Финал областного чемпионата по автокроссу прошёл
только в двух классах
Очередной сезон баталий на «Янтарном кольце» канул в Лету –
23 сентября прошли финальные в 2007 году заезды. Как и в минувшем
сезоне, нынешняя концовка многомесячного марафона ознаменовалась
событием «из ряда вон»...
В прошлом сезоне, напомню, Александр Артемьев подал протесты на автомобили Андрея Горяинова и Дмитрия Наумова, лидеров «Д2 Классики», и потребовал вскрытия моторов «пятёрок». Как говорится, что не запрещено, то разрешено – правила допускают подобные действия. Событие вызвало колоссальный интерес – в Калининграде ведь такое впервые, однако «криминала» судьи не нашли. Тем не менее осадок у чемпиона и второго призёра, очевидно, остался.
В чемпионы - «автоматом»
На этот раз случилась история куда более некрасивая, только
в другом дивизионе – самом популярном «Д1А – Одна ось». Спортсмены
объявили ему своеобразный «бойкот». Дело в том, что ни с того ни
с сего накануне соревнований, в субботу, в этом классе зарегистрировались
только двое (по другим данным – четверо) пилотов. Остальные «завсегдатаи-моноприводники»
заявились в «Д1». Из-за малочисленности соискателей было принято
решение заезды в «Д1А» отменить - получилось, что чемпионом автоматически
стал Эркин Хусаинов, лидирующий с минимальным отрывом от прошлогоднего
обладателя титула Вадима Шимко. Вадим, вполне способный стать двукратным
чемпионом, негодовал (а с ним и вся команда «Калининградской строительной
компании»): «Считаю, что это неспортивно и некрасиво – решать судьбу
победы не на трассе, а «на бумаге». Моё отношение к «бойкоту» резко
негативное. Так поступают только шахматисты».
Расстройство и досаду Шимко понять нетрудно – из-за развалившегося на втором этапе мотора «Seat Ibiza» пилот «КСК» уступил лидерство стабильному Эркину Хусаинову даже после двух своих побед кряду. Разумеется, Вадим жаждал реванша на последнем этапе. А так - «всего лишь» вице-чемпионское звание. В то же время «свежеиспечённый» чемпион Калининградской области (теперь уже трёхкратный) всячески опровергал своё участие в «сговоре» с другими пилотами или каком-то «подкупе»: «Не моя вина, что в классе заявилось четверо человек и гонка не состоялась. Я был готов сегодня побороться с Вадимом и на трассе, но не судьба, видно. Тем не менее я очень рад своему чемпионству».
Зная Эркина и его бойцовский характер, в его версию о непричастности к «бойкоту» верится. Либо и вправду судьбе было угодно так распорядиться со званием чемпиона, либо... большинство гонщиков сами, без чьей-то «помощи» решили отдать лавры победителя именно Хусаинову. «Политика» «политикой», а кроссмены вновь подарили зрителям отменное шоу: едва пристегнувшись ремнями безопасности и запустив басовитые моторы, гонщики, кажется, забывают и о проблемах, и об осторожности и начинают яростно выяснять отношения на трассе – к неподдельному восторгу зрителей.
Любишь кататься...
Правда, чтобы выйти на воскресный старт, многим гонщикам и
их механикам пришлось засучить рукава в субботу, после квалификационных
заездов. Настоящий трудовой подвиг совершил Владимир Рощин и его
механик Владимир Лапшин. На жёлтой «копейке» развалился двигатель
– поршни отсоединились от шатунов и разбили весь блок цилиндров,
а также головку блока. Вдобавок отказала коробка передач – точнее,
механизм переключения. Так вот, тёзки как взялись накануне, часов
в пять вечера латать «жигулёнок» прямо в полевых условиях, так и
не отходили от него до 23 часов ночи. Вот это стремление – любой
ценой выйти на старт!
В классе «Жигулей» в автокроссе участвовало
аж десять «патриотов»
Эркин Хусаинов менял головку блока цилиндров – тоже не пустяковая работа. До полуночи возились с мотором и механики Александра Артемьева, но у них были более «тепличные» условия – реанимировали «сердце» «Мазды» на сервисе. Не избежал неполадок и «Volkswagen Golf» Александра Чепелевича – опять-таки в гараже меняли коробку передач. На всё про всё ушли три часа – вместе с перерывами на кофе. Вот это оперативность! Более мелкие, но досадные поломки «вылезли» и на других автомобилях - «Янтарное кольцо» очень требовательно к надёжности «болидов».
Так или иначе, в двух классах участников набралось немало. Организаторы на сей раз предоставили право стартовать первыми «полноприводникам» - до этого пилотам приходилось ездить по ухабам, разрытым «Жигулями». Поскольку в «Д1» заявилось более десяти соискателей победы, вначале прошли отборочные заезды – всю армаду разделили на две группы. Затем, теоретически, должен был состояться утешительный финал, определяющий ещё двух участников главного заезда, но не сложилось – несколько машин встали на трассе, и необходимость в «утешиловке» отпала сама собой.
