Каждый год фестиваль «Автоэкзотика» радует любителей автоспорта
несколькими любопытными болидами. Нынешнее лето не стало исключением.
Русский народный дрэгстер - «ИЖ-Комби»
Малолитражка по цене «Феррари»
Несомненно, самым заряженным и быстрым был «Рено Клио 4х4 Турбо», участвующий в европейском кроссовом чемпионате под «руководством» Александра Квашнина – прошлогоднего вице-чемпиона. Крохотная «Клио» в грозном пластиковом обвесе, с раздутыми колёсными арками и многочисленными вентиляционными решётками на капоте и на боковинах, на 17-дюймовых кованых дисках с гравийными шинами «Мишлен» - неприметная малолитражка совсем не похожа на себя.
Но главные отличия – внутри. Двухлитровый шестнадцатиклапанный
мотор, выдающий в «стоке» 150 л.с., форсировали до 420 «лошадей»
- почти втрое. Разумеется, большую часть прибавки дала турбина,
развивающая давление до 2,4 бар – а, например, мотор отнюдь не слабой
«Субару Импрезы WRX STi» заталкивает в двигатель воздух всего-то
под давлением менее 1 кг/кв.см – почувствуйте разницу. Чтобы блок
не «порвало» от таких нагрузок, между ним и картером установлена
плита – металлическая пластина толщиной в пару миллиметров, увеличивающая
жёсткость основы мотора. Конечно, поршни и шатуны изготовлены на
заказ чуть ли не по космическим технологиям. Традиционно для кроссовых
машин основной радиатор охлаждения переехал в багажник, где его
обдувает мощный «пропеллер» вентилятора, а сразу за решёткой радиатора
разместился интеркулер – охладитель наддувочного воздуха. На впуске
работают четыре дроссельные заслонки – по одной на цилиндр. Перед
тем, как привести в движение роторы турбокомпрессора, отработавшие
газы проходят через паук – настроенный выпускной коллектор, уменьшающий
сопротивление газов и увеличивающий тем самым мощностные показатели
двигателя. В общем, учтены все мелочи, везде, где можно было выжать
пару заветных «лошадей», сделаны разнообразные хитрости.
«Рено Клио Д1» в грозном пластиковом обвесе и с двухлитровым мотором,
форсированным до 420 «лошадей» -
это позволяет ускоряться до 100 км/ч за 3,5–4 с
Впечатляет и коробка передач – шестиступенчатая, кулачковая, секвентальная – рычаг двигается лишь вперёд или назад, сцепление выжимать не надо. В трансмиссии применены два межколёсных самоблокирующихся дифференциала – машина потрясающе «гребёт» по грунту, а повороты проходятся исключительно в боковом скольжении. ШРУСы, карданные валы – всё индивидуального изготовления. Совсем немного осталось от серийного кузова – левая дверь, пол, крыша и стойки крыши, остальное – тонкие стеклопластиковые панели (их можно безбоязненно сгибать, и они не потеряют форму и не растрескаются – это несомненное преимущество в кроссе, где нередки контакты между автомобилями). Всю нагрузку несёт мощнейший каркас безопасности, «связанный» с точками крепления элементов задней подвески, да и под капотом видны немаленькие трубы, идущие к опорам амортизаторных стоек – продолжение каркаса. По сути – та же багги, но с дверями и стёклами.
Рабочее место пилота изготовлено фактически заново. Подвесные педали заменены на напольные, гораздо более удобные в гонке, приборная панель уступила место жидкокристаллическому дисплею и нескольким датчикам, рычаг переключения передач находится в паре сантиметров от руля – чтобы обе руки постоянно были на замшевом руле «Спарко». Этой же фирмы и сиденье. Внутренние панели дверей облицованы карбоновыми листами, справа, на месте переднего пассажира спрятался огнетушитель. Вдоль машины в центре возвышается огромный туннель – в нём проложен карданный вал и трубы с охлаждающей жидкостью.
Масса автомобиля – чуть более 1200 кг, как и положено по правилам. До 100 км/ч французский болид ускоряется за 3,5–4 с, а максимальная скорость достигает 170 км/ч – в автокроссе больше и не нужно. Разумеется, столь совершенный, надёжный и мощный автомобиль не может стоить дёшево. По некоторым сведениям, данный экземпляр, построенный немецкими и французскими специалистами, обошёлся в четверть миллиона евро. Немного подновить двигатель обойдётся в сумму порядка 50 000 евро. Машина нормально воспринимает лишь 102-й бензин «Эльф» или «Мобил» (один литр – около 6 евро), элитные синтетическое масло, «охлаждайку» и тормозную жидкость. Что и говорить, бороться за титул чемпиона Европы стало очень дорого, но Квашнин успешно конкурирует с литовцами и занимает пока третью позицию в чемпионате Старого света, одержав две победы.
БМВ – вечный чемпион?
Вот на траве распласталась алая БМВ третьей серии. Баварец явно не в своей стихии – того и гляди от неровностей треснут бамперы и пороги, в считанных сантиметрах нависшие над землёй. Эх, ему бы на ровный асфальт – там бы 320-я показала всё, на что способна! А способна она на многое – двухлитровый шестицилиндровый мотор без всяких нагнетателей выдаёт до 300 л.с. и раскручивается до 8000 с лишком оборотов в минуту. Невооружённым взглядом видно, какой большой отрицательный развал придан колёсам – верхняя их часть сильно наклонена к центру автомобиля. Это помогает быстрее проходить повороты – но и «резина» изнашивается немилосердно.
