойно рассказывает, как он экспериментирует с траекториями – заезжает то по более широкой, то по более «экономной», сетует, что на полотне много песка, из-за этого машину чуть заносит. Покатавшись минут двадцать, реально ощущаешь усталость от перегрузок и впечатлений, наверняка не легче приходится и водителю – теперь понятно, почему больше часа в гоночном болиде провести сложно. Кстати, Андрей Гутак «обрадовал» меня, сказав, что эта машина едет всего на три четверти от уровня «боевой» машины. Максим, как оказалось, ездит очень грамотно и быстро – верю, гонку он проведёт очень стабильно.
Главное - финишировать
Через неделю команде предстоит отправиться в пригород Каунаса, Кочергине, на настоящую кольцевую трассу – там «AST Racing Team» вместе со своими техническими партнёрами, литовской «конюшней» «EVO Performance», проведут тесты, по результатам которых определят, кто будет стартовать в Паланге и кто сколько времени проведёт за рулём, а заодно и сравнят свои времена с результатами профессионалов.
Громадьё планов на уик-энд в конце июля гонщики не строят. Капитан «AST Racing Team» говорит, что главная цель на первый выезд – это просто финиш, не обязательно на призовом месте. А также выражает благодарность литовским друзьям из «EVO Performance», спонсорам предстоящей поездки и фирмам, помогающим команде. Это техцентр «Плеяда» в Москве, компания «Merida», калининградское и петербургское представительства магазинов «АвтоСпортТюнинг», компанию «Море Шин», предоставившую команде гоночные «слики» «Dunlop», и тюнинговое ателье «3А».