Ралли по-фински

Как уже не раз сообщала наша газета, калининградцы всё активнее участвуют в самых престижных автоспортивных мероприятиях России, Европы и мира – как в качестве пилотов и штурманов, так и зрителей. Так, Владимир Дорошенко, генеральный директор ООО «Рутений», представляющего моторные масла и смазки «Neste» в Калининградской области, в начале августа посетил культовое ралли - «Neste Oil Rally Finland», девятый этап чемпионата мира.

«Несте» представляет

Каждый год корпорация «Несте» - главный спонсор и организатор легендарного ралли, в прошлом именовавшемся «Ралли 1000 озёр», приглашает на своё гоночное «детище» дилеров финских масел со всего мира. В этом году уникальный шанс посмотреть на событие мирового масштаба выпал и калининградскому представителю Владимиру Дорошенко. Компания, раз уж взялась за дело, сделала всё, чтобы поездка превратилась в сказку и запомнилась на всю жизнь. Забота «Несте» чувствовалась во всём – начиная от помощи в получении виз и заканчивая поселением в роскошной гостинице в Хельсинки и доставкой на комфортабельном автобусе на несколько спецучастков.

Жаль, но на первый день ралли Владимиру попасть было не суждено – на четыре часа задержали вылет самолёта авиакомпании «Финнэйр» из аэропорта Вильнюса. В аэропорту Хельсинки гостей встретили представители компании, посадили в такси – и уже там путники узнали самые свежие новости финского этапа – благодаря, во-первых, установленному в салоне LCD-телевизору, а во-вторых – словоохотливому водителю, который на скорости в 130 км/ч умудрялся то и дело поглядывать на монитор, чем несколько озадачил и даже обеспокоил пассажиров.

«Нестевцы» поселили своих гостей в шикарной гостинице «Sokos», где арендовали два этажа. Кстати, приглашённых было... 400 человек – вот это размах! Это опровергло слухи, что финны, мол, скуповаты – они либо не приглашают вообще, либо делают это по полной программе. Большинство «квартирантов» состояло из местных, однако были и люди из Норвегии, Франции, Эстонии, Литвы, Москвы, Питера и, разумеется, Калининграда. Владимир как-то сразу подружился с литовцами, которые просто «болеют» ралли - те ему рассказали все подробности «раллийной кухни».

«Шоковая терапия»

«Кто рано встаёт – тому Бог даёт» - эта поговорка особенно актуальна для мировых ралли. Армаду из четырёхсот человек разбудили в пять утра – причём довольно оригинальным способом. Включилась мягкая расслабляющая музыка, ожили экраны телевизоров – и без лишних нервных потрясений партнёры «Несте» проснулись, позавтракали и на специально арендованном фирменном поезде (общественные поезда так рано ещё не работают) отправились в городок Ювяскюль - «столицу» гоночного праздника. Кстати, едва сев в поезд, гости были осыпаны с головы до ног презентами: бейсболки, майки, значки, наклейки, жилеты, зонтики и даже изящные резиновые сапожки – после недавних ливней они были весьма кстати.

Калининградец отмечает, что организаторы всё продумали до мелочей, и по скрупулёзности скандинавы даже превосходят немцев. Но отнюдь не подарки запали в душу Дорошенко: «Пока мы ехали на поезде до Ювяскюля, три часа пролетели незаметно - вид за окном попросту очаровывал. Сказочной красоты природа, бесчисленные лесные озёра оправдывает неофициальное название этапа «Ралли 1000 озёр».

Уже на месте гостям выдали VIP-бейджики, которые давали право на посещение всевозможных ресторанов, палаток и даже закрытого парка, где обслуживалась и ремонтировалась техника. Кстати, уже за много километров до места событий вся атмосфера была пропитана духом ралли – всюду пестрели флаги и растяжки, схемы трассы, указатели и плакаты с информацией, как куда добраться. После поезда восемь комфортабельных автобусов доставили приглашённых зрителей на опушку леса, где на огороженной территории расположилась VIP-палатка на 500 человек.

