О качестве топлива на разных АЗС можно говорить бесконечно. Причём многие автомобилисты могут существенно расходиться во мнении, предпочитая те или иные автозаправки. А как быть тем, кто ещё не решил, какой компании отдать своё предпочтение? Чтобы получить ответ на этот вопрос, я решил посетить АЗС трёх наиболее известных компаний. Это – «Калининграднефтепродукт», «Лукойл» и «Рос&Нефть».
«Смертельный номер»
Мой поход начался с уникального эпизода. На моё предположение
о том, что «ёмкость для хранения бензина, которой уже много лет,
наверное, внутри совсем ржавая, а на её стенках, вероятно, многолетние
смолистые отложения», главный инженер нефтебазы самолично туда...
залез. А когда он обратно появился «на свет», то его белоснежная
рубашка осталась без единого грязного пятнышка. Заглянув внутрь
огромного резервуара, я увидел, что там на самом деле царила идеальная
чистота.
Главный инженер Калининградской нефтебазы
Виталий Дудаль продемонстрировал чистоту резервуара для хранения
автомобильного топлива
Оказывается, по существующей инструкции, хранилища автомобильного топлива должны один раз в два года проходить полную очистку. Во время такой плановой процедуры я и смог заглянуть в самое сокровенное место, куда сливается топливо.
А теперь раскрою карты. Всё это происходило на территории Калининградской нефтебазы, находящейся на ул.Портовой и принадлежащей «Калининграднефтепродукту» («Сургутнефтегазу»). Моя беседа с главным инженером Виталием Дудалем началась с вопроса, каким образом происходит контроль качества топлива. Оказывается, что когда приходят железнодорожные цистерны с топливом от разных поставщиков в адрес различных потребителей, то сразу же производится контроль его качества – непосредственно на месте. Для этого на территории нефтебазы имеется собственная аккредитованная лаборатория, которая в состоянии определить большинство параметров как бензина, так и солярки.
Миллион за серу
Упустить возможность познакомиться с процессом контроля качества
автомобильного топлива на нефтебазе я, конечно, не мог. Как оказалось,
многие параметры бензина определяются довольно простыми химическими
методами, но только не содержание серы. На нефтебазе имеется уникальный
прибор стоимостью немногим менее одного миллиона рублей, который
буквально за считанные минуты выдаёт чек (как в магазине), на котором
указывается процентное содержание серы в топливе. Что же касается
метода определения октанового числа бензина, то здесь аппарат посложнее
– фактически это однотактный двигатель, в котором регулируется степень
сжатия.
Лаборатория Калининградской нефтебазы
для определения октанового числа бензина
Надо отметить, что подобных аккредитованных лабораторий в Калининградской области несколько: об одной уже сказал, известны также лаборатории Балтфлота (контролирует ограниченное количество параметров топлива) и «Сейболт» (в основном ориентирована на контроль нефтепродуктов, предназначенных для экспорта).
«Левый» бензин – в общий котёл
Надо понимать, что на Калининградскую нефтебазу поступление топлива железнодорожными цистернами происходит непрерывно, поскольку здесь оказываются услуги по хранению нефтепродуктов для разных фирм. И каждый раз производится контроль его качества. Если топливо не удовлетворяет действующим стандартам, то цистерна сливается в специально предназначенный для него резервуар.
По последнему слову техники
В «Лукойле» хранение топлива производится в пос.Ижевское, где находится собственная база, отвечающая современным стандартам. Там расположились новые, сверкающие белизной инженерные сооружения, в числе которых четыре резервуара, рассчитанные на основные виды автомобильного топлива – бензины 92,95,98 и солярку. Функционирует это хранилище уже около трёх лет. Однако собственной контролирующей лаборатории там нет – компания прибегает к услугам независимых аккредитованных испытательных центров.
Тайна за семью печатями
Каким образом хранится топливо, продаваемое на АЗС «Рос&Нефть», мне узнать не удалось. «Раскрывать карты» в этой компании не стали. Однако известно, что её собственные хранилища расположены в пос.Храброво, на нефтебазе «Авианефть».
И «Лукойл», и «Рос&Нефть» временами пользуются услугами сторонних нефтебаз. В каких объёмах – неизвестно.
