Знаменитому калининградскому автору, ведущему и продюсеру популярной телепрограммы «Мотор» Дмитрию Бремкаускасу удалось побывать на легендарном мероприятии - «Абсолютной «Дрэг-Битве» в середине России», прошедшей летом в Красноярске и собравшей около тридцати быстрейших автомобилей со всей России.
Возвращение «телевизионного» сына
Тележурналист не был в своём родном городе целых 13 лет – с того момента, как переехал в 1994 году в Янтарный край. И едва узнал его – некогда сугубо промышленный регион превратился чуть ли не в Лас-Вегас. Вместо густого смога в небе, двух хиленьких фонтанчиков, угрюмых и однообразных серых домов – современный, яркий город, где жизнь буквально бьёт ключом, где появилось огромное количество спортивных сооружений для всех слоёв общества, а в ночных клубах и увеселительных заведениях такое «восточное» богатство, что калининградцам и не снилось, да и фонтанов там теперь аж 156.
Но главное – все вокруг пропагандируют культ Красноярска,
от простых жителей до телевидения. Дмитрий замечает: «В калининградских
телепередачах очень много «чернухи» - сообщений о преступлениях,
различных проблемах и прочих бедствиях, в Красноярске же активно
популяризируется спорт, здоровый образ жизни, и на TV легко можно
узнать, как с пользой для себя провести досуг».
Так бывалые дрэгрейсеры прогревают
шины
«Японцы» спровоцировали дрэг-бум!
Что касается автомобилей на улицах, то в Красноярске преобладают
японские «праворульки». Аналог престижного и дорогого у нас джипа
«Lexus RX300», продающийся под маркой «Toyota» и выпущенный в 2000-х
годах, в родном городе Дмитрия стоит чуть меньше 300 тыс.руб. Примеров
– масса, потому и предпочитают красноярцы подержанные, но довольно-таки
свежие и «неубитые» «япономарки». Процент отечественных «тазов»
невысок, но всё же «Жигулей» и «Волг» в 24-м регионе побольше, чем
в 39-м – как-никак, «Большая Россия». Кстати, во многом благодаря
обилию японских автомобилей – мощных и быстрых – и появилась в городе
индустрия дрэг-рейсинга. Да так разрослась, что в 2005 году в Красноярске,
на территории аэродрома Черемшанка была проведена первая «Дрэг-Битва»
в середине России».
К услугам фанатов были отличные гонки
и огромный телеэкран
Ключевая фраза здесь - «середина России», поскольку
дрэг проводится и в центре страны (Москва, Питер и прочие города),
и на Востоке, но померяться силами москвичам и владивостокцам всё
не приходилось – очень уж далеко ехать. Организаторы решили уравнять
всех – 5000 км для жителей столицы, столько же – жителям Владивостока.
Разделения по классам не было, победитель получал всё – а на приз
устроители мега-шоу не поскупились, такой суммы в качестве главной
награды автогонок в России ещё не было. $20 тыс. – ровно столько
досталось победителю первой «Битвы» Роману Нагервадзе из Владивостока.
Он же стал первым и годом позже – и получил аналогичный денежный
приз.
Двукратный победитель «Битвы» Роман
Нагервадзе в этот раз оступился,
но установил новый российский рекорд
«Красное кольцо» вытеснило Черемшанку
А вот нынешняя «Битва» стала совсем другой. Неровное покрытие Черемшанки осталось в прошлом. Власти города, видя, какой ажиотаж вызывает гонка, не могли остаться равнодушными. Всего за три месяца до даты проведения третьей битвы в «чисто поле» привезли тяжёлую технику и множество рабочих.
Бремкаускас говорит, что своими глазами видел, как из «ничего» возникал новый автодром, названный «Красное кольцо». В его составе – не только великолепная трасса для дрэг-рейсинга (возможно, лучшая в России), но и кольцевая трасса для шоссейных гонок. Помимо асфальтовой дорожки – ровной, словно стол, строители «нарисовали» огромные трибуны на 5000 человек, громадный экран, на котором демонстрировались самые зрелищные моменты гонок, новейшую систему фиксации времени, монументальную стоянку для зрительских «тачек». В общем, есть теперь в России настоящий автодром европейского уровня.
200 болидов на старте!
Дрэг-рейсинг прошёл на высочайшем уровне. Зрители располагались
на внушительном расстоянии от трассы, повсюду стояли сотрудники
милиции и следили за порядком. Громкая связь и монитор позволяли
всем желающим быть в курсе событий. А желающих посмотреть на поединки
быстрейших автомобилей России собралось около 10000 человек из многих,
если не всех регионов нашей необъятной страны.
