Совсем скоро стартует очередной сезон калининградского автомобильного
кросса – королевского вида технического спорта для нашего региона.
Нынешний год обещает стать крайне интересным и зрелищным. Организаторы,
как и спортсмены-участники, не сидели зимой и весной сложа руки
и приготовили немало сюрпризов.
Широкой русской душе – широкие повороты
Во-первых, качественно изменится сама трасса. Первый послестартовый поворот расширится вдвое – почти до 20 метров, и входить в него теперь можно будет не сбавляя хода – на скорости в 130 км/ч. Это новшество ощутимо повлияет на зрелищность, а вдобавок автомобилям теперь не будет тесно в первом вираже. Саму трассу будут готовить гораздо тщательнее – по примеру европейцев, утрамбуют виброкатком. Если эксперимент окажется удачным, все пять этапов будут «укатанными». Улучшится и безопасность проведения соревнований – ближе 10 метров к кромке полотна зрителей не подпустят, число судейских постов возрастёт. Сами судьи – только опытные и квалифицированные.
Экология проникла в автоспорт
В 2008 году пилотам запретили использовать в сухую погоду на ведущей оси зубастые шины-«соски». Они великолепно держат трассу, но и уничтожают её немилосердно – уже после первого заезда на грунтовой дорожке одни бугры да ямы. Кстати, более простая резина нивелирует разницу в мощности двигателей, уравнивая возможности машин. С целью спасти трассу уменьшено также и количество тренировочных кругов, теперь их три.
Подверглась благоустройству и территория закрытого парка. Кстати, отныне пилотов будут приучать к порядку и соблюдению чистоты. Место, выделенное команде, по окончании соревнований теперь придётся сдавать комиссарам без мусора и грязи. Под машины необходимо подкладывать «слюнявчики», чтобы вытекшее масло не загрязняло почву.
В дальнейших планах – подведение к «Янтарному кольцу» электричества, что позволит установить фонари, электронную систему хронометража и прочих «радостей» цивилизованного автодрома. Намечено и возведение трибун, и даже организация тотализатора. Планов у Отдела по физической культуре и спорту администрации Гурьевского городского округа громадьё, но на всё нужно время и деньги.
Борьба будет бескомпромиссной
Что касается борьбы и конкуренции на трассе, несомненно одно: в двух классах из трёх ожидается бескомпромиссная и острейшая борьба между 5-6-ю спортсменами. В классе «Д2-Классика» на роль лидеров претендует «большая четвёрка» команды «Преголь-Лада» в составе Дмитрия Наумова, Андрея Горяинова, Владимира Тарасова и Сергея Луценко. Эта дружина в нынешнем году пересела исключительно на ВАЗ-2105; до этого были и «копейки». Самый вероятный конкурент «Лады» - Владимир Рощин, выступающий в нынешнем году под знаменами «Калининградской строительной компании» и прикупивший множество спортивных деталей для своего «жигулёнка» в Москве. Несомненно, покажет себя и Евгений Новик – в минувшем чемпионате он умудрялся бороться с Дмитрием Наумовым. Главное – подготовить надёжный автомобиль.
Неоднозначны шансы Виталия и Виктора Фёдоровых. Отец и сын в 2007 году выступили неудачно – мешали многочисленные поломки и ошибки. Если в нынешнем чемпионате Фёдоровы соберутся с силами, число соискателей призов возрастёт на два человека. Наконец, третья группа – дебютанты: Николай Журавлёв, Денис Акимов и Андрей Сальков. Журавлёв – быстрый картингист и кольцевик, и, вполне вероятно, освоится и в кроссе. Остальные автоспортивного опыта пока не имеют, но чем чёрт не шутит - в любом случае, шесть человек имеют равные шансы на победу, а при благоприятном стечении обстоятельств – и все 10. Так что борьба ожидается очень напряжённая.
Деньги решают не всё
Самый раскрученный и популярный зачёт – Д1А, великолепно сочетающий скорость, массовость и конкуренцию. Среди спортивной общественности в настоящее время все разговоры идут о вице-чемпионе Вадиме Шимко, точнее, о его автомобиле - «Seat Ibiza». Мотор мощностью примерно в 220 л.с., кулачковая коробка передач, позволяющая мгновенно включать скорости, блокировка дифференциала, фирменная подвеска и особенно амортизаторы, омологированный каркас безопасности, обеспечивающий завидную жёсткость кузова, внимание к каждой мелочи – таким набором пока похвастаться никто не может. Да и таланта Вадиму не занимать – буквально с первой в своей жизни гонки он стал бороться за лидерство. Казалось бы, «союз нерушимый», но пара досадных поломок «Сеата» в 2007 году вывела в чемпионы Эркина Хусаинова на гораздо более простой технике - «Volkswagen Scirocco». Главная интрига – теперь Эркин и Вадим выступают за одну команду и оба одинаково хотят взять чемпионский титул. «Формула 1» и раллийный чемпионат просто отдыхают по сравнению с таким пикантным противостоянием.
