Сергей Луценко - главное открытие автоспортивного сезона
Пожалуй, главным открытием минувшего автокроссового сезона можно назвать Сергея Луценко – вице-чемпиона класса «Д2-Классика».
Яркие
взлёты были и у других гонщиков – достаточно вспомнить победу Елизара
Пахмутова в «Дивизионе Д1А», уверенную езду Сергея Смирнова в этом
же зачёте или кавалерийские наскоки Евгения Новика на лидеров «жигулёвского»
класса. Однако Луценко обратил на себя внимание не только быстрой,
но и достаточно стабильной ездой, благодаря чему пилот «Преголь-Лады»
в четырёх гонках из пяти попадал на пьедестал почёта, а одну из
них выиграл – это его первая победа в серьёзном автокроссе. Результаты
тем более достойны уважения, если вспомнить сезон-2006 – Луценко
тогда был в аутсайдерах, заняв только четвёртое место. Что произошло
с гонщиком? Об этом он и рассказал в интервью газете «Авторынок
Калининграда».
Необъезженные двигатели
Корр.:
Сергей, за счёт чего удалось показать такие
результаты – стать вице-чемпионом области?
С.Л.:
Думаю, потому, что многие поехали
на новых необъезженных двигателях – у кого-то получалось сразу быстро
ехать, у кого-то нет. Так уж получилось, что Андрей Горяинов за
весь сезон поменял три мотора. А когда я выиграл гонку, автомобиль
подвёл Дмитрия Наумова.
Корр.:
Какой прогресс был у Вас по сравнению
с прошлым годом?
С.Л.:
Если в позапрошлом году, впервые
выехав на трассу, я боялся этого автомобиля – даже не знал, куда
крутить руль, трасса была знакома лишь визуально, то теперь уже
есть опыт.
Корр.:
Расскажите про первую гонку.
С.Л.:
Повторюсь – не знал, куда руль крутить.
К тому же была влажная трасса – очень скользко, а подходящей резины
не было. Куда автомобиль несёт - никто не знает. Плюс ко всему –
сильное волнение, мандраж.
Корр.:
Чем, по-Вашему, определяется успех
в гонках – техникой, мастерством водителя или удачей?
С.Л.:
Успех, по-моему, зависит от внутреннего
состояния человека, как он настроился на участие, и от надёжности
автомобиля. Можно подготовить и себя, и автомобиль, а после старта
откажет какая-нибудь мелкая деталь, на которую даже не подумал бы.
Настроение сразу падает от такого.
Рассыпавшаяся коробка
Корр.:
Как Вы попали в автоспорт вообще и в кросс,
в частности?
С.Л.:
Как только образовался клуб «Стирлинг»
- тогда организовывались гонки на стадионе «Балтика», на городских
площадках, ралли, потом – автокроссы. Правда, пришёл я чуть позже
Владимира Тарасова и Андрея Горяинова. Гонялись, было очень интересно.
Ездил я тогда на «Мазде 323», «Хонде Легенде», потом по техническим
причинам перестал заниматься. Как-то на «Хонде» во время ралли перестали
переключаться передачи – машина не ехала ни назад, ни вперёд. Позже
разобрали коробку – оказалось, там всё разрушено. Пришлось длительное
время восстанавливать её, поскольку машина была редкая. Когда открыли
гурьевскую трассу, был механиком «Преголь-Лады» у Горяинова. А как-то,
болея за наших гонщиков с Дмитрием Наумовым, подумали: почему бы
и нам не подготовить свои автомобили. И в 2006 году мы вышли на
старт.
Корр.:
В любительских соревнованиях у Вас
были победы?
С.Л.:
Помнится, на соревнованиях на «Балтике»
я как-то занял третье место, а в Гурьевске однажды выиграл.
Корр.:
Аварии тогда случались на гонках?
С.Л.:
У меня – нет.
Судьи спровоцировали «крышу»
Корр.:
Зато в автокроссе в минувшем сезоне Вы отличились
– сделали «крышу». Как всё произошло?
С.Л.:
Всё началось с того, что кто-то совершил
фальстарт, однако красные флаги судьи почему-то не показали. Уже
после трамплина меня развернул Виталий Фёдоров. Я поехал дальше,
начал обгонять Алексея Журавлёва по среднему радиусу (он шёл внутри
поворота) и получил удар в заднее крыло – моя машина тут же перевернулась.
Я ничего не почувствовал, даже испугаться не успел – всё произошло
очень быстро. И вновь поехал дальше.
Корр.:
В дебютном сезоне особых успехов
достичь не удалось. Было ли раздражение, усталость от постоянных
неудач?
С.Л.:
Нет, не было – это закономерный результат,
поскольку опыта ещё не было.
Корр.:
Зато в 2007 году Вы одержали первую
победу. Как отмечали это событие?
С.Л.:
В общем-то, как обычно – с группой
друзей-единомышленников. У нас негласное правило есть – кто победил,
тот и проставляется. Для нас каждый этап чемпионата – праздник,
мы отмечаем это событие и в субботу, и в воскресенье – когда огласят
результаты.