Поразило, что, несмотря на огромное количество «болельщицких» автомобилей, пробок на узких лесных дорожках не наблюдалось – так тщательно было организовано движение. Биотуалеты, огромное количестве урн для мусора – уровню организации и культуре населения можно позавидовать: после финиша гонки на месте леса остался... тот же лес, а не помойка. Ещё одна неожиданность – во вполне европейской стране подавляющее большинство аборигенов были попросту пьяны. К услугам финнов (и, разумеется, всех желающих иностранцев) было море пива, красные и белые вина, но особой популярностью пользовался национальный слабоалкогольный напиток – сидр. К счастью, опьянение скандинавов приводит лишь к одному – сдержанные северяне становится донельзя общительными и дружелюбными. Никакой агрессии или «понтов» не было и в помине – хозяева так и норовили со всеми познакомиться и пообщаться.

А вот с расположением VIP-домика финны явно прогадали. Вроде бы и место безопасное, и достаточно близко к трассе, и видно оттуда немало, и все блага цивилизации на месте. Однако были на «Несте ралли» участки гораздо более зрелищные и по-настоящему леденящие кровь. Это выяснилось потом, а вначале Владимир совершил свойственную всем новичкам ошибку – услышав шум мотора, принял эту машину за боевую. А ведь, несмотря на внушительную скорость и отчаянное пилотирование, это шёл всего-навсего нулевой экипаж – проверял готовность трассы и судей к началу гонки. Второй «нуль» делал то же самое. И лишь спустя пару минут жизнь Дорошенко разделилась на «до» и «после»...

WRC едет!

Томительно бежали секунды, зрители настраивали свои фотоаппараты, мечтая поймать в объектив Лоэба и Гронхольма. После зловещей тишины в паре сотен метров от VIP-палатки вдруг послышался маршальский свисток, задудели «пищалки» фанатов, кто-то и вовсе закричал.

«В ту же секунду на огромнейшей скорости появился «Форд» Гронхольма – с непривычки я даже отскочил – казалось, машина не должна попасть в поворот: по всем законам физики, автомобиль не может так быстро затормозить. Не знаю, что и как там делал финн – работал одновременно и газом, и тормозом, и ручным тормозом, машина издала при торможении какие-то странные звуки, ранее мне не известные, - и «Фокус» за тридцать метров до поворота чудным образом входит в управляемый занос и буквально ввинчивается в вираж, словно едет по невидимым рельсам! Ширина дороги – всего четыре метра, пилот безошибочно, по выверенной до миллиметра траектории проскакивает поворот, становится вновь прямо, мгновенно переключает несколько передач и уходит в точку на скорости около двухсот километров в час. Мы даже толком ничего не поняли и огорчились – столько готовились, и так быстро всё произошло. Через две минуты поехал Лоэб. К этому моменту народ уже бился в такой истерике – это просто нереально смотреть - особенно те, кто был на ралли в первый раз. Да ещё запах жжёной резины и высокооктанового спортивного бензина, перегретых моторов, надсадный рёв двигателей и стрельба из выхлопных труб...» - Владимир был шокирован увиденным.

Кстати, об уровне мастерства гонщиков. И Лоэб, и Микко Хирвонен промчались точно по следам автомобиля Гронхольма – любое отступление от единственной идеальной траектории – и о призах, а тем более победах можно забыть.

Трудно даже представить, что почувствовал бы калининградец, окажись он на других участках. Например, на легендарных трамплинах - визитной карточке «Ралли 1000 озёр». 40 метров полёта – такое можно увидеть лишь в Финляндии. Возможно, Владимир даже немного позавидовал коллеге-зрителю из Литвы – тот смотрел гонку в частном порядке и стоял, где заблагорассудится – как раз неподалёку от «летающих» машин - и наснимал немало уникальных кадров.