Откуда дровишки?
Насколько можно доверять качеству автомобильного топлива, приходится судить по тому, кто является его поставщиком. Большинство крупных игроков на данном рынке предпочитают проверенные нефтеперерабатывающие заводы.
Так, «Калининграднефтепродукт» основную массу топлива получает от «Киришинефтеоргсинтез», частично от «Юкоса», «Самары-терминала», «Куйбышевского НПЗ», «Сызранского НПЗ», «АК Транснефтепродукт», филиала «Юго-запад транснефтепродукт Брянское ПО».
«Лукойл» берёт топливо от собственных нефтеперерабатывающих заводов: «Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез», «Лукойл-Пермнефтеоргсинтез», «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
«Рос&Нефть» предположительно сотрудничает с «Роснефтью», исключение – бензин 98, который поставляется с Мажейкяйского нефтекомбината (Литва).
Молодость – в цене
Соответствие топлива тому или иному стандарту определяется Паспортом качества, с которым можно познакомиться на любой АЗС. Показательно, что ни на одной автозаправке, где я просил предъявить данный документ, отказа, как и положено, не последовало. Однако частенько можно было видеть недоумённые взгляды и вопросы: «Какие претензии к топливу?» или «А кто Вы такой?» Отвечал: «Хочу познакомиться с тем, что заливаю в бак своего автомобиля».
И такое поведение операторов АЗС неудивительно – обычно автомобилисты эту бумагу не спрашивают, так как для непосвящённого Паспорт качества – это настоящая китайская грамота. Сходу разобраться в нём, понять, что плохо или хорошо – невозможно. Поэтому я попросил помощи в компаниях «Лукойл» и «Калининграднефтепродукт».
Первое, на что надо обратить внимание – это год принятия стандарта, по которому производится топливо. Обычно об этом говорят две последние цифры в номере ГОСТа. Следует иметь в виду, что стандарты поздних выпусков предъявляют более жёсткие требования к топливу и, кроме того, нормируют ряд параметров, которые в более старых отсутствуют. Сегодня в ходу ГОСТы 1982, 1997, 2002 и 2005 годов. Естественно, что новые стандарты рассчитаны на современные машины.
«Калининграднефтепродукт» и «Рос&Нефть» в основном продают бензин, соответствующий ГОСТу 1997 года. Однако временами «Калининграднефтепродукт» реализует бензины 92 и 95, соответствующие отраслевому стандарту 2006 года, который, как утверждают в компании, аналогичен «Евро-4». «Рос&Нефть» продаёт бензин 98, соответствующий европейскому стандарту. Что же касается солярки, то у обеих компаний она производится по ГОСТу лишь 1982 года.
«Лукойл» же по бензину перешёл на ГОСТ 2002 года, что, по утверждению предприятия, соответствует «Евро-3», а по дизельному топливу – на ГОСТ 2005 года («Евро-4»). Кстати, ГОСТ 2002 года на бензин даёт возможность узнать потребителю, в каком количестве и какие октаноповышающие присадки (оксигенаты) входят в состав бензина. Сегодня этот параметр можно узнать только на АЗС «Лукойла», взглянув на Паспорт качества.
Кислота – враг мотора
Важными параметрами бензина является содержание в нём серы, смол и бензола. Сера при сгорании топлива образует серную кислоту, которая приводит к сильной коррозии металла двигателя, его преждевременному износу и отравляет окружающую среду. Смолы осаждаются на кольцах, что приводит к их залеганию, а форсунки закоксовываются. Повышенное содержание бензола приводит к усилению токсичности бензинов и отработанных газов. Сравнить содержание этих веществ на разных АЗС можно, изучив Паспорт качества топлива.
Надо иметь в виду, что чем «свежее» ГОСТ, по которому производится топливо, тем меньше у него вредных спутников.
Лёгкий или тяжёлый?
Существенное влияние на работу двигателя во время его запуска и езды оказывает фракционный состав бензина. Чем больше лёгких компонентов, тем полнее сгорает воздушно-бензиновая смесь, увеличивается приёмистость двигателя, мотор легче заводится в зимнее время. Однако в жаркую погоду они быстрее испаряются, вызывая эффект паровых пробок, что может приводить к перебоям в работе двигателя. Как меня заверили в компании «Лукойл», в холодное время года на их АЗС поступает только зимний бензин, содержащий больше лёгких фракций.