Салон типичен для гоночных снарядов – каркас, облегчение всего и вся, анатомическое сиденье и спортивный руль, и так далее. На крышке багажника – антикрыло причудливой формы, прижимающее на больших скоростях заднюю часть авто к земле и нивелирующее недостаток заднего привода – избыточную поворачиваемость. Долгие годы в российском чемпионате (да и в большинстве других) правили бал именно «бимеры», но в нынешнем году появилось много других моделей («Хонда Аккорд», «Форд Фокус» второго поколения, «Ауди А4» и прочие), так что неизвестно, кто станет лучшим. Кстати, хоть и изменений в гоночной БМВ не так много, как в «Рено Клио», машина также баснословно дорога – чуть ли не 150 тыс.евро.
«Феникс» - пока в клетке
Болиды «Формулы Русь» хорошо известны любителям автогонок
– чемпионаты в этом классе проводятся с 2002 года. В течении нескольких
дней работы выставки пилоты устраивали показательные выступления
на 160-сильных формулах – на асфальте «крутили пятаки» с дымом из-под
колёс, интенсивно разгонялись. При этом гарцующие автомобили от
людей отделяли лишь «декоративные» металлические заграждения – вся
надежда была на мастерство водителей. Аварий, слава богу, не случилось
- шоу вышло на славу.
Очень удачный болид «Формулы Русь»
Слава «Руси» не давала покоя многим людям, в том числе Игорю Ермилину. Известный организатор кольцевых автогонок решил было создать свой класс машин – как конкурент «Руси» и, особенно, тольяттинским баркеттам «Лада Революшн». Даже построил автомобиль, названный «Феникс». Но, увы, по ряду причин «птицы» на трассы так и не вылетели – дело ограничилось прототипом, который и был показан на «Автоэкзотике».
Автомобиль хорош собой. Кузов несколько напоминает
гоночные прототипы «Ауди» и «Пежо», участвующие в «Ле-Мане». По
центру машины - «нос-клюв», подобный «первым» формулам, колёса прикрыты
вычурными колпаками-крыльями. С «сердцем» решили не мудрить – и
поставили проверенный мотор «Альфа Ромео» (2,0 л, 160 л.с.), такой
же, который стоит и на болидах «Формулы Русь». Предполагалось, что
«Феникс» будет стоить не дороже 35 тыс.евро («Лада Революшн» предлагалась
за неподъёмную для многих 51 тыс.евро, при этом была очень ненадёжной).
Увы, пока о гонках на «Фениксах» - ни слуху, ни духу.
Этот «Феникс» пока ещё на трассы не вылетал
Хобби на 80 тыс.евро
Зато бурный расцвет переживает российское ралли. Этим видом автоспорта занимается чуть ли не каждый десятый бизнесмен – не для результата, а лишь ради удовольствия – получить не сравнимые ни с чем впечатления. Люди готовы вкладывать в автомобили (преимущественно «Лансеры Эволюшн» и «Импрезы») до 80 тыс. «европейских рублей» - примерно столько стоит среднего уровня болид группы N4.
Несмотря на то, что формально эти два японских автомобиля считаются серийными, в рамках техтребований можно много чего «наворотить»: на 10% уменьшать толщину кузовных панелей, в отделке салона применять кевлар или карбон, из этого же материала изготавливать защиты картера и днища, а также задней подвески, ставить кулачковые коробки передач, спортивные электронные блоки управления двигателем, гоночные амортизаторы. В результате, с позволения сказать, «серийные стандартные автомобили» развивают свыше 500 Н*м крутящего момента, а их стоимость превышать цену базового авто втрое. Вот такое «хобби»! Что интересно, с каждым годом желающих стартовать на «Субару» и «Мицубиси» становится всё больше.
«ИЖ-Комби» - звезда дрэга
Про дрэг-рейсинг и говорить не приходится. Строго говоря, каждая из представленных на «автокурорте» автомашин может принимать участие в заездах на четверть мили, другое дело, что результата достигают лишь самые подготовленные либо изначально шустрые.
«Москвич», особенно версии «ИЖ-Комби», должной
прытью не наделили, поэтому владельцу пришлось прикладывать к «овощному»
автомобилю весь свой «конструкторско-финансовый» потенциал. Главное
в данном «фрукте» - кузов. Изначально его укоротили на 60 см, а
затем вдруг решили удлинить на те же 60 см. Теперь от родного кузова
остались лишь две двери да крышка багажника, остальное выклеено
из стеклопластика. Трудно сказать, на что стала похожа «морда» машины
– огромный капот, шесть «ноздрей» воздухозаборников. Опущена на
несколько сантиметров крыша – минус пару килограммов, и более оригинальный
внешний вид. Вообще, всё ненужное безжалостно выкинуто на свалку.
Шины взяты от автомобилей «Формулы Русь», но смонтированы на родных
доработанных железных дисках. Мотор – 2,3-литровый от ижевской «Оды»,
с помощью четырёхдроссельного впуска, больших клапанов, «агрессивного»
распредвала, самодельной системы впрыска закиси азота и множества
других усовершенствованных частей развивающий мощность порядка двухсот
сил. Хозяин принципиально по возможности использует отечественные
комплектующие и агрегаты – это и дёшево, и патриотично. В активе
сверхоригинального автомобиля – ряд призовых мест и побед на московских
дрэговых «битвах» и чуть ли не всероссийская известность.
Конечно, далеко не все спортсмены или гоночные команды решились выставить своих «боевых коней» на фестиваль, но и представленные спорткары погрели души почитателей.