Два третьих места среди сотни участников соревнований
по автокроссу в Литве продемонстрировали высокий уровень подготовки
калининградских гонщиков.
Калининградская команда «Спринт» заняла третье место
в любительском первенстве Литвы
по автокроссу
Приехали...
В соревнованиях, состоявшихся 21-22 июля 2007 года на литовской трассе вблизи города Шакяй, приняла участие сборная команда «Спринт», состоящая из шести калининградских автокроссменов - Андрея Горяинова, Сергея Луценко, Владимира Тарасова, Фёдора Вальтера, Артёма Мачуленкова и Дмитрия Наумова. Все выступили в любительских соревнованиях, а последний - ещё и в профи.
Команду представлял Александр Канонич, который провёл все необходимые переговоры с литовскими организаторами соревнований и оформил необходимые документы. Встретили наших ребят хорошо, оказали всевозможную помощь вплоть до оформления виз.
На этих гонках калининградские автокроссмены выступили достойно, хотя немного нервничали и горячились. Тем не менее им удалось показать достаточно высокий уровень подготовки. Несмотря на то, что трасса для калининградцев была новая, они смогли её быстро «раскусить».
Литовские порядки
Правила допуска к соревнованиям в Литве довольно строгие. Машины запускают в стартовую зону по отмашке судьи в течение ограниченного времени, после чего ворота в эту зону закрываются. Предстартовый отсчёт даётся только пятисекундный. Если в течение него у кого-то машина заглохнет, то её водитель должен поднять руку, после чего даётся отсрочка старта на три минуты, в течение которой в стартовую зону запускается механик. Если неисправность машины не будет устранена, то её выталкивают за пределы стартовой зоны.
Новинкой для калининградцев стали иные правила проведения квалификации время фиксируется непосредственно со старта в течение одного круга: немного прозевал - и свободен. Однако промежуток времени между стартами машин в квалификационных заездах оказался слишком малым. Из-за этого Дмитрий Наумов в квалификации догнал впереди идущий автомобиль, и эта помеха стала причиной потери нескольких секунд на финише.
Заезды машин в соревнованиях происходят очень оперативно - к концу каждого из
них на старте уже выстраиваются очередники. Таким образом, несмотря на большое число участников, за пять часов была выполнена вся программа соревнований.
По окончании заездов все машины участников загоняют
на отдельную площадку (в закрытый парк), где они находятся до объявления
результатов соревнований. Сделано это на случай подачи протестов.
Сергей Луценко припечатал литовца
Трасса
Отдельно стоит рассказать о трассе. Расположилась она в карьере, оставшемся после выработки щебня. Хотя площадь, занимаемая ею, и небольшая - протяжённость трассы всего 800 м, тем не менее наличие озера делает её живописной. За семь лет существования трассы владельцы изрядно попотели над её благоустройством. Большая её часть оборудована стальными отбойниками, стартовая зона асфальтирована. Земля утрамбована катками.
Трасса представляет собой кольцо с двумя резкими поворотами - один сразу же после подъёма, другой - перед резким спуском. В последнем случае получился хороший трамплин, при въезде на который нужно либо плавно «облизать» его, либо, не сбавляя скорости, ставить машину в занос и в таком положении «падать» на крутой склон. Очень эффектное место, у которого собирается больше всего зрителей!
Как отметил Сергей Луценко, «по сравнению с нашей
трассой литовская несложная, проходить её легче». Андрею Горяинову
она даже понравилась: «Трасса интересная, горка с трамплином такая
занимательная! Думаю, от неё все получили удовольствие. Тем не менее
на трассе есть одно место посложнее - спуск с горки, который требует
технических навыков».
Жёсткая борьба среди профи приводит к печальным последствиям:
рвутся спицы в колёсах, лопаются
тормозные диски
Достижению гонщиками высоких скоростей препятствовали
многочисленные ямы, о которых Александр Канонич заметил: «Ямы очень
коварные, глубокие, жёсткие. На нашей трассе таких нет». Мешали
и участки асфальтированного покрытия. «Зря литовцы асфальтовые вставки
сделали, - заметил Горяинов. - Грунт вокруг них разбивается, получаются
ступеньки, так что диски лопаются. Много машин от этого пострадало
- у Владимира Тарасова сломалась ось нижнего переднего рычага, а
у Дмитрия Наумова лопнул литой диск и полетел редуктор заднего моста».
Благодаря слаженной работе команды наших гонщиков Дмитрий Наумов
смог выйти на старт после поломки
автомобиля
Посередине трассы находится вышка, откуда просматривается вся местность. Для судей установлены металлические конструкции, обеспечивающие крышу над головой. Трасса со стороны проходящих мимо дороги обнесена деревянным штакетником, который препятствует проходу зрителей на опасные участки. В районе трассы расположен пункт технического контроля, украшенный цветами. Для него сооружён крытый навес и установлены весы, которые используются в случае необходимости для проверки массы автомобиля.