«Звёздные» мечтатели
Между тем, в Д1А выступают и мечтают о победах не только Хусаинов и Шимко. Александр Лысенко готовит для Фёдора Вальтера уникальный болид на базе ВАЗ-21083 с двухлитровым двигателем «Опель» мощностью под 200 «лошадей». Можно представить себе динамику лёгкой как пушинка «восьмёрки» со столь мощным мотором. Есть в арсенале ВАЗа и другие козыри, однако всё покажет трасса.
Поколдовал над своей старенькой «Джеттой» и Елизар Пахмутов, выигравший одну гонку на «Янтарном кольце». Четырёхдроссельный впуск и облегчённый донельзя кузов – таковы приметы автомобиля этого гонщика.
Не стоит сбрасывать со счетов и нашего постоянного гостя – литовца Линаса Килиса на 170-сильной «копейке». Всерьёз собираются биться за победы Павел Козленко на 160-сильной «восьмёрке», Артём Мачуленков на неслабом «Seat Ibiza», наверняка блеснёт пару раз Юрий Юхтенко на «Мазде 323». Собирается дебютировать в кроссе Иван Жирнов на «Гольфе» второго поколения. Голова идёт кругом от перечисления «звёзд»! Есть надежда увидеть ещё нескольких пилотов на «заряженной» технике.
Зато самый мощный класс - «полноприводный» Д1 – особого оптимизма не вызывает. Ушёл из спорта быстрый и весёлый гонщик – Александр Артемьев, а вместе с ним – и значительная часть интриги чемпионата. В прошлом году Александр Чепелевич уверенно выиграл четыре из пяти гонок, в этом сезоне мощность двигателя полноприводного «Фольксвагена Гольфа» дополнительно увеличена. Может, чемпионский титул вручить Александру уже сейчас, до начала чемпионата?
Молодость против опыта
Как бы не так – зачинщиками интереса вновь явились механики «Весавы-Кросс». Для юного Вячеслава Вальтера строится полноприводная «Мазда 323» на основе болида всё того же Артемьева. Новая турбина, поршни, другие детали двигателя – самые лучшие, известнейших фирм мира, да и изначально потенциал японского автомобиля очень велик. Главное – успеть подготовить автомобиль и как следует потренироваться. Вряд ли Слава сразу начнёт обгонять Чепелевича, но к середине сезона – почему бы и нет?
Аналогичная «Мазда» находится в руках Дмитрия Краснова, но не столь высокого уровня подготовки. Если не горячиться и использовать любые ошибки или поломки машин лидеров, то Дмитрий также вполне может повоевать за «золото». Как и Александр Власюк, благодаря феноменальной стабильности ставший двукратным вице-чемпионом Д1.
К сожалению, «завязал» с гонками Игорь Севостьянов, обладатель мощнейшего «Гольфа» третьего поколения. Не исключено, что потянутся в Дивизион 1 и участники более младшего зачёта – Д1А. Благо, разница в скорости не слишком велика.
Борьба за ускользающий кубок
Станет интересным сражение за командную победу. Команда КСК – уже дважды чемпион в этом зачёте, и если ей удастся в третий раз удержать почётный титул – роскошный кубок достанется спортсменам навсегда. Пока же трофей принадлежит «строителям» временно. Сделать это будет архисложно – ведь те же победные цели преследуют и мощные коллективы «Преголь-Лада», «Весава-Кросс», «Спорт-Гараж».
Программа соревнований оставлена без изменений. Каждый этап будет проходить в два дня. В субботу зрители смогут наблюдать за тренировкой (с 12 часов), квалификацией (часом позже) и полуфинальными заездам – если соберётся более 10 автомобилей в классе. В воскресенье – основной «десерт». В 10.30 – торжественное открытие соревнований, парад участников, в 10.50 – начало заездов.
Организаторы чемпионата: Отдел по физической культуре и спорту администрации Гурьевского городского округа, администрация Гурьевского городского округа, Областная детско-юношеская спортивная школа. Спонсор чемпионата – страховая компания «Росгосстрах». Призовой фонд чемпионата – 500 тысяч рублей.
Календарь
областного лично-командного чемпионата Калининградской области по автомобильному кроссу «Янтарное кольцо» 2008 года