Корр.:
Второй год подряд на заключительном
этапе подаются протесты. Как Вы к этому относитесь? Если, к примеру,
будете безуспешно преследовать соперника – станете писать протест?
С.Л.:
Отношение к протестам – положительное.
В Литве это в порядке вещей. Однажды там призёров награждали при
свете фар, а вечером – разбирали апелляцию. Одно могу сказать точно
– наши машины на 100 процентов соответствуют регламенту. Просто,
к примеру, Наумов – сам очень быстрый гонщик, поэтому и едет так
быстро. Тут дело не в «неправильной» машине. А двигатели у нас одинаковые,
почти всё – стандарт, хотя параметры, конечно, немного иные. Считаю,
автомобили должны быть в рамках правил – если кто-то поставит блокировку
дифференциала, его никто не достанет. Многое зависит от порядочности
людей – если я уверен в человеке, протест писать никогда не буду.
Корр.:
Ходят слухи, что хотят переписать
регламент. Что бы Вы предложили изменить?
С.Л.:
Пока с нами разговаривали лишь по
поводу «сосок» - запрещать их или нет. Я – за отмену, поскольку
«зубастые» шины сильно разрушают трассу, хоть и ездить на них проще
и быстрее. Разрешат такие шины лишь при очень влажной трассе. По
поводу остального пока не думал – на эту тему ещё будут разговоры
и собрания.
Гонок много не бывает
Корр.:
Занятия автокроссом заставляют чем-то жертвовать?
Например, голодать?
С.Л.:
Приходится жертвовать личным временем
– во время чемпионата все выходные дни проводим в боксах, с боевыми
автомобилями. Хорошо, что жена и дети всё понимают и не обижаются,
приезжают поболеть на трассу.
Корр.:
А гонок Вам хватает? Если бы сделали
восемь этапов вместо пяти – проехали бы все?
С.Л.:
Как раз и не хватает – приходится
ездить в Литву. Но заниматься автоспортом – гораздо лучше, чем тупо
лежать днями и ночами перед телевизором и пить пиво.
Корр.:
Почему Вам не удалось отличиться
в Литве?
С.Л.:
Стечение обстоятельств, хотя и шестые-седьмые
места я считаю неплохим результатом. В соседней стране выступает
намного больше участников, чем у нас. Поначалу литовцы на нас смотрели
свысока. После того, как Горяинов, Наумов и Мачуленков одержали
ряд побед и заняли множество призовых мест, нас стали побаиваться.
Да так, что пытались устранить любыми способами. Меня в Таураге
ударили в заднее крыло, и автомобиль лёг на бок.
Корр.:
Почему, по-Вашему, так мало участников
в «Д2-Классике»?
С.Л.:
Прежде всего, из-за высокого уровня
затрат. Поначалу люди думают – что тут такого, какие-то «Жигули».
Но когда начинают браться за дело, осознают, как дорого и сложно
подготавливать спортивный автомобиль.
Корр.:
Каковы планы на следующий сезон
– Ваши лично и команды?
С.Л.:
По поводу личного зачёта – не хотелось
бы загадывать. Задача команды – занять первое место. Если не будет
проблем с визами, продолжим выступления в Литве.
Спасительное непристёгивание
Корр.:
Расскажите о своей «гражданской» автомобильной
жизни.
С.Л.:
Водительский стаж – 25 лет, в настоящее
время езжу на «Opel Omega». Манера вождения – спокойная, а вот в
юности гонял сильно. В аварии попадал раз пять. Как-то перегонял
автомобиль, в Польше на Т-образном перекрёстке проспал поворот –
а когда увидел его, было уже поздно. Вылетел в канаву и проскользил
по ней ещё метров 15. Автомобиль восстановлению не подлежал. А на
улице Ал.Невского, возле мототрассы, зимой я ехал со скоростью 100
км/ч и влетел в дерево водительской стороной. Меня выбросило через
дверь на улицу – порвал штаны да ушиб подбородок. Когда оклемался
через пару дней, попробовал сесть за руль «жигулёнка» – не получилось,
рулевая колонка и дверь не оставили места для водителя. Получается,
непристёгнутый ремень спас жизнь. Именно с той поры ремнём не пользуюсь
– разве что в дальних путешествиях. В городе это бесполезно – с
нашими-то пробками.
На соревнованиях Сергей Луценко постоянно
ощущает поддержку родных и друзей
Сейчас в спортивной команде «Преголь-Лады» - небольшая
межсезонная передышка. Пройдёт месяц – и вновь засверкают электроды
сварочных аппаратов, загромыхают станки, а главное – заработают
увлечённые и фанатичные люди, готовя великолепные автомобили на
базе банальных «копеек» и «пятёрок». А зрители уже в предвкушении
от предстоящей борьбы – удержит ли Наумов титул «царя горы»? Хватит
ли у Луценко дерзости окончательно «дожать» лидеров? Вернётся ли
в строй прежний Горяинов, завоёвывающий титулы со спокойствием удава?
Наконец, сможет ли Тарасов ввязаться в «титульную войну»? Да и соперникам
славного квартета наверняка надоело находиться в тени «прегольладовских»
успехов. Что ж, в 2008 году фанатов ждёт незабываемое зрелище под
названием автокросс.