Погонялись – и хватит

После нескольких допов было видно, что некоторые болиды замедлились. Причина была в изношенных покрышках – на твёрдом укатанном грунте с острым гранитным гравием шины стираются и даже режутся немилосердно. На одной из машин резина истёрлась полностью – пилот финишировал на трёх колёсах. Выбор шин – задача архисложная и ответственная. Поставишь слишком жёсткую – потеряешь в скорости, чересчур мягкую – колесо долго не протянет. Вообще, Дорошенко отметил, что в соревнованиях такого уровня мелочей не бывает. Малейшие люфты в рулевом управлении, углы установки колёс, жёсткость амортизаторов, давление в шинах – продумываются мельчайшие нюансы, постоянно настраиваются десятки параметров. Даже обувь пилота делается специально под него. Сами гонщики очень суеверны – перед соревнованиями никому, даже штурману, не позволяют садиться на водительское кресло, да и интервью дают крайне неохотно.

Ведущая десятка лидеров ехала, конечно, шокирующе быстро, но... незрелищно. То ли дело – малоопытные гонщики, среди которых, естественно, преобладали финны. В качестве дороги они использовали непосредственно «грунтовку» (да и то иногда), обочину, канаву, а особо горячие головы – и поле за канавой. Вот где было настоящее зрелище и захватывающие дух аварии! Один молодой финн так вылетел, что едва не заехал на территорию VIP-зоны – казалось бы, такой безопасной и далёкой от трассы. Пришлось зрителям дружно выталкивать бедолагу «на путь истинный». Кстати, некоторых фанатов изрядно обдало грязью и гравием из-под колёс болидов – у одной семьи в результате «обстрела» камешками даже попадали со стола стаканчики с пивом и ёмкости со снедью. Но их это, похоже, только обрадовало.

Робот по имени Гронхольм

Было заметно, что после прохождения лидеров абсолютного зачёта процентов 80 зрителей принялись расходиться – им было важно увидеть суперзвёзд вроде Лоэба или Гронхольма. Кстати, о последнем. Многие, в том числе даже финны, были огорчены – сколько можно побеждать в родных стенах? За восемь стартов на «Несте Ралли» летучий финн семь раз завоёвывал победу – это уникальный рекорд. Выдвигались версии – может, Маркус тренируется здесь ночами? Или он – робот? Так или иначе, за три дня гонки он не допустил ни единой помарки, всё время выбирал идеальный тип покрышек – и в результате уехал от ставшего вторым Микко Хирвонена почти на две минуты. А Лоэб, за которого болело, видимо, большинство поклонников ралли (особенно женского пола), сумел финишировать лишь третьим – с позорным отставанием от «второго номера» «Форда».

Кстати, начиная с августа за немецкий концерн выступает и третий пилот. Имя его - Х.Аль-Кассими, шейх из Абу-Даби. Одноимённая компания стала одним из главных спонсоров «Голубого овала», а обаятельнейший и очень богатый шейх выступал на новеньком «Фокусе» - по слухам, даже более навороченном, чем боевые единицы Хирвонена и Гронхольма. К слову, минимальная стоимость достойного автомобиля категории WRC (World Rally Car) – 500 тыс.евро, соответственно, машины лидеров ещё дороже. Так вот, восточному «рейсеру» оказывали роскошный приём. Сервис был безупречным. Если на машине появлялась царапина или вмятина – всё тут же исправляли. Сам шейх, с удовольствием раздававший автографы, не подкачал – занял шестнадцатое место, а ведь это один из его первых стартов.

Довелось поболеть Владимиру и за российских спортсменов. В Финляндию пожаловали Радик Шаймиев из Казани (сын президента Татарстана) и Игорь Соколов из Москвы. Поначалу россияне держались неплохо – в середине пелетона, но позже, под самый занавес гонки, попали в аварии. «Лансер» Соколова перевернулся на крышу, по слухам, из-за ошибки штурмана, а «Пежо 207» Шаймиева на коварнейшем спецучастке «Унинпохья» зацепил скалу и также улёгся вверх колёсами.

Далее программа дня включала переезд на суперспешиал «Килляри» - один из завершающих. Автомобили выстраивались бок о бок на ипподроме и мчались по параллельным дорожкам, затем менялись местами и вновь выясняли отношения. Очень красиво, очень удобно – зрителям видна вся трасса, все многочисленные прыжки. Особенно подфартило, конечно, «випам» – их палатка была буквально на расстоянии вытянутой руки от места старта, и Владимир Дорошенко с другими россиянами как могли подбадривали Радика и Игоря. Особо преуспел казанец – на три корпуса опередил конкурента-итальянца. Вновь всех поразил уровень мастерства участников и подготовки техники – машины ехали в заносе по двести метров, летали в нескольких метрах от зрителей со скоростью 150 км/ч. Кто-то допускал ошибки на трамплинах – и в результате втыкался «мордой в землю».