Рядом располагается парк землеустроительной техники: бульдозеры, грейдеры, экскаваторы, поливальные машины, эвакуаторы. Техника часто появлялась на трассе, утюжила её и поливала.
Для обеспечения нормальной работы организаторов и судей на трассе имеется двухэтажное здание, правда, строительство его ещё не завершено. В нём имеются туалетные комнаты, умывальники и душевые, вода в которые подаётся из озера. Из него же питаются ещё с десяток туалетных кабинок, установленных на площадке, где располагаются команды и гости. Большая цветочная клумба сглаживает технократич-ный вид всего автоспортивного комплекса, а раскинувшиеся летнее кафе с ярко красными «грибками» создают впечатление настоящего праздника.
Озвучивание территории гонок литовцам удалось на славу. Несколько сверхмощных громкоговорителей, поднятых на второй этаж здания, вещали так громко, что их от-
лично было слышно во всех уголках трассы.
Комментарии по громкоговорителям велись на литовском языке, изредка, когда дело касалось нашей команды, разбавляемым русским со словами: «Наши друзья из Калининграда...» Правда, уследить, когда прозвучит голос на русском, было нелегко. Именно по этой причине Фёдор Вальтер не услышал, когда ему нужно было выходить на старт, а когда это понял и приехал на место, ворота перед стартом оказались уже закрытыми.
День любителей
21 июля состоялся первый этап любительского первенства по автокроссу в пяти классах: М 1600, М ЗА (багги), М 2000 (Фёдор Вальтер и Артём Мачуленков), ВАЗ (классика) (Андрей Горяинов, Сергей Луценко, Владимир Тарасов, Дмитрий Наумов) и «Свободный». Всего 34 участника, в их числе были и профессионалы.
Следует заметить, что в отличие от профи любителям предоставляется возможность выступать не на омологированных автомобилях – с применением несертифицированных средств безопасности. К тому же можно использовать рабочие комбинезоны, мотоциклетные шлемы и самодельные каркасы безопасности.
На первом этапе тренировок и квалификационных заездов ситуация у нас складывалась не очень удачно. Луценко в финал не попал (он не вошёл в четвёрку лучших), а Вальтер «проспал» старт. Обоим пришлось ехать в утешительных заездах. Зато там они показали высокий класс, придя к финишу первым и вторым соответственно. Хотя начальный этап и прошёл для нас тяжело, но всё же все наши гонщики попали в финал! Это было хорошим результатом.
В финале первым был заезд в классе М 2000, в котором
Артём Мачуленков стартовал со второго ряда, а Фёдор Вальтер - с
третьего. Резво начав заезд, Артём перепутал тумблер дворников и
нечаянно нажал на выключение зажигания - машина встала... К несчастью,
за ним шла машина Фёдора Вальтера, которая была вынуждена затормозить
- в неё ткнулся литовец. После выезда из этого завала Фёдор несколько
нагнал упущенное время и пришёл к финишу четвёртым. В финале в классе
ВАЗ (классика) Наумов пришёл четвёртым, Горяинов - пятым, Луценко
- шестым. Тарасов не попал на старт из-за судейской ошибки. Впоследствии
нашей команде по этому поводу было принесено официальное извинение.
Тем не менее по итогам соревнований команд калининградцы заняли
третье место.
Фёдор Вальтер (№16) не давал спуску соперникам
Подводя итоги любительских гонок, Андрей Горяинов заметил, что литовцы ездили довольно жёстко, в результате этого нашим машинам хорошенько досталось. У него даже создалось впечатление, что наших ребят целенаправленно пытались выбить из соревнований.
Профи на старте
22 июля прошёл второй этап литовского Чемпионата по автокроссу, в котором к спортсменам предъявлялись европейские требования (ФИА). Естественно, что участие в подобных соревнованиях обходится значительно дороже по сравнению с любительскими.
В категории профессионалов фигурировало 8 классов,
среди них ВАЗ (классика) - в нём принял участие Дмитрий Наумов,
«Дивизион Т2 - 5000» (УАЗ 469), В-12 («крокодилы» на базе ГАЗ-53),
а также М 1400 (юниоры, среди них оказалась пятнадцатилетняя девушка,
которая на «Ладе» заняла третье место). Всего 51 участник.
Дмитрий Наумов к финишу пришёл третьим
В квалификации Дмитрий Наумов показал второе время. Стартовав с первого ряда, в полуфинальном заезде к финишу он пришёл третьим. Во втором полуфинале случилась поломка - полетел редуктор заднего моста. Горевать долго не пришлось. Литовские друзья на замену подарили ему аж два редуктора, и машина усилиями всей калининградской команды была вскоре починена. В финале Наумов пришёл третьим, заняв таким образом вторую позицию по результатам двух этапов Чемпионата Литвы по автокроссу.
Награждение победителей происходило иначе, чем у нас. Сразу же после финала их пригласили на пьедестал почёта, где каждому на шею был надет венок из дубовых веток. Затем победители забрались в кузов внедорожника, на котором сделали круг почёта по трассе. Награждение медалями и кубками произошло уже после окончания всех гонок.