И пыль, и ямы, и борьба
Первый старт. Вот из-за трамплина выпрыгивает Чепелевич, которого
отчаянно пытается «достать» Артемьев. Следующими «сцепились» Артём
Мачуленков на «Seat Ibiza», сумевший одолеть Хусаинова, и Михаил
Соларёв на «Opel Kadett» - механик Александра Власюка решил попробовать
вновь свои силы в автокроссе, а также помочь товарищу и его команде
в чемпионской борьбе и сделать заезды более массовыми.
Совсем не впечатлил скоростью Дмитрий Краснов на полноприводной и турбонаддувной «Mazda 323 GT-R» - он плёлся где-то в конце пелетона. Оказалось, тормозные колодки «прилипли» к дискам, поэтому автомобиль и не ехал – он еле полз, а потом и вовсе окутался клубами едкого дыма и встал – фрикционные накладки воспламенились. Временами борьба между Мачуленковым и Хусаиновым перерастала из жёсткой в жестокую – в пыли Артём подтолкнул Эркина, и «Скирокко» соперника отлетел в земляную насыпь и отскочил от неё, словно мяч, чуть ли не на двух колёсах.
Кстати, трасса и на этот раз была подготовлена достаточно хорошо, за что отдельное спасибо надо сказать МУП «Эдис» и его руководителю Загиду Гусейнову, который весь сезон самоотверженно поддерживал автоспорт. Предоставленные предприятием грейдеры и катки старательно «утюжили» «Янтарное кольцо» после каждого этапа.
Однако было на трассе всё же несколько коварных ям и промоин. Особо «впечатлила» гонщиков яма после трамплина – резкий подброс, после которого автомобили прыгали на одно переднее колесо. В первые минуты после заезда немногие могли объяснить печатными словами ощущения от таких «полётов» и встрясок – одни эмоции...
Вскоре всё на трассе успокоилось. Артемьев, понемногу
отстававший от Чепелевича, после третьего круга опять встал – не
сдюжила коробка передач. Невероятное мастерство и упорство помогли
Хусаинову прорваться на второе место, а Соларёв без особых приключений
прикатил к финишу четвёртым – следом за Мачуленковым.
Бал среди «классиков» правили пилоты
«Преголь-Лады» - Дмитрий Наумов, Андрей Горяинов, Владимир Тарасов
и Сергей Луценко
Старт второй группы «Д1» начался интригующе – лидерство захватил Александр Власюк, а очень быстрый Вадим Шимко поехал только третьим. Между действующим и будущим вице-чемпионами вклинился Елизар Пахмутов, жаждавший ещё одной победы. Опередить два не первой свежести автомобиля для Шимко не составило труда, а Пахмутов изрядно пощекотал нервы Власюку, пока не застыл на обочине его «Volkswagen Jetta». Только между собой боролись гурьевские «драйверы» из команды «Весава-Кросс» Фёдор Вальтер и его сын Вячеслав, выступавший на болиде Юхтенко (сам Юрий Вячеславович в этот раз в заездах участия не принимал). Чёрные «Мазды» ехали на почтительном расстоянии от лидеров. Вячеслав же с отцом не церемонился и смог-таки оставить одноклубника-папу «с носом».
Войны «патриотов»
В классе «Жигулей» на старте выстроились аж десять «патриотов». Наконец-то Виталий Фёдоров представил публике свою новую «пятёрку». Правда, автомобиль в спешке собирался в последние четверо суток, и многое осталось «сырым», недоделанным. А Александр Парамонов дебютировал в автокроссе на «копейке», одолженной у Вадима Куяланскаса – выступал такой спортсмен на «кольце» в 2005 году.
Бал среди «классиков» правили пилоты «Преголь-Лады»
- Дмитрий Наумов, Андрей Горяинов, Сергей Луценко и Владимир Тарасов
сразу уехали от остальных и боролись попарно только между собой.
Снова нужно отметить потрясающую езду Евгения Новика. Всего вторая
гонка, а пилот вновь наступал «на пятки» лидерам - сразу после стартовой
отмашки поехал пятым. Видно, сказывается мотокроссовая школа – тамошние
условия несравненно более сложны и опасны, и кросс на автомобилях
для мотогонщиков – словно «курортная прогулка». Вот и конкурирует
с «автоэлитой» Евгений скорее за счёт бесстрашия, чем быстрого и
дорогого автомобиля (Кстати, сам Новик сказал, что ему удалось хорошо
выступить на двух этапах чемпионата только благодаря поддержке спонсоров
– автомагазинов «Сигма-авто» и «БМВ на Леонова», торговой марке
масел «Aral», провайдеру «Газинтернет», помощи Спортивно-технического
клуба Ленинградского района в лице его директора Юрия Леонова, а
также слаженной работе механиков – Вадима Журавлёва и Алексея Бабинова).