Мёрзлая солярка
У дизельного топлива одними из главных параметров являются содержание серы и температура помутнения, когда топливо близко к замерзанию (примерно с разницей в 5-10 градусов). Последнее важно в зимний период времени. Согласно Паспортам качества, эти параметры у «Лукойла» составляют соответственно 0,005% и -5 оС, а у «Калининграднефтепродукта» - 0,15% и -5 оС. Приведённые температурные показатели качества свойственны летним дизельным топливам. «Рос&Нефть» указывает данные по содержанию серы 0,18%, но не раскрывает температуру помутнения. Кстати, по новому стандарту введён новый параметр – температура фильтруемости, она, как правило, ниже вышеназванной на 5-10 оС и определяет предельную температуру топлива, при которой оно перестаёт проходить через фильтр.
Другим существенным показателем качества дизтоплива является цетановое число. Для солярки, предназначенной для старых машин, – это 45 единиц, для современных автомобилей данный параметр должен быть не ниже 51.
Так что же лучше?
Когда я готовил эту статью, то не ставил перед собой цели определить лучшую АЗС. Во-первых, не стоило сталкивать лбами конкурентов – все названные компании, как мне показалось, стремятся завоевать и сохранить уважение автомобилистов. Во-вторых, свойства продаваемых нефтепродуктов меняются со временем, а в-третьих, я посчитал, что важнее предоставить автомобилистам такую информацию, с помощью которой они смогут самостоятельно выбрать наиболее подходящую АЗС и контролировать приобретаемое топливо. Главное помнить, что не только октановое или цетановое число определяет качество автомобильного горючего.
Для любознательных
Если у автомобилиста возникает подозрение в качестве топлива
той или иной АЗС, то посмотрев его Паспорт качества, он может сделать
для себя определённые выводы. Даю инструкцию.
1. Попросить Паспорт качества на нужный вид топлива.
2. Проверить дату документа – он не должен быть старым.
3. Найти год выпуска ГОСТа. Чем он новее, тем выше требования к
топливу.
4. Для бензина проверить содержание оксигенатов, серы, смол, бензола
и другие параметры.
5. Для дизельного топлива проверить цетановое число и содержание
серы. Зимой – температуру помутнения или фильтруемости.
Примечание:
в Паспорте качества
приводятся данные на допустимые и фактические значения
.
Содержание вредных веществ в бензине
«Калининграднефтепродукт»
«Лукойл»
«Рос&Нефть»
Бензин 92
ГОСТ
1997
2002
1997
Смолы, мг/100куб.см
3,0
1,2
2,6
Сера, %
0,03
0,0014
0,02
Бензол, %
2,8
0,8
2,8
Бензин 95
ГОСТ
1997
2002
1997
Смолы, мг/100куб.см
2,0
1,0
2,4
Сера, %
0,001
0,0006
0,01
Бензол, %
0,8
0,8
3,0
Примечание:
хотя эти данные и
взяты из Паспортов качестве бензинов, однако они могут отличаться
в различное время.
ГОСТ приближается к «Евро»
По срокам введения европейских требований к автомобилям Россия отстаёт от западноевропейских стран примерно на 10 лет. Требования «Евро-2» были введены в Европе с 1996 г., «Евро-3» - с 2000 г., «Евро-4» - с 2005 г., «Евро-5» планируется с 2009 г.
Переход с одного уровня экологических требований на другой, более высокий, сопровождается ужесточением нормативов на автомобильное топливо. Ограничения устанавливаются исходя из требований по обеспечению надёжности и эффективности работы современных автомобилей, включая системы нейтрализации отработанных газов, а также исходя из требований к топливу, влияющих на выделение вредных веществ в окружающую среду. В первую очередь это касается жёстких ограничений по содержанию серы и металлорганических антидетонаторов и зольных присадок ко всем топливам, ограничений по содержанию бензола, олефиновых, ароматических углеводородов и фракционному составу для бензинов, по содержанию полициклических углеводородов, фракционному составу и противоизносным свойствам для дизельного топлива.
