Теперь там можно восстанавливать детали,
которые раньше приходилось выбрасывать
На прошлой неделе я побывал в «Автоспеццентре»,
что находится в пос.Чкаловск, где мне было продемонстрировано замечательное
оборудование, позволяющее надёжно ремонтировать большинство изношенных
деталей и узлов как автомобилей, так и других движущихся и неподвижных
механизмов.
Цепляет намертво!
Передо мной специалист по напылению металла Дмитрий,
работник «Автоспеццентра». В руках у него небольшой цилиндр с тонкой
трубкой на конце. Из неё с лёгким шумом струится металлический порошок,
который оседает на поверхности ремонтируемой детали. Постепенно
слой нового покрытия утолщается, тем самым ликвидируя трещину, которая
ранее не позволяла использовать по назначению эту деталь.
Увидев это, я засомневался в стойкости нового
покрытия. Попросил Дмитрия нанести металлическое покрытие (в данном
случае алюминиевое) на несколько предметов. Первым под мою руку
попался гаечный ключ, на который сразу же был положен слой толщиной
в несколько миллиметров. Взял нож и с уверенностью, что смогу оторвать
нанесённое покрытие, попытался подцепить его. Однако нож лишь соскальзывал
и срезал часть покрытия. При этом его твёрдость показалась мне сродни
дюралюминиевой. Прилипло намертво – подумал я и предложил сделать
напыление на несовместимый, на мой взгляд, металл – медную трубку.
Проверка прочности покрытия показала тот же результат. Инстинкт
исследователя погнал меня дальше, и я попросил нанести покрытие
на стекло бутылки. И каково было моё удивление, когда при попытке
оторвать новый слой он был удалён лишь с частью стекла. Вот что
такое металлическое напыление по новой технологии! С его помощью
металл вгрызается непосредственно в саму основу поверхности детали,
сливаясь с ним в одно целое!
Космическая технология
Приобрёл замечательное оборудование директор «Автоспеццентра» Александр Артемьев, с которым я и побеседовал.
Корр.:
Александр, где Вы узнали о новой
технологии нанесения покрытия?
А.А.:
Будучи этим летом в Москве на выставке
«Интеравто», я увидел интересное оборудование, которое мне очень
понравилось. Оно обеспечивает нанесение высококачественных металлических
покрытий на детали с помощью порошковых металлических материалов.
Его назначение – производство различных изделий и выполнение широкого
спектра восстановительных работ. Данная технология впервые была
разработана и применена в ракетно-космических исследованиях и вот
теперь стала доступна для автосервисов.
Корр.:
Какие возможности у данного оборудования?
А.А.:
Для нас новая
технология нанесения
металлических покрытий стала палочкой-выручалочкой в большинстве
случаев. Те детали, которые раньше приходилось выбрасывать в связи
с их износом и невозможностью ремонта, сейчас можно надёжно восстанавливать.
Это касается коленчатых валов, посадочных мест подшипников, интеркулеров,
радиаторов охлаждения мотора, радиаторов печек, кондиционеров. Любую
трещину и щель теперь можно заделать, устранив течь охлаждающей
жидкости, масла в двигателе, коробке передач, редукторе моста, рулевом
управлении.
Оборудование разгоняет металлический порошок до
сверхзвуковых скоростей, что позволяет мелким частицам металла внедряться
в поверхность детали. Получается очень прочное соединение детали
с нанесённым покрытием, качество которого таково, что оторвать его
практически невозможно. Высокая адгезия, низкая пористость (не более
3%) даёт возможность восстановить деталь с гарантированным качеством
и обеспечить ей вторую жизнь. Такая технология получила несколько
названий: динамическая металлизация, нанесение металлов сверхзвуковым
потоком воздуха, газодинамическое напыление металлических покрытий.
Особенностью данной технологии является то, что в процессе работы деталь нагревается незначительно – не более 150 градусов. Это обеспечивает отсутствие деформации детали, она не коробится и не теряет форму.
Корр.:
Чем динамическая металлизация лучше
обычной сварки?
А.А.:
Фактически в ряде случаев данная
технология даёт лучшие результаты по сравнению с обычной сваркой.
Например, при заваривании трещин в поддоне двигателя аргоном часто
происходит нарушение его геометрии, в результате чего наблюдается
неплотное пролегание этой детали к плоскости мотора. Проблемы возникают
и при заварке чугунных коллекторов – рядом с заваркой часто возникают
новые трещины. А поскольку динамическая металлизация не даёт высокую
температуру, то от этой проблемы мы избавляемся. После напыления
металла трещина в этом месте не возникнет.
Кроме того, данное оборудование можно применить в ряде случаев и без демонтажа детали, например, того же поддона двигателя. Достаточно только слить масло, после чего заделать трещину.
Чаще всего при нанесении металлического покрытия даже не требуется зачистка от масла или окислов. За счёт сверхзвуковых скоростей порошка происходит очистка поверхности, как и при пескоструйной обработке, после чего наносится металлическое покрытие.
Ремонту подлежат не только детали автомобилей, но и сельскохозяйственной, строительной, землеустроительной техники, оборудования промышленного производства. Толщина напыляемого слоя не ограничена, можно обеспечить его толщину и в сантиметрах, и в долях миллиметра.
Корр.:
Какие металлы используются при напылении?
А.А.:
Напыление может производиться различными
металлами в зависимости от области применения ремонтируемых деталей.
Наиболее жаростойкими характеристиками обладает напыление никелем,
который используется для деталей, работающих при температурах от
800 до 1200 градусов. Смесь меди с цинком применяется для восстановления
посадочных мест подшипников, стальных и чугунных деталей, работающих
при температуре 800 градусов. Алюминий и цинк идёт для ремонта деталей,
не подвергающихся воздействию высоких температур. Это крышки головок
блоков, поддонов и других деталей, в частности, навесного оборудования,
которое крепится на двигатель.
Корр.:
Какой опыт получен при использовании
нового оборудования?
А.А:
Сегодня мы успешно восстанавливаем
поддоны двигателя, не снимая их с машин разных марок. Восстанавливаем
посадочные места подшипников коробок передач, ремонтируем радиаторы,
кондиционеры. В общем, все виды работ, которые были упомянуты, уже
выполняются.
Корр.:
Куда надо обращаться автомобилистам
и другим заинтересованным лицам для выполнения работ по восстановлению
деталей с помощью новой космической технологии?
А.А.:
Все работы производятся на базе нашего
предприятия «Автоспеццентр», который находится в пос.Чкаловск, на
ул.Лукашова, 1. Предварительную консультацию можно получить по тел.
73-73-33.
Возможности динамической металлизации
- устранение течей;
- наращивание металла;
- антикоррозионная защита;
- электропроводящие покрытия;
- восстановление посадочных мест подшипников в алюминиевых,
стальных и чугунных деталях;
- нанесение электропроводящего покрытия для контактных площадок
электрооборудования;
- заполнение каверн, прогаров, трещин и других дефектов в
стальных, чугунных, бронзовых, латунных и алюминиевых деталях;
- восстановление подшипников скольжения;
- восстановление формы алюминиевых деталей;
- создание подслоя для нанесения медных и никелевых покрытий
на керамику;
- нанесение светоотражающего покрытия на стекле с повышенной
коррозионной стойкостью;
- а
бразивная подготовка поверхности
керамических изделий для нанесения металлических покрытий.
И это неполный перечень областей применения
технологии динамической металлизации.