Позже на «хвост» дебютанту сел Виталий Фёдоров и даже умудрился
выйти вперёд. Рощин, поставивший под капот фактически стандартный
мотор, ехал довольно скромно.
Глава МО «Гурьевский городской округ»
Юрий Юхтенко всегда собирает
массу поклонников среди детей
Опасный аттракцион
В который раз за сезон забастовавший ВАЗ Виктора Фёдорова показал, что судейская коллегия работает не на высшем уровне, и постов на трассе не хватает. Фёдоров-старший остановился на одном из поворотов прямо на внутренней прокопанной траектории, где и ездили большинство спортсменов. «Догнавшие» его на круг конкуренты едва успевали «вылезти» из ямы, миновав столкновения. Можно представить чувства гонщиков: вылетая на скорости «под 80» из виража и начиная разгон, в последний момент вдруг замечаешь стоящее препятствие, а деваться почти некуда – справа земляной бруствер, слева – ещё одна гора земли, выброшенной колёсами. Просто жуть!
Тем не менее все девять водителей сумели-таки миновать препятствие, но ситуация была крайне опасная. Самое страшное – оперативно предупредить участников судьи не смогли, да и через пару минут, когда все уже знали о вставшем автомобиле, маршал как-то вяло размахивал жёлтым флагом, да ещё и стоял в неудачном месте, почти сливаясь со зрителями – а ведь впору было махать в изо всех сил и кричать «караул».
Дебютант-терминатор
Во время перерыва спортсмены и механики привели в чувство свои болиды, насколько это было возможно, и «Янтарное кольцо» в последний раз в этом сезоне приняло гостей. В первом финале отыгрались за все неудачи нынешнего года пилоты «КСК» – Александр Чепелевич возглавил заезд (причём, как позже разъяснил гонщик, ехал он далеко не в полную силу – ровно настолько, чтобы удерживать первенство), а Вадим Шимко так и норовил вырваться вперёд. Остальные едва успевали за «строителями» - лучшим среди прочих стал Александр Власюк, после схода Дмитрия Краснова уцепившийся за последнее «пьедестальное» место. Эркин Хусаинов яростно атаковал давнего соперника, перекрещивал траектории, сходился и сцеплялся боками с автомобилем Власюка, но всё безуспешно – Александр в пятый раз за сезон (из пяти возможных) финишировал на почётном призовом месте. А вот напарник Власюка – Михаил Соларёв - «развлекал» народ в стиле героя боевика – на выходе из поворота подловил автомобиль Фёдора Вальтера, около двадцати метров протащил «Мазду» боком и в конце-концов выпихнул на обочину. Потеряв время, участники инцидента выбрались из ловушки, но оказались уже отнюдь не на первых местах. Пятым финишировал Артём Мачуленков.
Победа «в одни ворота»
Мало кто сомневался в победе Чепелевича в чемпионате – с четырьмя первыми и одним третьим местом опытнейший кроссмен вне конкуренции. Власюк, как и год назад, вице-чемпион. Бронзовую награду взял Вячеслав Вальтер – это его первый полный сезон в автокроссе, и молодой гонщик уже зарекомендовал себя как опытный, надёжный, быстрый и порой неуступчивый водитель.
Разочарованиями года можно назвать Александра Артемьева, Дмитрия Краснова и Игоря Севостьянова – владельцы очень быстрых полноприводных автомобилей страдали от слишком частых «болезней» своих «монстров» и в чемпионате особо не блеснули (разве что Артемьев одержал одну победу), уступив высокие места пилотам надёжных моноприводных автомобилей.
Да здравствует новый король «Классики»!
«Жигулей» на старт заключительного финала вышло уже семь – против десяти в первом заезде. А до финиша и вовсе доехали лишь две отечественные «повозки» - Дмитрия Наумова и Андрея Горяинова, а «копейка» Рощина буквально доползла до отмашки клетчатым флагом – настолько плохо стало жёлтой «старушенции». Следует отметить Горяинова – весь сезон двукратного чемпиона «Д2 Классики» донимали проблемы с автомобилем, и лишь на последнем этапе зрители увидели прежнего Андрея – быстрого, по-спортивному агрессивного, нацеленного на победу. В обоих заездах Горяинов предпринимал попытки обгона Дмитрия, порой чересчур активные – на одном из виражей белая «пятёрка» встала на два колеса и чуть не опрокинулась. Но своеобразный «гол престижа» «прегольладовец» забил, хотя потом заявил: «Сезоном я не очень доволен – четыре мотора соберёшь за год, конечно будешь недоволен. Причины неудач – субъективные: то перегревы, то ещё что-нибудь. Думаю, теперь всё осталось позади – с мотором разобрались, проблем пока нет. Потенциал у двигателя есть, хоть он ещё и не отрегулирован до конца – есть над чем работать». Вторил Андрею и давний друг-соперник Владимир Тарасов: «Впечатления от сезона не очень – машина «устала», сейчас собираю другую. Нынешняя вся уже развалилась. Хотя удовольствие от заездов получил немалое». Зато Дмитрий Наумов и Сергей Луценко ликовали – первый стал чемпионом, второй взял кубок за второе итоговое место, наивысшее в карьере.