В России основная часть бензинов выпускается в соответствии с ГОСТ Р 51105-97, где предельное содержание серы в бензине составляет не более 0,05%, а бензола - 5%, что соответствует требованиям «Евро-2». Вместе с этим действует новый ГОСТ Р 51866-2002, устанавливающий экологические требования к бензинам уровня «Евро-3» (аналогично EN-228-99/2002) с предельным содержанием серы - 0,0015% и бензола - 1%.
Определяющим показателем дизельного топлива для обеспечения надёжности работы систем нейтрализации отработанных газов современного автомобиля является содержание в топливе серы. Требования «Евро-3» - 0,035%, «Евро-4» - 0,005% и в перспективе «Евро-5» - 0,001%. Большая часть дизельного топлива выпускается в России по ГОСТу 305-82, где предельное содержание серы в топливе составляет 0,2%. Однако ряд НПЗ уже несколько лет вырабатывает топливо с содержанием серы не более 0,05%, что аналогично требованиям «Евро-2».
Примечание: по новым стандартам доля содержания вредных веществ в топливе определяется чаще всего в мг/кг. Чтобы привести эту величину к процентам, нужный параметр надо разделить на 10000.
Сколько АЗС в Калининградской области?
Количество АЗС в Калининграде, включая Большую Окружную
Сайт
AVTO39.RU
для мобильных
устройств всегда под рукой
Ваши комментарии
#1
Константин
(-----.tis-dialog.ru) 19:01 21.09.2007
Если верить сим таблицам, выходит у Рос&Нефть 95 бенз говеного качества!? =(
#2
верхом на ведре
(-----.wbt.ru) 03:21 10.10.2007
на Луойле 95 подешевел(проверенный факт) поставим эксперимент на моем тазу ))))
#3
Алеся
(-----.tis-dialog.ru) 13:25 21.12.2007
На Рос&Нефте (Автомобильная)вчера 20.12.2007 в 16:53 заправлялась 95 бензином, и отъехав от колонки примерно 1 метр моя машина (124 мерс купе Е), решила, что дальше она не поедет. Завести ее я больше не смогла. Жалобу мою не приняли. Сертификат качества управляющая напрочь отказывалась мне показать (с боем я его все-таки отксерокопировала).Пришлось вызывать эвакуатор и увозить машину в сервис. На сервисе автослесарь спросил, что случилось. Объясняя ему причину "Я заправилась на Рос&Нефте..." не дав мне дорассказать он меня продолжил:"Наверное, на Автомобильной!? Вы оттуда уже не первый человек кто к нам едет". Собираюсь делать экспертизу бензина.
#4
Игорь
(-----.tis-dialog.ru) 21:47 31.05.2008
Рос&Нефть
Да вы посмотрите сколько народу на рос нефти на любой АЗС качество бензина отличное и спрос соответствующий Обслуживание супер опытный персонал.
#5
Дмитрий
(-----.ros-neft.ru) 21:58 06.06.2008
Да, а статейка то заказная. А потом червячок пискунов обзванивает компании и говорит, а если не хотите что бы про вас писали давайте денег, рекламу там закажите или статейку. Нашел на кого тявкать, да эти топливные компании такого червяка как ты даже не заметят, твоя проверка топлива это фикция для незнающего читателя. Да вы понятия не имеете как правильно берется отбор для пробы. Так что читатели вы лохи если верите этой статейки.
#6
Duck
(-----.10.6) 15:34 08.07.2008
Поддерживаю Дмитрия! Собственно КТО контролирует качество бензина? А КИКИЕ у него полномочия? Активная реклама Лукойла и Рос&Нефти начинает доставать.
Я недавно купил НОВЫЙ автомобиль (Рено). Основное условие производителя к топливу (а ест он бензин от 91 до 98) это отсутствие присадок. Мотодом опроса знакомых автомобилистов и сотрудников автосервиса выяснил о заправках (и их бензине) следующее:
Лукоил - если хочешь запороть движок -- доборо пожаловать!
Рос&Нефть - нормальная запровка, многоие хвалят.