В этом году на «Дрэг-Битву» заявился
даже отечественный автомобиль
В первый день соревнований состоялись состязания под вывеской «Татищев Рэйсинг» - здесь гонялись владельцы «дорожных» автомобилей, с умеренно форсированными моторами, почти стандартными кузовами и прочим «почти серийным» оборудованием. Таких «простячков» выехало на старт примерно две сотни – вот это массовость! Отдельные машины, конечно, были резвыми, но сравнивать увиденное с тем, что было запланировано на следующий день – абсолютно бесполезно...
Даёшь 1200 «лошадей»!
Абсолютная «Дрэг-Битва» - очень серьёзное соревнование, к нему неравнодушны «рейсеры» всей России и представители прессы, поэтому откровенных «слабаков» на гонке никогда не бывает. 500 л.с. – вот необходимый минимум для выхода на старт. Машины лидеров развивают по 1000 «лошадей», как, например, «Nissan Skyline GT-R R32» Романа Нагервадзе, или ещё больше – 1200, как купленный в Австралии «Chevrolet Camaro» уфимской команды. Конечно же, столь мощные болиды не могут обходиться без тормозных парашютов – в конце заветных 402-х метров скорость автомобилей превышает 200 км/ч.
Кстати, о Нагервадзе. В беседе двукратный чемпион
рассказал Дмитрию Бремкаускасу, что только в этом сезоне потратил
на гоночную программу (подготовку «Скайлика», расходы на содержание
двух японских инженеров, доставку болида и прочие «мелочи») 98 тыс.
«иностранных рублей» - и это без учёта стоимости и начальной подготовки
автомобиля. Не намного меньше бюджеты других соискателей главного
приза. Разумеется, даже выигрыш – всего лишь один на всех – не окупит
и четверти всех расходов. Причём для Нагервадзе красноярская «битва»
- единственный выезд за год.
Победитель получил необычную купюру
- достоинством в полмиллиона рублей
Конечно, смотреть на заезды заряженных «монстров» было крайне увлекательно. Перед стартом проходил «Burn Out» - фантастический отжиг, прогрев резины. Спортсмены зажимали передние тормоза и начинали яростно дымить широченными задними покрышками - клубы дыма скрывали всю машину. Не менее зрелищным был старт – болиды сантиметров на десять приседали вниз, бешено пробуксовывали колёса, и через пару секунд автомобиль превращался в точку, а секунд через 10-11 уже был на финише. Нагервадзе, хоть и проиграл в этот раз, установил очередной рекорд России по прохождению четвертьмильной дистанции – пролетел её менее чем за 9 секунд.
Журналисты – превыше всего
Поразило обилие представителей СМИ. Тут были телевизионщики как с центральных каналов, так и местных, журналисты из многих регионов – столь культовое и неординарное событие желают осветить все. Несколько дней после грандиозных соревнований буквально каждый телеканал рассказывал обо всех перипетиях «Дрэг-Битвы».
Между прочим, Бремкаускас познакомился с «родителями» популярной в Красноярске автотелепрограммы «Коробка передач» и даже предоставил им несколько выпусков «Мотора». Коллеги очень высоко оценили уровень работы калининградцев и даже попросили разрешения на использование некоторых ноу-хау авторов программы - Дмитрия Бремкаускаса и Александра Щеглова. А вот прибалтийские бизнесмены ценить работу тележурналистов пока не научились. Всем хочется, чтобы показали рекламируемый товар в выгодном свете, расхвалили его, но «Мотор» ведь знакомит автолюбителей и с новостями автоспорта, и пропагандирует безопасное дорожное движение – в общем, имеет социальную направленность, чтобы облегчить и обезопасить жизнь автомобилистов, а за это, увы, никто платить не будет.
Немногие пока поняли, насколько эффективна реклама посредством автоспорта и как важна роль СМИ и, в частности, телевидения в освещении гонок. Дмитрий надеется, что найдутся люди, готовые идти на сотрудничество – проще говоря, спонсоры телепрограммы. И тогда через пропаганду гонок на TV автоспорт в нашем регионе станет по-настоящему массовым, зрелищным, на автодром будут приезжать тысячи болельщиков и десятки журналистов. В результате в выигрыше окажутся все «участники процесса» - зрители увидят отменное шоу и логотипы спонсоров, прошедшие соревнования посмотрят по телевизору десятки и сотни тысяч человек, а рекламодатели в конечном счёте увеличат продажи. Кстати, в Европе и Америке всё на сотрудничестве гонщиков, организаторов, рекламодателей и «пишущеснимающей братии» и построено. Там автоспорт – серьёзный бизнес, где заняты тысячи сотрудников. Благо, уникальное географическое положение Калининградской области вполне способствует росту международных связей спортсменов.
Будем надеяться, у Дмитрия Бремкаускаса всё получится. Помимо «телеатаки», автор «Мотора» намерен создать автопрограмму и на одной из радиостанций города. Цели те же – популяризация автоспорта, знакомство с миром «четырёх колёс», повышение культуры вождения и снижение количества трагедий на дорогах.