«Выставка» в техзоне

Очень доволен остался Владимир посещением техзоны: «Нам выдали пропуска, по которым можно было в течение двух часов осмотреть закрытый парк, хотя мне нужно было хотя бы пять часов – настолько всё интересно. Особо поразили огромные машины-трансформеры ведущих заводских команд - «Форда», «Ситроена» и «Субару». Видно, что всё дышит деньгами – все инструменты новенькие, начищенные, на каждый автомобиль приходится по восемь механиков – все в фирменных комбинезонах «с иголочки». Частные команды, конечно, попроще – сервисмены не такие чистые, на каждый болид всего по 2-3 человека, да и вместо огромных грузовиков-фур – небольшие микроавтобусы. Кстати, моё повышенное внимание к «фордовской» команде не понравилось секьюрити – они стали показывать на меня пальцем, и я отошёл в сторонку. А итальянские механики, менявшие тормоза на своём «Фиате», и вовсе загородили свой «болидик» рекламным баннером».

Что не понравилось – в третий день соревнований спортсмены сбавили скорость. Видно, посчитали свои шансы попасть в очковую зону и решили поберечь машины - в первые дни такого не было. Тем не менее аварий хватало. «Субару» Сольберга так врезалась в дерево, что даже оказался погнутым каркас безопасности.

У раллистов есть свой «чёрный юмор». Литовцы рассказали: «Чтобы стать хорошим раллистом, надо угробить пять машин и двоих штурманов». Интересно, что в роли штурманов выступает немало молодых девушек. От штурманов зависит очень многое – от их дикции, внимательности, скорости. «В этом я убедился, попробовав свои силы на симуляторе, - говорит Дорошенко. - Садишься в спортивную машину - перед тобой экран, всё прямо как вживую бежит. Я уже на скорости 140 в кювет слетел – просто дорога настолько быстро наплывает, а по краям дороги стоят деревья, это просто нереальное зрелище! Ты не видишь поворота, полностью полагаясь лишь на штурмана – как он скажет, так и действуешь. Малейшая неточность или промедление – и повернуть куда нужно уже не получится».

В общем, возвращался домой Владимир переполненный эмоциями. Увиденное настолько впечатлило Дорошенко, что он намерен сделать всё, чтобы посетить «Neste Oil Rally Finland 2008», пусть даже в частном порядке. Послушав его рассказ, отлично понимаешь такое решение.

Сергей Степанов , "Авторынок Калининграда", №34 от 28.08.2007


ПОДПИШИСЬ на горячие НОВОСТИ

И другие...

Сайт AVTO39.RU для мобильных устройств всегда под рукой



Ваши комментарии




Добавить комментарий
Имя - заполнять обязательно

Е-майл

Заголовок

Текст комментария - заполнять обязательно


Введите цифры: 456


*

Дистанционное обучение категории В  с вождением

Стоматологический центр Дентур

ремонт и запчасти для иномарок

Оздоровительный центр Елены Ковригиной


продажа оригинальных вещей

*




Пoпуляpныe cтaтьи


Baшe мнeниe?

Полезные
ссылки
Литовское консульство в Калининграде и визы
Польское консульство в Калининграде и визы
Немецкое консульство в Калининграде и визы
ПДД в Польше
Кенигсберг и Калининград
Жалоба
в прокуратуру
и
генпрокуратуру
Самолеты из Храброво: прилет-отле
Погода в Калининградской области
Лечим сложные заболевания

Copyright © 2002-2017. ООО "Спираль"
E-mail редакции сайта: admin@auto39.ru
При использовании материалов данного сайта интернет-ссылка на источник обязательна.
Редакция не несет ответственности за мнения, высказанные в комментариях читателей.

Оптимизация и продвижение сайта - Garin-Studio.ru