Так и поступил. Заправлялся на одной и той же заправке Рос&Нефть. НО!!!!!! Спустя 2 месяца, машина начала плохо заводиться (а то и глохнуть) по утрам и после долгой стоянки. Машина на гарантии - прямиком в сервис. А там разводят руками - плохой бензин! Анекдотичная ситуация - на ХОРОШЕЙ заправке ПЛОХОЙ бензин !!!!!! Выкрутив руки спецу по движкам выяснил, что надо попробовать заправиться на СургутНефтеГазе. Съездил, заправился. Стало лучше. Из израсходованных 40 литров бензина, всего дважды были случаи, когда движок также копризничал.
Так ГДЕ же взять ХОРОШИЙ бензин, ведь мы отдаем за него ХОРОШИЕ деньги?!
#7
Duck
(-----.10.6) 15:35 08.07.2008
Поддерживаю Дмитрия! Собственно КТО контролирует качество бензина? А КИКИЕ у него полномочия? Активная реклама Лукойла и Рос&Нефти начинает доставать.
Я недавно купил НОВЫЙ автомобиль (Рено). Основное условие производителя к топливу (а ест он бензин от 91 до 98) это отсутствие присадок. Мотодом опроса знакомых автомобилистов и сотрудников автосервиса выяснил о заправках (и их бензине) следующее:
Лукоил - если хочешь запороть движок -- доборо пожаловать!
Рос&Нефть - нормальная запровка, многоие хвалят.
Так и поступил. Заправлялся на одной и той же заправке Рос&Нефть. НО!!!!!! Спустя 2 месяца, машина начала плохо заводиться (а то и глохнуть) по утрам и после долгой стоянки. Машина на гарантии - прямиком в сервис. А там разводят руками - плохой бензин! Анекдотичная ситуация - на ХОРОШЕЙ заправке ПЛОХОЙ бензин !!!!!! Выкрутив руки спецу по движкам выяснил, что надо попробовать заправиться на СургутНефтеГазе. Съездил, заправился. Стало лучше. Из израсходованных 40 литров бензина, всего дважды были случаи, когда движок также копризничал.
Так ГДЕ же взять ХОРОШИЙ бензин, ведь мы отдаем за него ХОРОШИЕ деньги?!
#8
duck
(-----.10.6) 15:37 08.07.2008
Поддерживаю Дмитрия! Собственно КТО контролирует качество бензина? А КИКИЕ у него полномочия? Активная реклама Лукойла и Рос&Нефти начинает доставать.
Я недавно купил НОВЫЙ автомобиль (Рено). Основное условие производителя к топливу (а ест он бензин от 91 до 98) это отсутствие присадок. Мотодом опроса знакомых автомобилистов и сотрудников автосервиса выяснил о заправках (и их бензине) следующее:
Лукоил - если хочешь запороть движок -- доборо пожаловать!
Рос&Нефть - нормальная запровка, многоие хвалят.
Так и поступил. Заправлялся 92 бензином (он вроде как без присадок...) на одной и той же заправке Рос&Нефть. НО!!!!!! Спустя 2 месяца, машина начала плохо заводиться (а то и глохнуть) по утрам и после долгой стоянки. Машина на гарантии - прямиком в сервис. А там разводят руками - плохой бензин! Анекдотичная ситуация - на ХОРОШЕЙ заправке ПЛОХОЙ бензин !!!!!! Выкрутив руки спецу по движкам выяснил, что надо попробовать заправиться на СургутНефтеГазе. Съездил, заправился. Стало лучше. Из израсходованных 40 литров бензина, всего дважды были случаи, когда движок также копризничал.
Так ГДЕ же взять ХОРОШИЙ бензин, ведь мы отдаем за него ХОРОШИЕ деньги?!
#9
duck
(-----.10.6) 15:39 08.07.2008
Простите, три раза случайно получилось...
#10
водоем
(-----.65.129) 13:34 20.10.2008
Интерьер вашего дома
распект за такой познавательный портал
Интерьер вашего усадьбы
#11
ilya
(-----.tis-dialog.ru) 00:04 14.06.2009
benzin
На Лукойле не заправлялся - много плохих отзывов от знакомых. Заливал 92 на Сургуте и Роснефти. Зимой при -5 заправился на Сургуте (перекресток Герцена и Островского). Машина заглохла на ходу и больше не заводилась. Помогла присадка для удаления воды из бензина.