Последним из сошедших стал Евгений Новик – перед сходом председатель Клуба экстремальных видов спорта произвёл настоящую сенсацию – смог навязать борьбу самому Горяинову! Отлично стартовав, вскоре Женя бок о бок сошёлся с белой «змеёй» Андрея, и таким образом, бодаясь, гонщики преодолели несколько поворотов. Новик говорит, что, когда прошёл оппонента и увидел «на горизонте» автомобиль Наумова, обомлел и не поверил глазам своим! Увы и ах, долго «пятёрка» в таком темпе не выдержала – сначала от задней подвески отстыковался один рычаг, а затем и весь мост принялся ходить ходуном, мотор закипел, перед этим было разбито лобовое стекло, которое пилоту пришлось вышибать кулаком. Уже придя в себя, Новик строил планы на будущий сезон: «В следующем году я им всем покажу! Магазин «Сигма» пообещал долгосрочное сотрудничество, поэтому за зиму как следует подготовим автомобиль и будем бороться за победы».
Окончательно отвернулась удача от Виталия Фёдорова. Нежданно-негаданно пропали тормоза, и чтобы не тормозить о рощинскую «копейку» перед виражом, спортсмен принялся объезжать препятствие по внутренней траектории. А там притаился внушительный камень – колесо, наехав на него, подскочило, и вишнёвая машина перевернулась на крышу. В прошлом году Фёдоров даже лидировал в чемпионате, сейчас же наивысшим достижением стало пятое место на одной гонке. А так – сплошные сходы и поломки.
В командном зачёте второй год подряд лучшими стали «игроки» «Калининградской строительной компании» - Вадим Шимко, Александр Чепелевич, Игорь Севостьянов. «Преголь-Лада» (Дмитрий Наумов, Андрей Горяинов, Владимир Тарасов, Сергей Луценко) стала второй, а «Несте» получила «бронзовый» кубок – за честь финских масел бились Александр Артемьев и Александр Власюк.
Спортивный наезд
Кстати, после финиша на пилота «КСК» Вадима Шимко (по другой
версии – Александра Чепелевича) был совершён «наезд» со стороны
Александра Власюка (сам вице-чемпион «Д1» от комментариев отказался).
Тот подал апелляцию – вроде как рабочий объём двигателя автомобиля
строительной компании не соответствует техтребованиям. Но в течении
оговоренных правилами РАФ двадцати минут никто не изъявил желания
вскрывать мотор, поэтому протест остался на бумаге. Такое чувство,
что все ополчились против «КСК»! А может, просто завидуют, ведь
за два года гонщики завоевали пять высших титулов из шести возможных.
Чествование команд-победителей в
этом сезоне прошло весело и задорно
Ещё перед началом соревнований, на торжественном
открытии Владимиру Романенко, титулованному спортсмену и пропагандисту
автомобильного спорта, уделяющему много времени работе с молодёжью,
был вручён орден Международного фонда меценатства за вклад в безопасность
дорожного движения. А уже на закрытии одарили и всех остальных.
Кстати, призовой фонд пятого этапа – вместе с итоговыми денежными
наградами – предоставила «Преголь-Лада», которая уже не первый год
выступает в качества главного спонсора чемпионата.
Ярким завершением сезона 2007 года
на «Янтарном кольце» стал салют,
организованный «Центром фейерверков «ХАН»: в небо поднялись
разноцветные парашютики и конфетти – было очень красиво и торжественно
Перед собравшимися выступили организаторы чемпионата: глава Гурьевского городского округа Юрий Юхтенко, гендиректор ОАО «Преголь-Лада» Андрей Гурьянов, руководитель регионального отделения РАФ Николай Елагин, депутат областной думы и секретарь Гурьевского отделения партии «Единая Россия» Александр Орехов. Помощник губернатора зачитал спортсменам поздравительное письмо от Георгия Бооса. А под занавес церемонии награждения «Центром фейерверков «ХАН» был организован салют: в небо поднялись миллионы светящихся точек, разноцветные парашютики и конфетти – очень красиво и торжественно.
Жаль, что сезон автокросса окончен, но организаторы пообещали, что в межсезонье болельщикам всё же скучать не придётся – автогонок будет предостаточно, в том числе и любительские ралли.